Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

День учителя физики

«Пока новейшие достижения науки не станут содержанием школьного обучения, разрыв между тем, чему учат, и тем, чему надо учить, будет возрастать», – заявил известный педагог Александр Зильберман.
Тесты ЕГЭ совершенно непригодны для работы с одаренными детьми, а педагогика, ориентированная на сдачу таких тестов, учит детей не размышлять, а заучивать чужие формулировки, считает он.
Достижения науки задают новые перспективы для школьного образования. Уже появились фильмы, снятые в космосе специально для учебных целей. Например, фильм Сереброва “Уроки из космоса”, о котором рассказал на марафоне летчик-космонавт Александр Лазуткин.
Школам Северного округа Москвы повезло. Они смогли договориться о сотрудничестве с Домом авиации и космонавтики. Началась работа над проектами: “Система космического мониторинга Земли”, “Космонавтика глазами журналистов XX века”, “Атмосферные явления”.
Сегодня школьники могут попросить космонавтов даже попробовать вырастить в космосе растения по проекту ребят.
Новые возможности перед учителями открывает развитие информационных технологий. В этом убедились посетители секции “Компьютерные технологии на уроках физики”.

Закопченный материал не смачивается водой. Как ведет себя капелька жидкости, упав на такую поверхность? Выяснить это предложила своим ученикам преподаватель Центра образования №1862 Галина Туркина. Ребята не поленились, сняли опыт на цифровую видеокамеру. А отснятый материал занесли в компьютер с большим объемом памяти. Теперь каждый любопытный может увидеть на экране монитора необычное поведение капельки.
В памяти компьютера у ребят из Центра образования много таких загадок. Вот два ученика становятся на дощечку, которая лежит на четырех электрических лампочках. Как вы думаете, что происходит дальше? Лампочки не выдерживают веса ребят. Тогда один ученик встает на одну лампочку, и она остается невредимой. После такого опыта жгучий интерес к причинам “хрупкости” первых четырех лампочек покоя не дает даже ко всему равнодушным двоечникам.
Многие педагоги пришли в Дом учителя только ради встречи с авторами учебников. Их желание послушать людей, написавших книги, с которыми каждый день идешь на урок, понятно. А о чем собирались рассказать авторы?
Оказывается, о том, как научить детей самостоятельно формулировать проблемы исходя из фактов, выдвигать гипотезы и проверять их экспериментально. Во всяком случае, доктор педагогических наук Василий Разумовский предлагает создателям новых учебников ориентироваться именно на такой подход.
Елена Гутник рассказала о том, что будет дорабатываться в комплекте учебников, которые она написала в соавторстве с Перышкиным. Недавно этот комплект получил гриф “Рекомендовано министерством”.
Как заинтересовать детей физикой? Об этом знает учитель школы № 176 Вячеслав Кожевников. Он раскрыл марафонцам свой секрет: надо проводить физические турниры! Как? Очень просто: ученики 8–9 классов делятся на команды, выбирают капитанов, придумывают эмблемы, выпускают специальные газеты, участвуют в конкурсах с интересными заданиями. Например, дается мензурка, стакан с водой, куски пластилина. Надо, не разламывая пластилин, определить, что находится внутри. К турниру каждая команда долго готовится. Придумывает самоходные средства передвижения. Восьмиклассники – машины на механической тяге, а девятиклассники – на электрической. В “ралли” побеждает самая быстрая модель.
На секции “Новое в школьном физическом эксперименте” оказалось так много учителей с интересными творческими находками, что на их демонстрацию просто не хватило времени. Пришлось учителям урезать свои выступления и вместо десяти запланированных экспериментов показать три, зато самых-самых...
Настоящую овацию вызвали “экстрасенсорные” способности учителя физики школы № 425 Владимира Пузырева. Он попросил учителей поднять вверх сжатые в кулак руки. И вдруг одновременно с послушно исполненным учителями жестом деревянный домик, до того мирно стоящий на столе перед Владимиром Федоровичем, подпрыгнул над подставкой. Потом Пузырев, заставив зал сосредоточиться на одной-единственной мысли «Да будет свет!», каким-то чудом «зажег» круглый предмет, в центре которого была вкручена маленькая лампочка.
Физики, сидящие в зале, конечно же сразу догадались о подоплеке “экстрасенсорных способностей” хитрющего Пузырева. Но вообразите на их месте учеников, которые только начинают знакомиться с физикой...
А учитель школы № 1273 Галина Устюгова поделилась с педагогами другим фокусом: как в обыкновенном сосуде с водой создать модель ужасного торнадо. И не только возродить смерч, но и усмирить его.
То-то будет весело теперь на уроках наших марафонцев!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru