II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
МАРАФОН
День учителя химии
Зачем ребенку химия? Как эти знания
влияют на личность ученика, его
мировоззренческие становления, повседневный
интерес и будущую жизнь? Можно ли заинтересовать
химией восьмиклассника, который приходит в
кабинет, заранее настроенный против этой науки,
вольно или невольно разделяя “химофобию” всего
общества? Нелегкие вопросы пришлось обсуждать
участникам Дня учителя химии.
“Ребенок захочет познавать новую науку только в
том случае, если понимает, зачем он учится”, –
неустанно повторял Павел Оржековский, призывая
на лекции “Дидактический принцип
сознательности и структура курса химии”
приблизить обучение к зоне актуального познания
ребенка. Как? Прежде всего живым, наглядным,
увлекательным экспериментом на уроке.
Учитель московской гуманитарной гимназии №1259
Владимир Головнер поделился своим опытом новых
подходов к методике эксперимента в органической
химии. Цель его практикума проста: научить ребят
работать с веществами, окружающими их в
повседневной жизни, – бытовыми химикатами,
пищевыми продуктами, мылом, лекарствами,
пластмассами. А доцент Московского
педагогического университета Павел Беспалов
провел красивые парадоксальные эксперименты по
неорганической химии прямо в Большом зале.
Можно ли повысить гуманитарную,
мировоззренческую насыщенность учебников химии,
сохранив научный уровень? Такой поворот проблемы
заинтересованного обучения активно обсуждался
на многих лекциях, семинарах и «круглых столах».
Профессор химического факультета МГУ Николай
Кузьменко и доцент химического факультета Вадим
Еремин в лекции “Современное химическое
образование: стандарты, учебники, олимпиады,
экзамены” говорили о грубейшей химической
безграмотности общества, оказывающей вредное
влияние на физическое и нравственное здоровье
подрастающего поколения. С тревогой задавали
залу в общем-то риторический вопрос: почему в
программе школьной реформы не нашлось места для
группы естественных наук? Олег Габриелян,
профессор кафедры естественно-экологического
образования ИПК и ПРНО Московской области,
представляя учебно-методические комплекты
“Химия” издательства “Дрофа” и читая лекцию
“Авторское видение учебно-методического
комплекта по химии в школе”, горячо настаивал на
том, что курс химии – именно мировоззренческий
курс. И химия – не просто строчки в учебнике, а
постоянное соседство каждого человека,
важнейший фактор развития окружающей среды.
Опытом использования новых технологий в
преподавании химии поделились Герман Фадеев,
заведующий кафедрой химии Московского
государственного технического университета им.
Баумана, и Михаил Дорофеев, преподаватель
кафедры методики обучения химии Московского
института открытого образования.
Экологическую проблематику, которая
также непременно должна присутствовать в курсе
химии, обсудили с участниками марафона профессор
МПГУ Валентина Назаренко, доцент МПГУ Мария
Трухина и учитель химии московской школы № 569
Юлия Яснова. Если, изучая состав, строение и
свойства вещества, добавить еще одну
составляющую – биологическую роль, то мы сразу
выйдем на экологическую проблематику, которая
очевидно, наглядно, насущно нужна, важна и
интересна подростку. Ученик и должен, и хочет
знать об опасности и безопасности окружающих его
веществ в зависимости от концентрации, о
загрязняющих веществах, опасных для здоровья в
любых концентрациях, о закономерностях
повышения токсичности металлов и о многих других
экологических закономерностях, затрагивающих
каждого.
Весь день в Голубой гостиной царил ажиотаж. От
гостей, желающих посетить выставку-продажу
учебно-методической литературы ведущих
издательств – “Просвещение”, “Оникс 21 век. Мир
и образование”, “Энас”, “Дрофа”, – не было
отбоя.
Насыщенная программа дня собрала 452 участника. 364
из них пришли на педагогический марафон впервые,
а 88 – уже участвовали в его работе в прошлом году
и, похоже, не разочаровались.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|