Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Елена ИВАНИЦКАЯ

День учителя химии

Зачем ребенку химия? Как эти знания влияют на личность ученика, его мировоззренческие становления, повседневный интерес и будущую жизнь? Можно ли заинтересовать химией восьмиклассника, который приходит в кабинет, заранее настроенный против этой науки, вольно или невольно разделяя “химофобию” всего общества? Нелегкие вопросы пришлось обсуждать участникам Дня учителя химии.
“Ребенок захочет познавать новую науку только в том случае, если понимает, зачем он учится”, – неустанно повторял Павел Оржековский, призывая на лекции “Дидактический принцип сознательности и структура курса химии” приблизить обучение к зоне актуального познания ребенка. Как? Прежде всего живым, наглядным, увлекательным экспериментом на уроке.
Учитель московской гуманитарной гимназии №1259 Владимир Головнер поделился своим опытом новых подходов к методике эксперимента в органической химии. Цель его практикума проста: научить ребят работать с веществами, окружающими их в повседневной жизни, – бытовыми химикатами, пищевыми продуктами, мылом, лекарствами, пластмассами. А доцент Московского педагогического университета Павел Беспалов провел красивые парадоксальные эксперименты по неорганической химии прямо в Большом зале.
Можно ли повысить гуманитарную, мировоззренческую насыщенность учебников химии, сохранив научный уровень? Такой поворот проблемы заинтересованного обучения активно обсуждался на многих лекциях, семинарах и «круглых столах».
Профессор химического факультета МГУ Николай Кузьменко и доцент химического факультета Вадим Еремин в лекции “Современное химическое образование: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены” говорили о грубейшей химической безграмотности общества, оказывающей вредное влияние на физическое и нравственное здоровье подрастающего поколения. С тревогой задавали залу в общем-то риторический вопрос: почему в программе школьной реформы не нашлось места для группы естественных наук? Олег Габриелян, профессор кафедры естественно-экологического образования ИПК и ПРНО Московской области, представляя учебно-методические комплекты “Химия” издательства “Дрофа” и читая лекцию “Авторское видение учебно-методического комплекта по химии в школе”, горячо настаивал на том, что курс химии – именно мировоззренческий курс. И химия – не просто строчки в учебнике, а постоянное соседство каждого человека, важнейший фактор развития окружающей среды.
Опытом использования новых технологий в преподавании химии поделились Герман Фадеев, заведующий кафедрой химии Московского государственного технического университета им. Баумана, и Михаил Дорофеев, преподаватель кафедры методики обучения химии Московского института открытого образования.

Экологическую проблематику, которая также непременно должна присутствовать в курсе химии, обсудили с участниками марафона профессор МПГУ Валентина Назаренко, доцент МПГУ Мария Трухина и учитель химии московской школы № 569 Юлия Яснова. Если, изучая состав, строение и свойства вещества, добавить еще одну составляющую – биологическую роль, то мы сразу выйдем на экологическую проблематику, которая очевидно, наглядно, насущно нужна, важна и интересна подростку. Ученик и должен, и хочет знать об опасности и безопасности окружающих его веществ в зависимости от концентрации, о загрязняющих веществах, опасных для здоровья в любых концентрациях, о закономерностях повышения токсичности металлов и о многих других экологических закономерностях, затрагивающих каждого.
Весь день в Голубой гостиной царил ажиотаж. От гостей, желающих посетить выставку-продажу учебно-методической литературы ведущих издательств – “Просвещение”, “Оникс 21 век. Мир и образование”, “Энас”, “Дрофа”, – не было отбоя.
Насыщенная программа дня собрала 452 участника. 364 из них пришли на педагогический марафон впервые, а 88 – уже участвовали в его работе в прошлом году и, похоже, не разочаровались.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru