Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Елена ЛИТВЯК

День учителя биологии

Чему мы учим и зачем? Сторонники двух взаимоисключающих точек зрения – предметного, понятийного учения и знания-переживания, познания живого мира – уступать друг другу не собирались. И где бы ни встречались учителя биологии – на «круглом столе» по проблемам школьного биологического образования, у прилавков ярмарки методической литературы или на творческих мастерских коллег-учителей, предлагавших новые способы введения детей в мир естественных наук, – споры возникали всякий раз, стоило кому-нибудь начать разговор о методах, а значит, о подходящих учебниках, стандартах, едином государственном экзамене.
Подходящими учебниками были объявлены только те, на которых стоит министерский гриф, остальную литературу разрешено использовать лишь как справочную при подготовке к урокам. Поэтому так много учителей пришли на встречу с представителями издательств «Просвещение», «Дрофа», «Вентана-Граф», «Энас».
Авторы федеральных учебников, изданных издательством «Дрофа», Владислав Сивоглазов (Сонин) и Владимир Пасечник долго рассказывали о преимуществах именно этих учебных комплектов для пятых–одиннадцатых классов. И сделаны-то они как раз под стандарты, и гриф на них вожделенный стоит. А учителя-практики, ежедневно использующие их на уроках, упорно задавали авторам не самые приятные вопросы: как же так, вы рекомендуете столько лабораторных работ с животными живого уголка, а у нас не только их, а даже элементарных наглядных таблиц в помине нет! У меня не получается преподавать по вашим книгам, времени не хватает, что делать? Неужели нельзя включить в сетку расписания хотя бы еще один час биологии, ведь скоро будет экзамен?
ЕГЭ... Опять и опять возникали вопросы, будто в этих экзаменах вся суть и смысл биологического школьного образования. Каждый посетитель уносил с собой из Дома учителя пачку книжек. Главной добычей считались тесты и комплекты примерных билетов.
Ведущие «круглого стола» Валерия Кучменко и Галина Калинова заверяли присутствующих, что единый экзамен – это ответ на пожелания учеников и их родителей, стремящихся избежать сложностей при поступлении в вуз. Против – только ректоры вузов. Чтобы ученики сами попросили придумать для них десять тысяч вопросов? Почему-то в это верится с трудом.
Парадоксально сочетаются с этим утверждением и реплики учителей из зала: хорошо бы, говорили они, не забывать, что одаренных детей не так уж много, что обычно мы имеем дело со средними, большинство из которых нуждаются лишь в общем представлении о биологии. А по существующим учебникам (особенно в восьмом и девятом классах) разговаривать с учениками приходится на уровне понятий студентов первого курса медицинского института. Получается учение без фундамента, по принципу сдал–забыл.
Совсем о другом учении, основанном на учете индивидуального стиля деятельности ребенка, говорила педагог московской школы № 196, кандидат биологических наук Наталья Галеева. О том, что даже неуспешного ребенка можно обучить биологии, если не забывать простенькое правило: нельзя заставить хотеть учиться, можно лишь создать условия для появления мотивации. А без желания учиться все разговоры о предстоящих экзаменах – пустой звук.
Наталья Львовна не стала рекомендовать методическую литературу, призвала учителей учиться думать самим, видеть, к чему мы в ребенке обращаемся, когда задаем ему тот или иной вопрос: к его долговременной памяти или к способности рассуждать, анализировать, сравнивать, понимать? Когда учитель задает себе подобные вопросы достаточно регулярно, возникает образование другого типа и качества – обучение через развитие личности. Учитель думает уже не только над тем, как получше преподать материал, а как, подавая материал, содействовать раскрытию ребенка. Начинает наблюдать жизнь детей, прикидывать, каким способом они воспринимают мир – через слова, образы, движение? И предлагает задания, связанные с основным способом их восприятия. Вот когда каждый ребенок действительно делает настоящий прыжок вперед. Вот когда можно говорить о знании, проверять его, измерять, предлагать ребенку более трудную для него работу. Но сначала – развить, вдохновить, поддержать и помочь.

Никакого желания дискутировать не имели, пожалуй, только слушатели лекций по проблемам современной биологии и те, ко пришел на встречу с работниками Московского зоопарка. Свой рассказ о том, как они проводят выездные лекции в школах, сотрудники зоопарка наглядно продемонстрировали – привезли с собой своих лохматых и пернатых воспитанников в специальных дорожных клетках. По столу важно шествовал красавец-петух, барабанил лапами совершенно белый заяц, шуршали в клетках какие-то другие, неведомые пока представители животного царства. Зрители смеялись, щелкали затворами любительских «мыльниц»...
Может, мы зря так безудержно спорим? Экзамены минут как сон, забудутся страницы учебников. Останется только любовь к зверушкам и травам, которую кто-то из нас сумел зажечь в ребенке. Он-то и есть настоящий биолог. И просто хороший человек. Разве не в этом великая цель просвещения?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru