II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
МАРАФОН
День учителя биологии
Чему мы учим и зачем? Сторонники двух
взаимоисключающих точек зрения – предметного,
понятийного учения и знания-переживания,
познания живого мира – уступать друг другу не
собирались. И где бы ни встречались учителя
биологии – на «круглом столе» по проблемам
школьного биологического образования, у
прилавков ярмарки методической литературы или
на творческих мастерских коллег-учителей,
предлагавших новые способы введения детей в мир
естественных наук, – споры возникали всякий раз,
стоило кому-нибудь начать разговор о методах, а
значит, о подходящих учебниках, стандартах,
едином государственном экзамене.
Подходящими учебниками были объявлены только те,
на которых стоит министерский гриф, остальную
литературу разрешено использовать лишь как
справочную при подготовке к урокам. Поэтому так
много учителей пришли на встречу с
представителями издательств «Просвещение»,
«Дрофа», «Вентана-Граф», «Энас».
Авторы федеральных учебников, изданных
издательством «Дрофа», Владислав Сивоглазов
(Сонин) и Владимир Пасечник долго рассказывали о
преимуществах именно этих учебных комплектов
для пятых–одиннадцатых классов. И сделаны-то они
как раз под стандарты, и гриф на них вожделенный
стоит. А учителя-практики, ежедневно
использующие их на уроках, упорно задавали
авторам не самые приятные вопросы: как же так, вы
рекомендуете столько лабораторных работ с
животными живого уголка, а у нас не только их, а
даже элементарных наглядных таблиц в помине нет!
У меня не получается преподавать по вашим книгам,
времени не хватает, что делать? Неужели нельзя
включить в сетку расписания хотя бы еще один час
биологии, ведь скоро будет экзамен?
ЕГЭ... Опять и опять возникали вопросы, будто в
этих экзаменах вся суть и смысл биологического
школьного образования. Каждый посетитель уносил
с собой из Дома учителя пачку книжек. Главной
добычей считались тесты и комплекты примерных
билетов.
Ведущие «круглого стола» Валерия Кучменко и
Галина Калинова заверяли присутствующих, что
единый экзамен – это ответ на пожелания учеников
и их родителей, стремящихся избежать сложностей
при поступлении в вуз. Против – только ректоры
вузов. Чтобы ученики сами попросили придумать
для них десять тысяч вопросов? Почему-то в это
верится с трудом.
Парадоксально сочетаются с этим утверждением и
реплики учителей из зала: хорошо бы, говорили они,
не забывать, что одаренных детей не так уж много,
что обычно мы имеем дело со средними, большинство
из которых нуждаются лишь в общем представлении
о биологии. А по существующим учебникам (особенно
в восьмом и девятом классах) разговаривать с
учениками приходится на уровне понятий
студентов первого курса медицинского института.
Получается учение без фундамента, по принципу
сдал–забыл.
Совсем о другом учении, основанном на учете
индивидуального стиля деятельности ребенка,
говорила педагог московской школы № 196, кандидат
биологических наук Наталья Галеева. О том, что
даже неуспешного ребенка можно обучить биологии,
если не забывать простенькое правило: нельзя
заставить хотеть учиться, можно лишь создать
условия для появления мотивации. А без желания
учиться все разговоры о предстоящих экзаменах –
пустой звук.
Наталья Львовна не стала рекомендовать
методическую литературу, призвала учителей
учиться думать самим, видеть, к чему мы в ребенке
обращаемся, когда задаем ему тот или иной вопрос:
к его долговременной памяти или к способности
рассуждать, анализировать, сравнивать, понимать?
Когда учитель задает себе подобные вопросы
достаточно регулярно, возникает образование
другого типа и качества – обучение через
развитие личности. Учитель думает уже не только
над тем, как получше преподать материал, а как,
подавая материал, содействовать раскрытию
ребенка. Начинает наблюдать жизнь детей,
прикидывать, каким способом они воспринимают мир
– через слова, образы, движение? И предлагает
задания, связанные с основным способом их
восприятия. Вот когда каждый ребенок
действительно делает настоящий прыжок вперед.
Вот когда можно говорить о знании, проверять его,
измерять, предлагать ребенку более трудную для
него работу. Но сначала – развить, вдохновить,
поддержать и помочь.
Никакого желания дискутировать не
имели, пожалуй, только слушатели лекций по
проблемам современной биологии и те, ко пришел на
встречу с работниками Московского зоопарка. Свой
рассказ о том, как они проводят выездные лекции в
школах, сотрудники зоопарка наглядно
продемонстрировали – привезли с собой своих
лохматых и пернатых воспитанников в специальных
дорожных клетках. По столу важно шествовал
красавец-петух, барабанил лапами совершенно
белый заяц, шуршали в клетках какие-то другие,
неведомые пока представители животного царства.
Зрители смеялись, щелкали затворами
любительских «мыльниц»...
Может, мы зря так безудержно спорим? Экзамены
минут как сон, забудутся страницы учебников.
Останется только любовь к зверушкам и травам,
которую кто-то из нас сумел зажечь в ребенке.
Он-то и есть настоящий биолог. И просто хороший
человек. Разве не в этом великая цель
просвещения?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|