ПОВЕСТКА ДНЯ
Налоговых льгот школе не будет
Проправительственные фракции в
очередной раз провалили законопроекты, которые
должны были изменить налогообложение системы
образования
Об этих важных законопроектах (о
внесении поправок в статьи 164 и 264 Налогового
кодекса) «ПС» уже рассказывало в конце января,
когда они были поддержаны думским Комитетом по
бюджету и налогам, имеющим обыкновение выступать
против введения новых налоговых льгот. Авторы
законодательной инициативы – депутаты Госдумы
Александр Шишлов, Олег Смолин, Михаил Задорнов,
Сергей Штогрин, Валентина Иванова.
Один из законопроектов предусматривал снижение
ставки налога на добавленную стоимость для
учебной аудио-, видео- и компьютерной продукции
(CD, дискеты с учебными программами) с 20 до 10
процентов. Очевидно, что эта норма, уравнивающая
в правах учебные издания на разных
информационных носителях (книги и CD, видео- и
аудиокассеты), по существу не является льготой,
она лишь приводит ставки налогов в соответствие
с современными условиями издания учебной
продукции. Принятие нормы способствовало бы
увеличению доступности к качественному
образованию.
Второй законопроект имеет для учреждений
образования еще большее значение: он
предусматривал отмену налога на прибыль, который
сегодня вынуждены платить образовательные
учреждения, приобретая основные средства на
внебюджетные деньги. Покупая на заработанные
самостоятельно деньги для учебных целей
оборудование или улучшая
материально-техническую базу, директора и
ректоры должны платить ощутимый налог. Это
настолько невыгодно, что только за один год и
только по вузам Министерства образования 3,5
миллиарда рублей были списаны по статье «прочие
расходы» – а могли быть потрачены на техническое
оснащение, мебель… В соответствии с
законопроектом налоговая база учреждения
образования должна была уменьшаться на сумму,
затраченную на приобретение основных средств и
малоценных предметов. Нужно ли говорить, как
ждали руководители школ и вузов принятия такой
льготы?
«Необходимо установить эту льготу, потому что
учреждениям сегодня выгоднее «проесть»
средства, чем вложить их в собственное развитие»,
– убеждали депутатов авторы законопроекта
Александр Шишлов и Михаил Задорнов. Однако
большая часть Думы, с подачи правительства, была
уверена в обратном. «Принимая вторую часть
Налогового кодекса, мы договаривались, что налог
на прибыль будет одинаковым для всех, – заявил
представитель правительства, заместитель
министра финансов Михаил Моторин. – Известно,
что льготой всегда пользуются совсем не те, кому
она предназначается!» «Так на это же в стране
есть прокуратура! К тому же мы запишем в законе,
что средства должны приобретаться только для
учебных целей», – отбивались авторы
законопроекта. «А что касается поправки в 164-ю
статью НК, то это вообще не приведет к
удешевлению учебной продукции, а приведет к
росту прибылей производителей», – запальчиво
заявил Михаил Моторин, забывая, очевидно, что в
отношении книжной продукции льгота все-таки
привела к удешевлению учебников. «Я другой такой
страны не знаю, где бы образование облагалось
налогами, – сыронизировал заместитель
председателя Комитета по образованию и науке
Олег Смолин. – Ни в США, ни в Великобритании, во
Франции или Южной Корее не облагаются налогом
внебюджетные средства системы образования!
Получается, что одинаковой должна быть ставка
налога для Газпрома и сельской больницы,
нефтяной компании и Большого театра, инвалидов и
новых русских?»
«Очень важно создать стимул для приобретения в
школы современного учебного оборудования, –
поддержал законопроект депутат Алексей Арбатов.
– В школах Сибири и Дальнего Востока с
появлением компьютерных классов меняется
культурный уровень не только школьников, но и
целого села!» В поддержку законопроекта
высказалась также депутат Тамара Плетнева.
Однако центристские фракции были явно не
намерены поддерживать систему образования.
Проголосовали «за» только фракции «Яблоко», СПС,
КПРФ и Агропромышленная группа. Их голосов для
принятия законопроектов не хватило: 193 (по
второму законопроекту – 194) голоса «за» при
необходимых 226. При этом вновь проявилась
двойственная позиция некоторых членов Комитета
по образованию и науке: не отдали свои голоса за
законопроекты Гаджимет Сафаралиев (выступил
против обоих проектов), Михаил Залиханов,
Александр Шелехов и сопредседатель РОСРО Андрей
Кокошин.
«Правительство в очередной раз фактически
выступило против развития отечественного
образования», – сказал председатель Комитета
Госдумы по образованию и науке Александр
Шишлов, комментируя итоги голосования.
«Необходимо вновь внести данные законопроекты в
Думу, усилив их содержание. И все-таки пока
местные образовательные сообщества и сами
учреждения не начнут давить на своих депутатов, у
этих законопроектов мало шансов» – таково
мнение Олега Смолина. К слову, ближайшие
несколько месяцев перед выборами – хорошее
время для того, чтобы продвинуть хотя бы какие-то
из законопроектов, полезных для образования.
Очевидно, социальные и образовательные
законопроекты вообще будут сдвигаться как можно
ближе к выборам в Госдуму. Может быть, тогда
депутаты изменят точку зрения.
Результаты голосования по налоговым
льготам для системы образования:
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
КПРФ |
79 |
0 |
0 |
3 |
Единство |
0 |
6 |
1 |
74 |
Народный
депутат |
8 |
1 |
0 |
44 |
ОВР |
0 |
0 |
0 |
51 |
СПС |
30 |
1 |
0 |
1 |
Яблоко |
17 |
0 |
0 |
0 |
Регионы
России |
12 |
0 |
0 |
35 |
ЛДПР |
0 |
0 |
0 |
13 |
АПГ |
38 |
0 |
0 |
5 |
Независимые
депутаты |
10 |
0 |
0 |
11 |
Итого: за – 194, против – 8,
воздержались – 1, не голосовали – 237.
Необходимое для принятия решения число голосов
“за” – 226.
Результат: НЕ ПРИНЯТО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|