КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
Во вторник, 15 апреля, станут известны
лауреаты фестиваля «Золотая маска». Сегодня мы
завершаем рассказ о номинантах на национальную
театральную премию. Обозреватели «ПС»
представляют спектакли в области современного
танца и оперного искусства.
Игра отражений
СЦЕНА ИЗ ОПЕРЫ “МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ”
Из шести оперных постановок, включенных
в программу фестиваля «Золотая маска», самыми
интересными пока что оказались два московских
спектакля. Людмила Налетова, молодой режиссер
Московского театра имени Станиславского и
Немировича-Данченко, нашла оригинальное решение
одной из самых популярных, замученных
всевозможными интерпретациями опер Пуччини –
«Мадам Баттерфляй». Налетова совместила
элементы церемоний японских театров «Но» и
«Кабуки» с классическими мизансценами
европейской мелодрамы. Зрелище получилось
похожим на дамский роман – наивным, но красивым и
трогательным. На фоне белых кулис и задника,
подсвеченных бледно-сиреневым, возникают
ажурный силуэт Фудзиямы, белый бумажный домик
героини и лодка, в которой Чио-Чио-Cан поет о любви
и картинно закалывается. Пестрые костюмы
смотрятся на этом дымчатом фоне как цветы,
вышитые на шелке. Художник Елена Степанова
соединила в одеяниях персонажей японские кимоно
и веера с европейскими фраками и турнюрами,
забавно обыграв таким образом музыкальные
изобретения Пуччини, лихо вплетавшего
ориентальные мотивы в итальянские мелодии.
Обаятельная примадонна театра Ольга Гурякова,
чей лирический голос, строго говоря, не подходит
драматической партии Чио-Чио-Cан, тем не менее
удачно вписывается в этот спектакль. Она
изображает певицу пуччиниевского стиля так же
старательно, как ее героиня-гейша –
добропорядочную жену американца, а сам Пуччини –
японскую музыку.
Более замысловатую игру ведет главный режиссер
Московского театра «Геликон» Дмитрий Бертман. Он
впервые в России поставил «Лулу» – одно из самых
интригующих произведений австрийского
композитора-авангардиста Альбана Берга,
написанное по мотивам дилогии Франка Ведекинда.
Это одно из самых интригующих произведений
Берга. Вместе со своим учителем Арнольдом
Шенбергом и соучеником Антоном Веберном Берг
создал «Новую Венскую школу», одно из важнейших
музыкальных направлений ХХ века. Но в отличие от
коллег не сосредоточился на разработке
атональной, серийной и других видов
композиторской техники, противостоящих всей
прошлой истории музыки. Напротив, новые приемы
соединяются у Берга с «расщепленными» и
скомбинированными в непривычном порядке
элементами музыкальных систем разных эпох.
Получается загадочное звуковое пространство,
завораживающее квазицитатами и причудливыми
ассоциациями. Оно притягательно, обманчиво и
пугающе, точь-в-точь как образ Лулу, девушки с
улицы, она, привлекая мужчин, осваивается в
высшем обществе, губит своих спутников и умирает
сама, вновь опустившись на «дно».
Бертман пытается создать такое же пространство
на сцене, пугая зрителей изогнутыми зеркалами, в
которых вырезаны человеческие силуэты
(художники Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный). Не
менее причудливы и костюмы. Лучший из них –
платье самой Лулу, трансформирующееся то в
вечерний туалет, то в пеньюар, то в одеяние
кабареточной дивы, то в лохмотья проститутки.
Можно любоваться грацией Марины Андреевой в
партии Лулу и великолепной фигурой чемпиона по
бодибилдингу Максима Лосева в бессловесной роли
Джека-Потрошителя, закалывающего героиню. А
также догадываться, как впечатляюще могла бы
звучать музыка Берга, будь в распоряжении
дирижера Владимира Понькина зал с приличной
акустикой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|