Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
 

Во вторник, 15 апреля, станут известны лауреаты фестиваля «Золотая маска». Сегодня мы завершаем рассказ о номинантах на национальную театральную премию. Обозреватели «ПС» представляют спектакли в области современного танца и оперного искусства.

Ярослав СЕДОВ

Игра отражений

СЦЕНА ИЗ ОПЕРЫ “МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ”

СЦЕНА ИЗ ОПЕРЫ “МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ”

Из шести оперных постановок, включенных в программу фестиваля «Золотая маска», самыми интересными пока что оказались два московских спектакля. Людмила Налетова, молодой режиссер Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, нашла оригинальное решение одной из самых популярных, замученных всевозможными интерпретациями опер Пуччини – «Мадам Баттерфляй». Налетова совместила элементы церемоний японских театров «Но» и «Кабуки» с классическими мизансценами европейской мелодрамы. Зрелище получилось похожим на дамский роман – наивным, но красивым и трогательным. На фоне белых кулис и задника, подсвеченных бледно-сиреневым, возникают ажурный силуэт Фудзиямы, белый бумажный домик героини и лодка, в которой Чио-Чио-Cан поет о любви и картинно закалывается. Пестрые костюмы смотрятся на этом дымчатом фоне как цветы, вышитые на шелке. Художник Елена Степанова соединила в одеяниях персонажей японские кимоно и веера с европейскими фраками и турнюрами, забавно обыграв таким образом музыкальные изобретения Пуччини, лихо вплетавшего ориентальные мотивы в итальянские мелодии. Обаятельная примадонна театра Ольга Гурякова, чей лирический голос, строго говоря, не подходит драматической партии Чио-Чио-Cан, тем не менее удачно вписывается в этот спектакль. Она изображает певицу пуччиниевского стиля так же старательно, как ее героиня-гейша – добропорядочную жену американца, а сам Пуччини – японскую музыку.
Более замысловатую игру ведет главный режиссер Московского театра «Геликон» Дмитрий Бертман. Он впервые в России поставил «Лулу» – одно из самых интригующих произведений австрийского композитора-авангардиста Альбана Берга, написанное по мотивам дилогии Франка Ведекинда. Это одно из самых интригующих произведений Берга. Вместе со своим учителем Арнольдом Шенбергом и соучеником Антоном Веберном Берг создал «Новую Венскую школу», одно из важнейших музыкальных направлений ХХ века. Но в отличие от коллег не сосредоточился на разработке атональной, серийной и других видов композиторской техники, противостоящих всей прошлой истории музыки. Напротив, новые приемы соединяются у Берга с «расщепленными» и скомбинированными в непривычном порядке элементами музыкальных систем разных эпох. Получается загадочное звуковое пространство, завораживающее квазицитатами и причудливыми ассоциациями. Оно притягательно, обманчиво и пугающе, точь-в-точь как образ Лулу, девушки с улицы, она, привлекая мужчин, осваивается в высшем обществе, губит своих спутников и умирает сама, вновь опустившись на «дно».
Бертман пытается создать такое же пространство на сцене, пугая зрителей изогнутыми зеркалами, в которых вырезаны человеческие силуэты (художники Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный). Не менее причудливы и костюмы. Лучший из них – платье самой Лулу, трансформирующееся то в вечерний туалет, то в пеньюар, то в одеяние кабареточной дивы, то в лохмотья проститутки. Можно любоваться грацией Марины Андреевой в партии Лулу и великолепной фигурой чемпиона по бодибилдингу Максима Лосева в бессловесной роли Джека-Потрошителя, закалывающего героиню. А также догадываться, как впечатляюще могла бы звучать музыка Берга, будь в распоряжении дирижера Владимира Понькина зал с приличной акустикой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru