ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ
Елена ЖИГАРЕВА, педагог
г.Самара
Государство помнит о них и борется
с беспризорностью
В последнее время особенно активно.
Раньше тоже боролось. Иногда даже не на словах
История первая
Перестройка. Добралась она и до системы
образования. Первый (он же последний) съезд
учителей. Иные формы и методы. Педагоги-новаторы.
В обустройстве детей-сирот тоже новые подходы.
Две всесоюзные газеты объявляют конкурсный
набор педагогов в воспитательный комплекс
детских домов семейного типа. Финансировать и
обеспечивать берется Всесоюзный фонд.
В деревне будут построены коттеджи для семейных
детских домов, культурный комплекс,
конно-спортивная школа, собственное
производство – лесопилка, автотракторный парк.
Энтузиасты съехались со всех концов Союза – от
Молдавии до Владивостока. Все творческие люди.
Музыканты, художники, поэты. Романтическая
первая зима в деревне. На чемоданах, в наспех
оборудованной общаге.
Не прошло и двух лет, как в четырех коттеджах
поселились первые семьи, взявшие сирот. Фонд
купил и несколько полуразвалившихся домов для
коммунаров. Отчитался: заложен фундамент
культурно-спортивного комплекса, закуплено 80
единиц автотракторной техники, пилорама
работает.
Но тут вдруг Союз нерушимый взял и распался, а
фонд, став российским, обнищал.
Попечительский совет, через счета которого
перекачивались все деньги, растворился на
просторах СНГ вместе с деньгами и техникой.
Коммунары, кому было куда, разъехались. Кому
некуда было – принялись выживать в деревне без
работы, без прописки, без юридического статуса.
Четыре коттеджа стоят до сих пор. Правда, требуют
серьезного ремонта. В них выросли 60 детей, но
выросли не все, поэтому семейные детские дома
продолжают работать.
В одном коттедже только Папа остался с детьми.
Мама сломалась на третьем году и уехала, хотя
сама когда-то уговорила Папу бросить все и – в
деревню спасать сирот.
В соседнем коттедже – одна Мама. Папа уехал, не
выдержал деревенской жизни и оравы из пятнадцати
детей.
В третьем – полный двор живности, прекрасный
сад-огород и серьезные такие дети. Книг не читают,
о высоком не говорят, но едят вдосталь. Папа и
Мама от тоски иногда запивают, но хозяйство
крепкое, семья работящая, хватает и на горькую.
В четвертом коттедже уже не детский дом. Там,
устав от борьбы с чиновниками, согласились стать
приемной семьей. Впрочем, во всех четырех
коттеджах есть и общие проблемы: из-за отсутствия
внятной законодательной базы детских домов
семейного типа у всех Пап и Мам нелады со стажем,
выслугой, оформлением пенсий, коттеджи с
юридической точки зрения считаются самостроем –
проект толком нигде не согласован, оформить
документы на дома в БТИ невозможно.
Коммунары, оставшиеся жить в купленных фондом
домах, теперь тоже нелегалы. Никаких документов у
них на эти дома нет. А деревня – что ж, она многое
на своем веку повидала. В тридцатых неподалеку
была коммуна для глухонемых детей, до сих пор в
лесу труба от котельной жива.
Каждое утро можно увидеть не только коз-коров,
отправляющихся на пастбище, но и бегущих трусцой
детей и взрослых. В школе полно учителей с
образованием вплоть до консерваторского, с
написанными и недописанными кандидатскими. В
вузы ежегодно поступают несколько выпускников
местной школы, чего раньше никогда не было.
Детей-сирот, правда, больше не берут – некому и
некуда.
История вторая
Началась она в начале 90-х, когда власть
впервые заметила беспризорных детей, создала
организацию, назовем ее институтом детства.
В нем появились разные проблемные лаборатории.
Одна из них разрабатывала модель борьбы с
беспризорностью.
Энтузиасты открыли приют для беспризорных и сами
в нем зажили коммуной. Зарплаты уходили на
беспризорных. Кочевали по временным помещениям.
В конце концов институт получил от города бывшую
лесную школу санаторного типа с комплексом жилья
для сотрудников, со всеми необходимыми
помещениями для реабилитации беспризорников.
Тут как раз всплыло, что институт уже два года
получает из многих стран мира пожертвования для
работы с беспризорниками, но все франки-гульдены
и прочие доллары почему-то осели в карманах
учредителей. К энтузиастам пришли “серьезные
парни”, дали сутки на отъезд из города.
Пригрозили, что дети могут под машину попасть.
Энтузиасты город покинули, в милиции с ними даже
разговаривать не стали, ведь ничего еще не
случилось, а институт, поскольку модель борьбы с
беспризорностью реализовать стало некому,
продал лесную школу “серьезным парням”.
И третья
В одной из центральных областей, очень
продвинутой по части борьбы с сиротством и
беспризорностью, решили открыть нечто, ни на что
не похожее – авторский лицей, в котором бы
учились бывшие беспризорники, реабилитированные
и возвращенные в социум авторской группой.
Заодно с педагогами они бы реабилитировали таких
же беспризорников, какими были сами.
Под авторский лицей был отдан заброшенный
детский сад. Сделали ремонт, пригласили
энтузиастов, которым область гарантировала не
только место работы, но и общежитие.
Дальше все знакомо. Не было ни воды, ни
канализации, телефон и электричество подключили
сами, пиратски. Смета на оснащение финансируется
на четверть. Из года в год – ни копейки ни на
одежду детям, ни на тетрадки. Общежитие для
приглашенных педагогов объявили нелегальным и
отобрали. А когда энтузиасты сломались и
разъехались, оказалось, что под развитие
авторского лицея были заложены большие деньги на
несколько лет вперед. И даже выделялись, но до
лицея не доходили. Самое забавное, что еще не один
год выделяться будут.
...Проблема беспризорности в России становится
все острее. Вот-вот где-нибудь на просторах
страны возникнет новый проект. Наверняка будут:
– поломаны еще несколько судеб
педагогов-новаторов;
– обнадежены и брошены сотни беспризорников;
– подняты рейтинги местных политиков;
– пополнены чьи-то карманы.
Оно того стоит?..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|