Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

КОСМИЧЕСКИЙ ДЕНЬ 
 

Андрей ПОЛОНСКИЙ

Человек, полетевший в космос за свою улыбку

– Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытаний, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем?
Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если тем не менее я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников – советских людей.
Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа.
Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.
Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма – общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле.
Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось всех вас обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!
До скорой встречи!
Речь, произнесенная Ю.А.Гагариным
перед стартом 12 апреля 1961 года

Юрий ГагаринОбычный человек, только...
Герой Советского Союза. Награжден орденом Ленина, орденом Георгия Димитрова, орденом «Грюнвальдский крест I степени”, орденом «Плайя-Хирон», орденом Знамя Венгерской Народной Республики I степени с алмазами, орденом «Ожерелье Нила», Большой лентой Африканской звезды, орденом Карла Маркса, Звездой II степени. Удостоен звания «Летчик-космонавт СССР». Награжден золотой медалью Британского общества межпланетных сообщений, медалью «За заслуги в области воздухоплавания» Военно-воздушных сил Бразилии, памятной золотой медалью правительства Австрии, золотой медалью имени К.Э.Циолковского АН СССР, медалью де Лаво (FAI), золотой медалью и почетным дипломом Международной ассоциации «Человек в космосе», золотой медалью и почетным дипломом Итальянской ассоциации космонавтики, золотой медалью «За выдающееся отличие» и почетным дипломом Королевского аэроклуба Швеции, Большой золотой медалью и дипломом FAI, золотой медалью города Сен-Дени (Франция), медалью Колумба (Италия). Удостоен премии Галабера по астронавтике. Почетный гражданин российских городов Калуга, Новочеркасск, Смоленск, Саратов, Винница, Севастополь, Сумгаит, София, Перник, Пловдив, Афины, Фамагуста, Лимасол, Сен-Дени, Тренчаске-Теплице. Почетный член Международной академии астронавтики. Пожизненный член Клуба исследователей космоса факультета физики университета в городе Лакнау, Индия. Почетный вождь либерийского племени кпелле (решение совета старейшин племени от 6 февраля 1962 года). На вечное хранение были вручены золотые ключи от ворот египетских городов Каир и Александрия. Именем Гагарина назван кратер на Луне и малая планета (1772 Gagarin).
А так – самый обыкновенный парень с планеты Земля.
Поразительно, как гармонично сложилась его жизнь. В сущности, по буддистским законам. Его судьба была вырвана из тысяч и миллионов судеб эпохи и повернута острием к звездам. То, что первым в космосе побывал такой человек, дает всему человечеству какую-то мистическую надежду. Он был самый обыкновенный и в то же время необыкновенный в своей обыкновенности, сильный – и слабый там, где от человека требуется не сила, а слабость, не самый мудрый, но чувствующий какую-то главную, естественную правду жизни. О нем вспоминают примерно одними и теми же словами: “Он не рвался быть первым, не желал быть последним, но и в серединке никогда не оставался”. Впрочем, сегодняшний рассказ не еще один припев к песне “Знаете, каким он парнем был”, потому что как раз этого по-настоящему не знает никто. Образ рубахи-парня, национального символа или лихого пьяницы, на всем ходу разбивающего свой самолет о землю, – все это лубок, образ, созданный эпохой. Но он так гармоничен в своей цельности, что ни додумать, ни убавить ничего нельзя. Мы наделили Гагарина своими чертами, и теперь их не стереть. Да и нужно ли стирать? В истории России второй половины ХХ века есть еще один такой же цельный образ. И это образ поэта и певца Владимира Высоцкого. Недаром так похожи и памятники, поставленные им в Москве в разные времена разными скульпторами и сравнимые разве что в своей грубоватой наивности. Но оба памятника олицетворяют движение вверх, а раскинутые руки – к нам.
Сколько бы ни писали о Гагарине, все повторяют одно и то же: случайность, случайность! Он не был лучшим летчиком (командиры эскадрилий не отдавали своих лучших летчиков в какой-то там отряд космонавтов), он был небольшого роста, что для летчика не лучшая комплекция (зато для космонавтов только такая и требовалась – первый космический корабль был очень тесным), он не получил до полета какого-то специального высшего образования (окончил в 1955 году Саратовский индустриальный техникум, только и всего), и в Ростовском аэроклубе был не первым и не последним. Но вот что вспоминает руководитель аэроклуба: сколько бы раз ни приезжали корреспонденты местных газет писать о лучших летчиках, выдающихся достижениях – всегда они обращали внимание именно на Гагарина, фотографировали и интервьюировали только его, казалось бы, ничем не выдающегося и не примечательного парня. И точно так же все двадцать кандидатов в космонавты, собранные в Звездном городке, с самого начала были убеждены, что полетит первым именно Гагарин. И не могли объяснить почему. Но когда незадолго до полета их опрашивали, кому лететь, все не сговариваясь назвали одну фамилию.
Какая-то непонятная магия. Жена рассказывала, что при первом знакомстве вообще не обратила на него внимания и удивилась, когда он назначил ей свидание. И не могла понять, почему на это свидание пришла. Такой же, как все, простой, ничем не выдающийся, незаметный, обыкновенный... И все-таки – единственный.
Его простота и открытость, непередаваемая улыбка, застенчивость, за которой чувствовалось и внутреннее достоинство, словно составляли какой-то идеальный баланс человеческого в человеке. И этот баланс был таков, что ощущался своим для человека любой нации и любой культуры. Индусы, европейцы, американцы, африканцы – все ощущали Гагарина своим. После полета ему предстояло, может быть, самое сложное испытание – испытание славой. И это пройти было труднее всего.
Существует много историй о том, как неловко чувствовал себя Гагарин, став при жизни легендой. И все-таки, наверное, лучше пройти “медные трубы” мало кому удавалось. Спасало, в сущности, только одно. Улыбка. О ней-то больше всего писали и говорили. Возможно, речи, которые произносил Гагарин, для него писал кто-то другой. Возможно, статьи в газетах, интервью тоже делались под диктовку. Улыбка была своя.
Мы все-таки очень плохо понимаем свое время. Нам кажется, что им управляет масса тайных сил и случайностей. Мрачные правители, великие технические сенсации, деньги, борьба за власть... А человек полетел в космос и стал легендой для всей земли лишь благодаря одной улыбке.
И это не случайность.
В наше время, время прагматических разоблачений и черновых сенсаций, пожалуй, Юрий Гагарин остался самым идеальным героем минувшей, советской истории. Сказать слово против него – значит сказать слово против себя. Потому что Юрий Гагарин – собирательный образ, собирательное имя. Не в том смысле, что составлен этот образ из наших иллюзий и представлений, а в том, что каждый хотел бы в глубине души быть таким же. И еще, пожалуй, это имя собирательное в другом значении: это такой узелок, которым теперь связывается история, это знак бесспорных великих достижений, того хорошего и доброго, что без всякого сомнения дала наша Родина всему миру в ХХ столетии.
Единственное, о чем время от времени спорят, – это смерть Гагарина. Она действительно осталась загадочной, недоговоренной, стремительной и странной. До сих пор никто не знает, что доподлинно случилось 27 марта 1968 года, во время тренировочного полета двухместного истребителя. Какие только версии ни выдвигались на этот счет! Но пожалуй, самая верная из них та, которая окажется самой красивой.
Николай Федорович Кузнецов, в шестидесятые годы – начальник Центра подготовки космонавтов, рассказывал свою версию происшедшего.
У Гагарина было не слишком много летной практики как у летчика-истребителя, а после полета в космос и вовсе удавалось подниматься в воздух лишь время от времени. Но он требовал, чтобы его допустили к полетам на современных самолетах, чтобы он по праву носил присвоенное ему после космического путешествия звание летчика первого класса. Начальство долго не соглашалось, но в конце концов позволило начать предварительные тренировки – под личную ответственность и под руководством командира полка, в котором состоял Гагарин, Героя Советского Союза А.С.Серегина. Именно с ним Гагарину и было суждено отправиться в свой последний полет.
«...Всего на выполнение комплекса фигур простого пилотажа Гагарину требовалось не менее двадцати минут. Может быть, даже больше: двадцать три – двадцать пять минут... Но уже через пять минут Гагарин доложил на землю:
– Задание в зоне закончил!
Такое быстрое выполнение задания должно было насторожить руководителя полетов, но он отнесся к «уплотнению времени» спокойно: в кабине «спарки» находился командир полка, а командир имеет право менять задание на ходу, не докладывая об этом на землю, поэтому руководитель полетов ни о чем спрашивать не стал.
А в 10 часов 30 минут машина, в которой находились Гагарин и Серегин, двухместный УТИ МИГ-15, врезалась в землю.
Возможно, все объясняется просто. Дело в том, что в последнее время командир полка жаловался на сердце. Дело дошло до того, что Серегин даже побоялся идти на очередную медицинскую комиссию и стал поговаривать о том, что ему пора списываться с неба на землю.
У Гагарина же проблем со здоровьем не было, он находился под постоянным наблюдением медиков Центра подготовки космонавтов, а также специалистов научно-исследовательского авиагоспиталя.
Перед вылетом Серегин немного перенервничал – у него были на то свои причины, но полета не отменил, думал, что все в конце концов пройдет, как это бывало уже много раз, но ведь подобные «авось» проходят только до поры до времени. На войне он был летчиком-штурмовиком, часто летал в море взрывов, в адском грохоте, в валах сплошного огня, а эти полеты не для слабонервных. Фронт, война, погибшие товарищи, грохочущие огненные вспышки не отпускали его до самого последнего дня... В воздухе Серегину сделалось плохо, и он, судя по всему, расстегнул привязные ремни и ремни парашюта, чтобы вдохнуть побольше воздуха. Но легче ему не стало, и он в кабине потерял сознание.
Гагарин, естественно, поддерживал с ним связь по внутреннему переговорному устройству и, когда Серегин перестал отвечать, понял: дело неладное. С командиром полка что-то произошло.
И тогда он сообщил на землю, что задание выполнил, и попросил разрешения на выход из зоны. Руководитель полетов разрешил. Гагарин же ни слова не сказал ему о состоянии Серегина, он просто решил сберечь честь командира, он не мог, не хотел, не имел права подвести Серегина. Он вообще не мог заложить товарища. Иначе бы он не был Гагариным. Он знал: произнеси он хотя бы одно слово, этот случай строго разбирали бы на земле...
Конечно же Гагарин мог катапультироваться и спастись, и никто никогда бы ни единым словом не упрекнул его в этом, но не из тех людей был первый космонавт, он не был приучен бросать товарища в беде. Он предпочел бороться за жизнь свою собственную и жизнь Серегина, а когда шансов на спасение не стало ни одного, – погибнуть вместе с ним».
А все-таки дело не в смерти, а в жизни.

10.jpg (9373 bytes)Мало кому известно, что скафандр, в котором Юрий Гагарин отправился в свой полет, был создан настоятельницей Новодевичьего монастыря игуменьей Серафимой, внучкой священномученика митрополита Серафима (Чичагова), расстрелянного большевиками в 1937 году. Путь, который прошла Варвара Васильевна Черная, удивителен. Будучи из семьи репрессированных, она каким-то чудом сумела стать одним из самых ярких специалистов в области органической химии в Советском Союзе, получить звание профессора. Именно под ее руководством проводились сверхсекретные работы по созданию первого в мире космического скафандра. А в конце 80-х годов Варвара Васильевна внезапно ушла из науки, встала за конторку в Обыденской церкви в Москве, торговала там свечами. Приняла монашеский постриг. И тоже – каким-то чудом, не желая того, стала первой настоятельницей вновь открывшегося Новодевичьего монастыря. Умерла игуменья Серафима в 1999 году, унеся с собой не только загадку космических доспехов, но и тех одеяний, которые дает нам Бог, чтобы приблизить к себе не в пространстве космоса, но в пространстве духа.

Корабль «Восход», на котором человек впервые полетел в космос, был рассчитан на двенадцать дней полета. Но первый его рейс продолжался чуть больше часа...

11.jpg (8917 bytes)Ракета-носитель “Восток”, на которой отправился в космос Юрий Гагарин, – ракета-долгожитель. Она была создана в 1958 году, отправляла космические аппараты на лунную орбиту, вынесла в космос несколько космических кораблей “Восток”, а потом много лет использовалась для выведения в космос спутников связи, военных и исследовательских аппаратов. Всего за 23 года произведено 89 запусков, из них 87 – успешные. Последним спутником, выведенным ею на орбиту в 1991 году, был индийский связной спутник “1К.5-1В”.

Таким же “долгожителем” был и первый американский шаттл “Колумбия”. Первый его запуск состоялся как раз в наш День космонавтики, 12 апреля 1981 года, и стал сенсацией для всей планеты. Считалось, что создана принципиально новая система доставки грузов на орбиту, дешевая и надежная. Однако время показало, что многоразовые космические корабли не так уж дешевы по сравнению с обычными ракетами: после каждого полета корабль приходилось практически строить заново, полностью обновляя его внешнюю оболочку. Первый “челнок” совершил 27 полетов и считался старейшим из четырех американских шаттлов (еще два – “Дискавери” и “Атлантис” – остаются в строю по сей день, хотя их полеты приостановлены , а “Челленджер” взорвался через несколько минут после запуска в 1986 году из-за обледенения одного из узлов на стартовой площадке, убив при этом семерых астронавтов). «Колумбию» все же планировалось эксплуатировать еще много лет (эти многоразовые корабли рассчитаны на 100 запусков), однако катастрофа при посадке корабля 1 февраля 2003 года заставила вновь усомниться в надежности шаттлов...

В России тоже был свой “челнок” под названием “Буран”. Внешне он напоминал американские шаттлы, хотя несколько превосходил их размерами и представлял собой как бы помесь обычной ракеты и многоразового корабля. Это была более перспективная конструкция, хотя не более дешевая. К сожалению, первый полет “Бурана” (в беспилотном режиме) совпал с началом перестройки, и у нашего государства при любых условиях не могло хватить денег для финансирования этого очень дорогого, хотя и очень многообещающего проекта. В те годы наша космонавтика еще не была коммерческой отраслью, и никому в мире не был нужен ни этот уникальный корабль, ни ракета “Энергия”, способная за один раз вынести на орбиту 110 тонн полезного груза – практически всю Международную космическую станцию, которую теперь собирают в космосе по частям... Но историю нельзя повернуть обратно, и “Буран” ныне – музейный экспонат. Отправить его в космос невозможно – для этого надо начать всю программу с самого начала...

Гагарин рвался во второй космический полет, проходил усиленную подготовку в Звездном городке. Тогда почти никто не знал, что Советский Союз параллельно с Америкой готовил свою “лунную” программу. Для ее реализации предназначался корабль “Союз” – тот самый “Союз”, который по сей день исправно служит для доставки космонавтов на орбитальные станции. Однако предназначался этот корабль для облета Луны. Первый испытательный полет “Союза” состоялся 23 апреля 1967 года под управлением Владимира Комарова, а его дублером был назначен Гагарин. Полет готовился в спешке по нескольким причинам: нужно было обогнать Америку в лунной гонке, а кроме того, приурочить запуск к очередному съезду КПСС. Может, по этой причине полет проходил с массой отказов оборудования и окончился трагически: запутались стропы парашюта, и корабль, ударившись о землю, взорвался. Комаров погиб. На его месте мог быть Юрий Гагарин...

Из анекдотов советских времен:
В шестидесятые годы шеф американской разведки в неофициальной беседе спрашивает у шефа КГБ: “Ну хорошо, можешь не рассказывать, как вы создали эту ракету – лучше нашей. Ну ладно, не рассказывай, как вам удалось сконструировать этот космический корабль – лучше нашего. Это все в принципе можно понять, над этим уже работают. У нас тоже такие будут. Но вот откуда вы взяли этого вашего парня с крестьянской родословной и дворянской фамилией?!”

И все-таки космическая отрасль в России жива. Ежегодно в космос выводятся сотни спутников (наших и иностранных на коммерческой основе) и осуществляется по нескольку пилотируемых полетов к МКС. Россия выполняет важнейшую часть работ по созданию международного орбитального города, а теперь, после катастрофы “Колумбии”, наши космические корабли (старые, безаварийные уже почти три десятилетия “Союзы”) становятся единственным транспортом, способным связать ее с Землей. Однако, похоже, время гигантских национальных космических проектов прошло. Все новые шаги человечества в космос будут теперь осуществляться космическими державами сообща. Экспедиция на Марс, которую планируется осуществить от 2015 до 2050 года, будет готовиться как минимум Россией и Америкой – странами, имеющими свою пилотируемую космонавтику. А возможно, к ним присоединится и Китай, обещающий запустить человека в космос на собственной ракете уже летом этого года...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru