ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Мы продолжаем разговор о проблемах
информатизации российской общеобразовательной
школы. Похоже, после массовых поставок
компьютерного оборудования и программного
обеспечения в городские, поселковые и сельские
школы, самым актуальным стал вопрос: как наиболее
эффективно использовать полученное «железо» и
его «начинку»?
Татьяна СОЛОВЬЕВА,
заведующая лабораторией новых
информационных технологий ИПК и ППРО
Тульской области,
Овена КОРСУНОВА
Сельская школа тянется к Интернету
даже на попутных телегах!
– Мы с самого начала предлагали
распределить компьютеры в сельских школах
региона кустовым способом. И хотя поставку
раздробили, как того требовала федеральная
программа (одна школа – один компьютер), в конце
концов компьютеры сами «сползлись» по нескольку
штук в отдельные образовательные учреждения.
– Что же, учителя брали компьютеры и уносили
в другие школы?
– Что вы! Они законопослушные люди.
Директора оформляли ходатайства в районные
методические кабинеты с просьбой
перераспределить компьютеры. Обосновывали,
например, тем, что невозможно обеспечить их
сохранность в здании школы: можно установить
железные двери, но стена пробивается ломом, можно
прилепить решетки на окна, но их вырвут вместе с
коробками. Превращать школу в бункер ради одного
компьютера – слишком затратно.
– Но есть и другие проблемы?
– Основная – воспитание информационной
культуры учителей-предметников. Для сельских
учителей мы придумали систему специальных
выездных практических занятий. Они не только
проходят обычные курсы на базе ИПК или на базе
Тульского государственного университета, но и
учатся друг у друга. Учителя, достигшие заметных
результатов в построении образовательного
процесса с использованием компьютерных
технологий, приоткрывают коллегам тайны своей
педагогической лаборатории. Однодневная поездка
– и весь год учитель-гость полон впечатлений. Он
смог увидеть не только федеральный инвариант в
обучении информатике, в использовании
компьютерных технологий, но и региональную
специфику, школьный компонент. Это уже не сухая
теория, а живой опыт, который вызывает и интерес,
и уважение, и желание поспорить, изобрести что-то
лучшее. Другая форма обмена опытом – медиатека
компьютерных программ, которые придумали
местные учителя и их ученики. У нас нет
экспертного совета по рецензированию программ
или органа по защите интеллектуальной
собственности. Наши учителя на районных
методических объединениях сами рецензируют
работы друг друга и знают: если ты хочешь
воспользоваться чьей-то наработкой, постарайся
принести свою. Возникает своеобразный
кругооборот педагогической информации на уровне
района.
– А материальная сторона?
– Мы очень благодарны за прошедшие
федеральные поставки. Но конечно, они не
покрывают всех нужд. Например, ищем возможность
установить асимметричный Интернет (он требует
антенны по типу телевизионной). В чем-то помогает
общественность: одной из сельских школ бывшие
ученики подарили настоящую офисную мебель в
компьютерный класс. Особая проблема – ремонт
вышедших из строя компьютеров. Есть
женщины-учительницы, способные буквально в
авоське привезти системный блок из своей
глубинки в область – чинить, а хотелось бы
создать областной передвижной пункт скорой
компьютерной помощи.
– Трудно поверить, что на ваши идеи
откликаются все учителя...
– Да, информатизация школы держится прежде
всего энтузиастами, подвижниками. Сельским
учителям особенно трудно. Некоторым приходится
начинать путь в ИПК ранним-ранним утром с подвоза
на попутной лошади: они не могут переночевать в
городе, так как у ИПК нет собственного общежития,
и должны успеть обернуться с поездкой за один
день. Главное же, что мешает, – комплекс
провинциала. Мы даем сельским учителям
возможность царить: это твоя программа, твой
опыт, твой открытый урок. Сейчас целенаправленно
обучаем их сайтостроению, ведь создание сайта –
это способ не только освоить программирование,
но и взглянуть на свою работу, свою школу со
стороны. Каждой школе есть чем гордиться, во
многих сильны традиции краеведения, и люди
начинают понимать: использование информационных
технологий – окошко в большой мир, которому ты
можешь поведать о родной деревне, селе. Мы уже
убеждаемся, что информатизация и автоматизация
способны органично вписаться в жизнь сельской
школы, дать мощную подпитку самоуважению,
личностному росту ребят и учителей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|