Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Мы продолжаем разговор о проблемах информатизации российской общеобразовательной школы. Похоже, после массовых поставок компьютерного оборудования и программного обеспечения в городские, поселковые и сельские школы, самым актуальным стал вопрос: как наиболее эффективно использовать полученное «железо» и его «начинку»?

Татьяна СОЛОВЬЕВА,
заведующая лабораторией новых
информационных технологий ИПК и ППРО
Тульской области,
Овена КОРСУНОВА

Сельская школа тянется к Интернету даже на попутных телегах!

– Мы с самого начала предлагали распределить компьютеры в сельских школах региона кустовым способом. И хотя поставку раздробили, как того требовала федеральная программа (одна школа – один компьютер), в конце концов компьютеры сами «сползлись» по нескольку штук в отдельные образовательные учреждения.
– Что же, учителя брали компьютеры и уносили в другие школы?
– Что вы! Они законопослушные люди. Директора оформляли ходатайства в районные методические кабинеты с просьбой перераспределить компьютеры. Обосновывали, например, тем, что невозможно обеспечить их сохранность в здании школы: можно установить железные двери, но стена пробивается ломом, можно прилепить решетки на окна, но их вырвут вместе с коробками. Превращать школу в бункер ради одного компьютера – слишком затратно.
– Но есть и другие проблемы?
– Основная – воспитание информационной культуры учителей-предметников. Для сельских учителей мы придумали систему специальных выездных практических занятий. Они не только проходят обычные курсы на базе ИПК или на базе Тульского государственного университета, но и учатся друг у друга. Учителя, достигшие заметных результатов в построении образовательного процесса с использованием компьютерных технологий, приоткрывают коллегам тайны своей педагогической лаборатории. Однодневная поездка – и весь год учитель-гость полон впечатлений. Он смог увидеть не только федеральный инвариант в обучении информатике, в использовании компьютерных технологий, но и региональную специфику, школьный компонент. Это уже не сухая теория, а живой опыт, который вызывает и интерес, и уважение, и желание поспорить, изобрести что-то лучшее. Другая форма обмена опытом – медиатека компьютерных программ, которые придумали местные учителя и их ученики. У нас нет экспертного совета по рецензированию программ или органа по защите интеллектуальной собственности. Наши учителя на районных методических объединениях сами рецензируют работы друг друга и знают: если ты хочешь воспользоваться чьей-то наработкой, постарайся принести свою. Возникает своеобразный кругооборот педагогической информации на уровне района.
– А материальная сторона?
– Мы очень благодарны за прошедшие федеральные поставки. Но конечно, они не покрывают всех нужд. Например, ищем возможность установить асимметричный Интернет (он требует антенны по типу телевизионной). В чем-то помогает общественность: одной из сельских школ бывшие ученики подарили настоящую офисную мебель в компьютерный класс. Особая проблема – ремонт вышедших из строя компьютеров. Есть женщины-учительницы, способные буквально в авоське привезти системный блок из своей глубинки в область – чинить, а хотелось бы создать областной передвижной пункт скорой компьютерной помощи.
– Трудно поверить, что на ваши идеи откликаются все учителя...
– Да, информатизация школы держится прежде всего энтузиастами, подвижниками. Сельским учителям особенно трудно. Некоторым приходится начинать путь в ИПК ранним-ранним утром с подвоза на попутной лошади: они не могут переночевать в городе, так как у ИПК нет собственного общежития, и должны успеть обернуться с поездкой за один день. Главное же, что мешает, – комплекс провинциала. Мы даем сельским учителям возможность царить: это твоя программа, твой опыт, твой открытый урок. Сейчас целенаправленно обучаем их сайтостроению, ведь создание сайта – это способ не только освоить программирование, но и взглянуть на свою работу, свою школу со стороны. Каждой школе есть чем гордиться, во многих сильны традиции краеведения, и люди начинают понимать: использование информационных технологий – окошко в большой мир, которому ты можешь поведать о родной деревне, селе. Мы уже убеждаемся, что информатизация и автоматизация способны органично вписаться в жизнь сельской школы, дать мощную подпитку самоуважению, личностному росту ребят и учителей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru