Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Мы продолжаем разговор о проблемах информатизации российской общеобразовательной школы. Похоже, после массовых поставок компьютерного оборудования и программного обеспечения в городские, поселковые и сельские школы, самым актуальным стал вопрос: как наиболее эффективно использовать полученное «железо» и его «начинку»?

Светлана АВДЕЕВА,
Наталья РОЖКОВА

Компьютер включен, но...

Он не включается в учебный процесс. Почему?

Почему так: компьютеры в школы поставили, учителей на них работать научили, и... ничего не происходит? Что мешает учителям, даже прошедшим так называемые компьютерные курсы, применять новые технологии в учебном процессе? С какими сложностями они сталкиваются?
Об этом – наша беседа со Светланой Михайловной АВДЕЕВОЙ, директором московского отделения Федерации интернет-образования (ФИО). Той самой, в филиалах которой по всей стране прошли компьютерную подготовку уже 36 тысяч преподавателей средней школы. Поэтому кому-кому, а ФИО в этих вопросах доверять можно.

– Причин сложившегося положения несколько. Прежде всего у учителей нет возможности работать с техникой тогда, когда они хотят. В предметных кабинетах компьютеров нет, поэтому использовать их прямо на уроке невозможно. А компьютерные классы в школах часто держатся под замком и открываются только на уроках информатики. Это самая главная проблема, потому что знания, которые преподаватели получают в ФИО, должны быть закреплены на практике. Ведь стандартный курс обучения у нас продолжается только 2 недели, за это время не успеют сформироваться глубокие навыки.
– Странно, почему учителей не подпускают к технике?
– В большинстве случаев нет понимания со стороны руководства школы, в первую очередь директора и завуча. А ведь в средней школе в отличие от вузов роль руководства очень велика, управление имеет жесткую структуру. Поэтому если у директора правильное мировоззрение, тогда будут в его учебном заведении развиваться технологии, а нет – ничего не получится.
– Но существуют и другие причины, по которым учителя отказываются работать с компьютером?
– Да, например, отсутствие материальной заинтересованности: владение информационными технологиями не дает никакой прибавки в зарплате. Мы свои курсы «привязываем» к государственной системе повышения квалификации. Учитель, прошедший подготовку в ФИО, получает удостоверение государственного образца, оно может быть засчитано при аттестации. Но проблема и в том, что учителя вообще не видят плюсов в использовании компьютера в своей работе.
– А почему? Разве с компьютером работать не легче?
– Не легче. Подготовка уроков с использованием компьютера сначала занимает больше времени. Например, есть у преподавателя стандартная разработка урока алгебры для 7 класса, написанная 5 лет назад. Нельзя сказать, что он каждый год готовится к нему так, как в первый раз. Если же ему надо продумать урок с использованием возможностей ПК, на это уйдет гораздо больше времени.
– Однако благодаря этому можно сделать урок интереснее, понятнее?
– Ярче, интереснее, проще. Но для этого нужно владеть соответствующими методиками. Ведь часто компьютер как используют? Раньше учителя рисовали мелом на доске – теперь они набивают информацию в «Ворде» и раздают детям на листочках. Компьютер превращается в пишущую машинку, в некое улучшенное техническое средство обучения.
– Нельзя ли взять какие-то западные методики и перенести на нашу почву?
– На Западе в основном используется проектный метод: дети готовят проект на тему и ищут для него информацию в Интернете. Метод неплохой, но в нашей классно-урочной системе это не может быть основной формой работы. Поэтому вопрос о методиках использования электронных средств обучения остается открытым.
– Светлана Михайловна, вот вы сейчас сказали об Интернете. А есть ли в школах возможность им пользоваться?
– Практически нет. Если компьютер для многих уже реальность, то подключение к Интернету – утопия больше чем для половины наших слушателей. Там же, где Интернет есть, подключение в основном осуществляется через модем, только 2–3% школ имеют выделенную линию. А чтобы по модему скачать из Сети хорошие мультимедийные ресурсы, приходится долго ждать, да еще и связь прерывается, тогда приходится все начинать сначала. Потом, это дорого стоит, а кто будет оплачивать трафик? Или школа, или учитель – при его и так небольшой зарплате.
– Тогда, наверное, надо больше использовать электронные ресурсы на CD-дисках?
– С одной стороны, да: раз нет доступа к Интернету, остаются диски. С другой стороны, преподавателю легче научиться работе с Сетью, потому что там очень простая технология. А каждый диск имеет свой интерфейс, его надо инсталлировать, инсталляция у разных дисков разная. Да и продукция не всегда качественная: ведь обучающие диски стали делать частные компании, и в результате получаются ресурсы, не связанные ни между собой, ни с учебниками, ни часто даже со школьной программой.
– Выходит, что Интернет использовать легче, но его нет, а диски использовать можно, но это трудно?
– Вот именно. Иногда приходится в связи с этим идти на крайние меры. Недавно из нашего московского центра уехал один сельский учитель и повез с собой хороший интернет-ресурс, записанный на три CD-диска. Я понимаю, что это неправильное решение, но что же делать, если в его школе Интернета нет и не будет еще год-два? А так его ученики все-таки будут пользоваться отличным ресурсом, дополнительную информацию получать.
– Но конечно, Интернета это им не заменит.
– Не заменит, потому что Интернет не просто кладезь разных нужных и полезных сведений, а еще и способ формирования нового подхода к информационным ресурсам. Работая в Сети, ребенок привыкает ориентироваться в информации и выбирать для себя нужное, самое лучшее. А этому обязательно надо учить, если мы хотим воспитать творческую личность, самостоятельного человека. Поэтому, я считаю, компьютерный зал должен быть открыт не только для учителей, но и для школьников с 8 утра до 10 вечера.
– Но мы как раз начали с того, что классы держат под замком, что администрация не понимает, что может дать школе компьютер… Как же можно изменить ситуацию? Просто ждать, пока придет новое поколение директоров?
– А оно не придет, если его никто не будет готовить! Нынешние 10–11-классники через 10–15 лет будут руководителями школ, и если им сейчас не привить информационную культуру, то ничего не изменится.
И чем скорее эта работа начнется, тем лучше.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru