ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Мы продолжаем разговор о проблемах
информатизации российской общеобразовательной
школы. Похоже, после массовых поставок
компьютерного оборудования и программного
обеспечения в городские, поселковые и сельские
школы, самым актуальным стал вопрос: как наиболее
эффективно использовать полученное «железо» и
его «начинку»?
Светлана АВДЕЕВА,
Наталья РОЖКОВА
Компьютер включен, но...
Он не включается в учебный процесс.
Почему?
Почему так: компьютеры в школы
поставили, учителей на них работать научили, и...
ничего не происходит? Что мешает учителям, даже
прошедшим так называемые компьютерные курсы,
применять новые технологии в учебном процессе? С
какими сложностями они сталкиваются?
Об этом – наша беседа со Светланой Михайловной
АВДЕЕВОЙ, директором московского отделения
Федерации интернет-образования (ФИО). Той самой, в
филиалах которой по всей стране прошли
компьютерную подготовку уже 36 тысяч
преподавателей средней школы. Поэтому кому-кому,
а ФИО в этих вопросах доверять можно.
– Причин сложившегося положения
несколько. Прежде всего у учителей нет
возможности работать с техникой тогда, когда они
хотят. В предметных кабинетах компьютеров нет,
поэтому использовать их прямо на уроке
невозможно. А компьютерные классы в школах часто
держатся под замком и открываются только на
уроках информатики. Это самая главная проблема,
потому что знания, которые преподаватели
получают в ФИО, должны быть закреплены на
практике. Ведь стандартный курс обучения у нас
продолжается только 2 недели, за это время не
успеют сформироваться глубокие навыки.
– Странно, почему учителей не подпускают к
технике?
– В большинстве случаев нет понимания со
стороны руководства школы, в первую очередь
директора и завуча. А ведь в средней школе в
отличие от вузов роль руководства очень велика,
управление имеет жесткую структуру. Поэтому если
у директора правильное мировоззрение, тогда
будут в его учебном заведении развиваться
технологии, а нет – ничего не получится.
– Но существуют и другие причины, по которым
учителя отказываются работать с компьютером?
– Да, например, отсутствие материальной
заинтересованности: владение информационными
технологиями не дает никакой прибавки в
зарплате. Мы свои курсы «привязываем» к
государственной системе повышения квалификации.
Учитель, прошедший подготовку в ФИО, получает
удостоверение государственного образца, оно
может быть засчитано при аттестации. Но проблема
и в том, что учителя вообще не видят плюсов в
использовании компьютера в своей работе.
– А почему? Разве с компьютером работать не
легче?
– Не легче. Подготовка уроков с
использованием компьютера сначала занимает
больше времени. Например, есть у преподавателя
стандартная разработка урока алгебры для 7
класса, написанная 5 лет назад. Нельзя сказать,
что он каждый год готовится к нему так, как в
первый раз. Если же ему надо продумать урок с
использованием возможностей ПК, на это уйдет
гораздо больше времени.
– Однако благодаря этому можно сделать урок
интереснее, понятнее?
– Ярче, интереснее, проще. Но для этого нужно
владеть соответствующими методиками. Ведь часто
компьютер как используют? Раньше учителя
рисовали мелом на доске – теперь они набивают
информацию в «Ворде» и раздают детям на
листочках. Компьютер превращается в пишущую
машинку, в некое улучшенное техническое средство
обучения.
– Нельзя ли взять какие-то западные методики
и перенести на нашу почву?
– На Западе в основном используется
проектный метод: дети готовят проект на тему и
ищут для него информацию в Интернете. Метод
неплохой, но в нашей классно-урочной системе это
не может быть основной формой работы. Поэтому
вопрос о методиках использования электронных
средств обучения остается открытым.
– Светлана Михайловна, вот вы сейчас сказали
об Интернете. А есть ли в школах возможность им
пользоваться?
– Практически нет. Если компьютер для
многих уже реальность, то подключение к
Интернету – утопия больше чем для половины наших
слушателей. Там же, где Интернет есть,
подключение в основном осуществляется через
модем, только 2–3% школ имеют выделенную линию. А
чтобы по модему скачать из Сети хорошие
мультимедийные ресурсы, приходится долго ждать,
да еще и связь прерывается, тогда приходится все
начинать сначала. Потом, это дорого стоит, а кто
будет оплачивать трафик? Или школа, или учитель –
при его и так небольшой зарплате.
– Тогда, наверное, надо больше использовать
электронные ресурсы на CD-дисках?
– С одной стороны, да: раз нет доступа к
Интернету, остаются диски. С другой стороны,
преподавателю легче научиться работе с Сетью,
потому что там очень простая технология. А каждый
диск имеет свой интерфейс, его надо
инсталлировать, инсталляция у разных дисков
разная. Да и продукция не всегда качественная:
ведь обучающие диски стали делать частные
компании, и в результате получаются ресурсы, не
связанные ни между собой, ни с учебниками, ни
часто даже со школьной программой.
– Выходит, что Интернет использовать легче,
но его нет, а диски использовать можно, но это
трудно?
– Вот именно. Иногда приходится в связи с
этим идти на крайние меры. Недавно из нашего
московского центра уехал один сельский учитель и
повез с собой хороший интернет-ресурс,
записанный на три CD-диска. Я понимаю, что это
неправильное решение, но что же делать, если в его
школе Интернета нет и не будет еще год-два? А так
его ученики все-таки будут пользоваться отличным
ресурсом, дополнительную информацию получать.
– Но конечно, Интернета это им не заменит.
– Не заменит, потому что Интернет не просто
кладезь разных нужных и полезных сведений, а еще
и способ формирования нового подхода к
информационным ресурсам. Работая в Сети, ребенок
привыкает ориентироваться в информации и
выбирать для себя нужное, самое лучшее. А этому
обязательно надо учить, если мы хотим воспитать
творческую личность, самостоятельного человека.
Поэтому, я считаю, компьютерный зал должен быть
открыт не только для учителей, но и для
школьников с 8 утра до 10 вечера.
– Но мы как раз начали с того, что классы
держат под замком, что администрация не понимает,
что может дать школе компьютер… Как же можно
изменить ситуацию? Просто ждать, пока придет
новое поколение директоров?
– А оно не придет, если его никто не будет
готовить! Нынешние 10–11-классники через 10–15 лет
будут руководителями школ, и если им сейчас не
привить информационную культуру, то ничего не
изменится.
И чем скорее эта работа начнется, тем лучше.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|