ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА
Все более серьезны разговоры о различии
способов обучения в младших, средних и старших
классах. Но по-прежнему камень преткновения –
подростки, которые меньше всего нуждаются в
школе, во всяком случае такой, какая она есть
сейчас. Пространство и время их жизни другое, не
то, что было в начальных классах. Опыт построения
образовательного пространства, подходящего для
них, пока невелик. Однако у сторонников
подростковой школы появился уже свой журнал –
«На стороне подростка», где учителя всерьез, без
эмоций обсуждают, чему и как учить подростков,
чтобы не мешать, а содействовать их развитию. И
оказывается, что об этом ином типе учения, о том,
как должно происходить вхождение в подростковую
школу, надо начинать думать не в последней
четверти четвертого, а уже в середине учебного
года второго класса...
Три переходных возраста
Подростковую школу нельзя придумать.
Она может вырасти только вместе с учениками, как
считает Сергей Курганов из Харькова, один из
создателей “школы диалога культур”. Задача
учителя при этом – не проглядеть момент, когда
дети сами заявят о необходимости образования
нового типа.
В ходе исследования, проводимого
совместно с Еленой Донской, Владимиром
Осетинским и Игорем Соломадиным в харьковской
гимназии «Очаг», мы предположили, что в
подростковом возрасте содержанием образования
может стать совместный поиск адекватного
времени (и месту) содержания образования,
осуществляемый детским учебным сообществом и
профессиональным сообществом взрослых.
Построение возрастной нормы учебной
деятельности младших школьников отличается от
проектирования содержания и форм образования
подростков. Если новое содержание образования
для младших школьников в конечном счете
обретается и укореняется в классе, то новое
содержание образования подростков требует
особой пространственной и временной
организации.
Наши наблюдения показывают, что во второй
половине третьего года обучения ученики
начинают выступать со специфическими учебными
инициативами, изобретая и пробуя новое,
подростковое содержание своего ученичества.
Так, например, третьеклассница Женя предложила
перейти от учебных дискуссий в группах к сидению
на «логическом стуле». «Логический стул»,
изобретенный Женей, – это обычный стул, сидя на
котором ты должен не спорить, а долго и логично
говорить сам, строя научно выверенную речь. Опыт
показал, что на этом стуле сидеть и говорить
может только Женя. У остальных ребят «длинная и
умная» речь пока не получается. Характерно, что
другие дети, обсуждая «прорыв» отдельного
ученика, характеризуют этот прорыв как акт
взросления («Как по-взрослому говорит Женя»;
«Научная статья – это взрослая речь»).
Все эти детские учебные инициативы выступают как
акты индивидуального (а затем и группового)
взросления, как акты возникновения «чувства
взрослости» и могут быть поняты как
инициирование встречи с новым типом речи, с новым
культурным содержанием, с новыми собеседниками
(например, с Платоном). В конечном счете как
инициирование встречи с людьми («книжными» или
реальными), которые являются носителями иного по
сравнению с содержанием образования в начальной
школе знания. Это прорыв к иным людям, желание
встречи с иными культурными мирами.
Возникает предположение, что встреча – это та
пространственно-временная единица взросления, в
форме которой может быть организована
подростковая школа или, во всяком случае,
опытно-лабораторная проба возможной
подростковой школы. Одновременно встреча
является и единицей учебной деятельности,
опережающей то, что мы привычно называем
«взрослением».
Наш предварительный опыт поиска учебного
содержания подростковой школы позволяет
наметить основные контуры работы сообщества
детей и взрослых, в ходе которой в ответ на
детскую учебную инициативу взрослые и дети
разворачивают новую для детей форму их учебной
жизни, начинают вместе делать новую школу.
Первый этап построения подростковой школы
(второе полугодие третьего класса) совпадает с
первым этапом подросткового кризиса, появлением
неясных еще новых чувств и потребностей. На
втором этапе построения подростковой школы
(пятый класс) учебные инициативы детей должны
быть узнаны новым значимым взрослым
(учителем-предметником), легализованы как
детско-взрослые проекты содержания подростковых
учебных предметов. Подтверждение своих учебных
способностей при встрече с новыми взрослыми
представляет собой особое содержание учебной
деятельности в пятом классе. Учитель, отчасти
работая «по программе детей», выявляет все
учебные способности сообщества и помогает им
легализоваться в новом предметном материале.
Третий этап (пятый и шестой классы) – это
обнаружение границы начальной школы. И дети, и
учителя обнаруживают невозможность сохранить
формы и предметность учебного общения,
характерного для начальной школы, в школе
подростковой.
Подростковый учебный материал, предъявляемый
учителем (учебником, научно-популярной
литературой, наиболее продвинутыми детьми), не
укладывается в прокрустово ложе групповой
учебной дискуссии, обмена мнениями, выполнения
предметных действий с реальными вещами. Открытие
научной речи, научной статьи, логического стула
демонстрирует (в игровой форме) образ этого
недоступного предмета – настоящей науки,
научной деятельности, теоретизирования,
идеальных (только мысленных) предметов,
априорного мышления, лекционной формы.
Обнаруживается, что двигаться в новом,
собственно подростковом материале, в мире
взрослых идей и понятий старыми средствами
чрезвычайно сложно.
Внешне это обстоятельство может проявиться,
например, как открытый конфликт между любимым
учителем, предлагающим новый учебный материал
(большие книги), и детским сообществом,
отстаивающим прежнюю манеру работы (все
прочитывать горлом, искать авторскую интонацию,
овладевать собственной читательской интонацией,
в случае возникновения трудностей чтения –
«скулы болят» – останавливать чтение,
развертывая литературоведческую дискуссию,
свободный обмен мнениями о том, как сделано
произведение и почему данный фрагмент следует
читать именно так).
Если обе стороны мужественно удерживают свои
позиции – возникает учебная ситуация
подростковой школы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|