ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА
Все более серьезны разговоры о различии
способов обучения в младших, средних и старших
классах. Но по-прежнему камень преткновения –
подростки, которые меньше всего нуждаются в
школе, во всяком случае такой, какая она есть
сейчас. Пространство и время их жизни другое, не
то, что было в начальных классах. Опыт построения
образовательного пространства, подходящего для
них, пока невелик. Однако у сторонников
подростковой школы появился уже свой журнал –
«На стороне подростка», где учителя всерьез, без
эмоций обсуждают, чему и как учить подростков,
чтобы не мешать, а содействовать их развитию. И
оказывается, что об этом ином типе учения, о том,
как должно происходить вхождение в подростковую
школу, надо начинать думать не в последней
четверти четвертого, а уже в середине учебного
года второго класса...
Михаил ЭПШТЕЙН
С.-Петербург
Готова ли школа к метаморфозам?
Об особенностях подростков и о том, что
из этого следует для педагогов
Размеренность будней скучна, противна и
в некотором смысле противопоказана подросткам,
так как именно в нестандартных ситуациях и
воспитываются воля, чувство ответственности за
товарища, доброта и умение прощать, умение
постоять за себя и сдержать данное слово и многие
другие человеческие качества. И ребята в
соответствии с требованиями природы начинают
искать приключений «на свою голову», как часто
говорят взрослые. Наиболее педагогический выход
из ситуации – помогать ребятам в поиске
приключений «более-менее культурным образом»:
ходить с ними в походы, ездить в дальние поездки,
на сборы, совершать вместе «маленькие
безумства», открывать удивительные места и
вещи…
Другая характерная черта подростков –
стремление жить в своем сообществе. Причем в
таком сообществе, где тебя принимают, в котором
есть особые правила жизни, которые хочется
соблюдать, и в том числе создавать эти правила
самим.
Для ребят очень важно пытаться организовывать
жизнь своими руками, а не быть только
организуемыми взрослыми.
Что им интересно? Музыка и танцы, театр и
компьютеры, Интернет и походы, работа в
мастерских и возможность заработать первые свои
деньги и многое-многое другое. Но для того чтобы
ребята могли попробовать все это, им нужно
помочь, и в том числе с обустройством необходимой
материальной среды, создание которой им пока
самим не по силам.
Исследовать мир и себя в нем вместе со
сверстниками – основная задача этого возраста. В
связи с этим при организации учебного процесса в
школе акцент должен быть сделан на
предоставлении ребятам возможности выбора видов
деятельности, на освоении способов
индивидуальной и коллективной работы, на
проведении экспериментов по максимальному
количеству предметов. Вполне возможен и
постепенный уход от предметов и переход к
деятельности, объединяющей в учебном проекте
несколько предметных областей. От прохождения
всем классом единой программы акцент смещается в
сторону индивидуальных учебных маршрутов ребят.
Все это также означает изменение роли учителя в
учебном процессе. Учитель перестает быть
основным источником информации, а становится
организатором их совместной работы;
консультантом; специалистом, подготавливающим
необходимую материальную среду; профессионалом
в области поиска и обработки информации.
* * *
Что школа будет необычной и рисковать
здесь придется – это ясно уже сейчас. Почему? Ну
потому, например, что далеко не все еще понятно в
том, как делать такую школу. Нет точного ответа на
множество вопросов, в частности – как совместить
«подростковую жизнь» и подготовку к экзаменам.
Кроме того, понятно, что такие школы чаще всего
будут еще и необычными, странными для
государственной массовой системы образования.
Они будут (в той или иной степени своей
необычности) «выламываться» из стройных рядов
массово-обычных школ. И форма собственности
(частная, государственная) здесь ни при чем. Дело
в необычном способе жизни всей школы.
Похоже, что если мы хотим делать школу
соответствующей потребностям и особенностям
подростков, то и жизнь всего коллектива (в первую
очередь педагогического) надо строить в
соответствии с принципами организации жизни
ребят – в частности, с теми тремя, что описаны
выше.
Что это значит для нас? Видимо, то, что в такой
школе взрослые должны осознавать себя
профессиональным сообществом и строить свою
жизнь как сообщество «профи», делающих свое дело,
важное для других людей, производящих реальный
полезный продукт. Для этого в том числе важно
достаточно четко сформулировать свои ценности и
поддерживать их всей организацией жизни
коллектива... И уже около этих действующих
(делающих свое дело) взрослых (вместе с ними)
живут, растут, действуют ребята. В некотором
смысле такой способ жизни похож на цеховой
принцип организации жизни ремесленников в
средние века.
* * *
При переводе такой модели организации
жизни на современную школьную действительность
возникает как минимум два противоречия, которые
необходимо как-то разрешать.
Первое заключается в том, что жизненные задачи
профессионала-«ремесленника» и учителя разные,
как, часто довольно резко, отличаются и способы
организации жизни их сообществ. А мы хотим
попробовать в школьной (учительской) ситуации
прорастить «ремесленную» жизнь. (Под
«ремесленным» сообществом здесь я понимаю любое
сообщество людей, профессионально делающих свое
дело, производящих реальный продукт, например
сообщество программистов, артель ремесленников,
ученое сообщество…) Но есть одна принципиальная
«развилка» в позициях «учителя» и «ремесленника,
мастера». Для хорошего учителя всегда во всех
ситуациях в главном фокусе его
жизнедеятельности находится ребенок, он прежде
всего думает о нем. Хороший ремесленник всегда
должен думать прежде всего о деле, продукте,
необходимости сделать заказ качественно и в
срок. Учитель увлечен ребенком, ремесленник –
предметом своей деятельности. Очень часто, как вы
понимаете, такие позиции входят в противоречие
друг с другом.
И вот тут возникают вопросы: возможно ли (и нужно
ли) в одной школе совместить «ремесленников» и
«учителей», возможно ли (и нужно ли) совмещение
этих позиций в одном человеке, всех ли детей
смогут вовлечь в орбиту своей деятельности
«ремесленники», хватит ли у них терпения и такта
возиться с детьми, могут ли учителя в школе без
участия «сторонних ремесленников» воссоздать
атмосферу «ремесленного сообщества», как в школе
совместить необходимость занятия «учебой» с
занятием настоящим делом (а не игрой в него)?
Вот вопрос: готовы ли мы к такой странной жизни?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|