ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Словечки типа «элита», «элитное
образование», «элитный стиль» вошли в моду лет
десять назад и сразу оккупировали общественное
сознание. Еще бы, если официально
провозглашается курс на неравенство, каждый
третий хочет быть первым и мало кто согласится с
рядовой участью. Это психологический закон. В
открытом обществе, при равных возможностях, все
рвутся в лидеры, и само словечко «элита»
становится как бы вожделенной наградой за долгий
и упорный труд учебы. Наградой, ради которой
тратятся силы, деньги и связи. То есть в каком-то
смысле «элитное образование» в современной
России всего лишь фетиш, завлекаловка, рекламный
слоган.
Это внешний и самый общий трезвый взгляд. И
казалось бы, овчинка выделки не стоит. Детей надо
учить хорошо и в Астрахани, и в Магадане. Учителям
надо платить достойную их зарплату и в
Подмосковье, и на Кавказе. И все, вопрос исчерпан.
Но на самом деле у элитной школы куда более
сложная судьба и более значительная роль. Она
призвана не только поддержать частные амбиции,
но и обеспечить будущее страны.
Камилла ПЛУЖНИКОВА,
13 лет
Там, где не страшно быть непохожим
Идеальная школа глазами
старшеклассника
– Ну ладно, я пошел..
Закинем сумку за спину, проверим часы – да ведь
мы опять опоздаем!
Я иду в школу. А вообще – что такое школа? Что это
такое?
Этакий сгусток энергии, сильнейшей энергии на
свете – детской. Здесь возможно все. Злость,
обида, боль, смех, радость, первые промахи, первые
уроки общения маленьких людей с себе подобными.
Уроки обхождения со старшими: а вот как он
отреагирует на ту или эту фразу, сколько
поставит, чем его надо заинтересовать, чтобы ты
ему понравился, что именно надо учить, чтобы
заработать высший балл...
Школа определяет путь человека, что его
интересует, в чем-то – образ его жизни, некоторые
хобби, некоторое упорство. Преподаватели,
умиленно говорят отдельные идеалисты, – это как
вторые родители, они оградят ребенка от любых
трудностей.
Ничего подобного. Преподаватели тоже люди. Их
часто не хватает на то количество учеников,
которое буянит в классе во время урока (у особо
строгих учителей – еще и за дверью класса). Я
думаю, в идеальной школе первым пунктом было бы
обучение по небольшим группкам, где за тобой
отчасти следят, как ты усвоил материал, где к
каждому есть индивидуальный подход, с моей точки
зрения, так лучше для всех.
Первыми преподавателями в Царскосельском лицее
были профессора, золотые, талантливые люди
культуры. Плюс своя автономия и прочие прелести
жизни. Отсюда «выводок» – Кюхельбекер, Пушкин…
Много еще кто. После реформы в образовательной
жизни страны тех, первых учителей Царского Села,
распустили. Второго такого золотого выпуска у
Лицея никогда больше не было.
К чему я это клоню? Учитель должен любить свою
профессию, отрасль знания, мне кажется, что он
должен любить и детей, которых он учит тому, что
знает. Но главное – любить свой предмет, так, как
любят науку, так, как любят искусство…
Со стандартным материалом каждый учитель вносит
в головы своих слушателей частичку своего
жизненного опыта, может, поэтому одну и ту же
информацию два ученика двух разных школ
воспримут и потом расскажут по-разному. Учитель
должен быть по-настоящему знатоком, да и не в этом
дело – он должен уметь вкладывать материал. Он
должен объяснять его так, чтобы окружающие его
понимали. Быть способным к контакту. Быть
способным, порой побеждая себя, идти на контакт…
Идеальная школа. У каждого она своя. Мне кажется,
что это должно быть труднодоступное учебное
заведение, чтобы туда случайно не попали
отморозки и прочая прелесть современного
общества. Трудные экзамены, собеседования – и
высокая зарплата. Я знаю, это нереально, чтобы в
нынешних учебных заведениях не брали взяток при
поступлении, но все же, все же… Значит, надо
отбирать коллектив учащих. Золотой, как в Царском
Селе. Чтоб у нас на всю жизнь осталось ощущение
избранности, причастности…
К идеальной школе должно быть еще одно
требование – здесь не должно быть расизма… этой
мерзкой, отвратительной привычки задевать людей
оттого, что они родились не такими, какими, по
мнению окружающих, надо. Меня почему-то всегда
при таком разговоре мучает вопрос: вот ты
считаешь, что тот или вон та неправильного цвета
кожи, да и глаза у него или у нее слишком узкие – а
может, наоборот? Может, у тебя что-то не в порядке?
Я очень надеюсь, что в школе, близкой к идеальной
(хотя предела совершенству нет), будет выбор. Ты
будешь выбирать, чему тебе учиться, какой брать
предмет, как глубоко осваивать ту или иную тему. Я
надеюсь, что в этой школе будет место
самовыражению, когда ты сможешь рассказать свою
точку зрения без боязни, что на тебя кто-то
настучит или кто-то наорет. Или просто поползут
слухи, слухи, слухи.
В обычной школьной среде – и меня поймут слишком
многие – быть ни на кого не похожим подчас
страшно. И не из-за соучеников. Из-за учителей.
В идеальной школе несхожесть с остальными должна
только приветствоваться. Зачем стране шеренги
одинаковых идиотов?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|