НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
«Эврика» берет уроки голландского
Зарубежные стажировки участников
программы подготовки консультантов
общественного управления продолжаются
«Эврика» развернула образовательную
программу развития общественного управления в
двух направлениях: подготовка членов союзов
попечителей из числа наиболее влиятельных и
известных граждан в регионах, чтобы после
прохождения ими курса подготовки местная власть
делегировала союзу попечителей часть полномочий
учредителя образовательных учреждений. Другое
направление: подготовка консультантов
общественного управления, как правило, из
деятелей образования, часто из числа
управленцев.
Для того чтобы в российской системе образования
возник новый институт образовательной власти –
гражданские союзы попечителей, необходимо, чтобы
сформировалась особая инфраструктура
общественного управления, нужны
профессионалы-консультанты, работа которых
заключается в организации общественного
управления. Необходимо, на наш взгляд, перевести
это из любительства в более профессиональное
состояние. Для этого и подготовка самих членов
союзов попечителей, и подготовка
профессиональных консультантов в области
общественного правления.
С этой целью два раза в год слушатели
образовательной программы развития
общественного правления стажируются в Англии и
Голландии.
Два кита: государственное
финансирование и общественное влияние
Стажеры из Москвы, Красноярска и Бурятии
побывали в Амстердаме, Утрехте, Девентере и
Гааге. Всюду были встречи в школах и колледжах, а
также в местных ратушах и городских советах,
дискуссии с управленцами и членами общественных
советов школ.
Координатором программы является Лис ван
Денсолаар, много лет работавшая в системе
Монтессори и сейчас ведущая нескольких программ
подготовки монтессори-учителей в России.
Основным открытием для эвриканцев стало то, что
граница между гражданским обществом и
государственным управлением не такая явная, как
в других демократических странах, и уж конечно,
нет такого разрыва, как в России.
Йос Флескес, муниципальный советник городского
совета в Девентере, отвечающий за образование,
считает, что муниципальное управление должно
служить местом переговоров граждан и директоров
школ, для того чтобы уточнять школьные бюджеты и
обеспечивать финансами те проекты, которые не
предусмотрены государственным финансированием,
но являются ответом на потребности жителей
Девентера.
Школы в Голландии финансируются центральным
правительством (государством), как и в Англии, и
вообще во всех европейских странах.
Когда мы говорим о государственном влиянии,
считает советник по образованию из Амстердама
Саския, это означает, что зарплата учителя должна
позволять нам (органам управления) не только
предъявлять требования к учителям, но
мотивировать их к изменениям, к развитию
инноваций, к поощрению индивидуального развития
учителей.
В Голландии сочетание централизованного влияния
(в основном финансового) уравновешивается
огромным влиянием местного сообщества.
И здесь мы подходим к главному открытию – роли
образовательного сообщества в развитии
образования, и не только образования. Голландцы
убеждены, что образование служит двум основным
целям: личному развитию, самореализации и
экономическому развитию страны.
Из многочисленных встреч и дискуссий с
образовательным сообществом в Голландии
сложилось впечатление, что его ответственность
за развитие школы превышает ответственность
ведомства.
– Мы должны разработать новую систему оценки
успешности и достижений выпускников,
препятствовать стандартизации
централизованного экзамена.
– Мы считаем важным развивать индивидуальные
образовательные программы, – говорили директора
школ, учителя и ученые из педагогических
институтов.
А в парламенте политики считают, что партии
должны прислушаться к образовательному
сообществу, для того чтобы понять, чего хотят
граждане.
Ясперс ван Дейк, советник социалистической
партии, работающий в парламенте в Гааге, который
на следующих выборах собирается выдвигать от
социалистической партии программу развития
образования, считает, что для политиков важно
иметь в качестве партнеров профессиональные и
гражданские институты влияния.
Политики не могут в одиночку решить проблемы
образования, но и проводить референдумы по
любому поводу тоже невозможно. Общественное
управление происходит по двум каналам –
формирование общественного мнения и диалог с
гражданскими институтами.
Новации, вызванные общественными
проблемами
Бен ван дер Хилз – автор уникального
проекта колледжа, в котором учатся 1200 учеников, 98%
из них эмигранты, большинство темнокожие. В этом
колледже обучение происходит по индивидуальным
образовательным программам. Не по
индивидуальному учебному плану, а по программам,
которые строятся на индивидуальных интересах
учащихся. Некоторые из них еще не говорят
по-голландски, и для того чтобы их как можно
быстрее адаптировать к голландскому обществу,
требуются очень эффективные инновационные
методики. Бен ван дер Хилз разработал метод
проектирования индивидуальной программы почти
для каждого ученика, выяснения его (или ее)
способностей и тех видов деятельности, которые
приводят к максимально быстрой социализации
ребят и открывают путь к профессиональному
образованию. Власти Амстердама не только
поддержали этот проект, но и выделяют огромные
деньги для колледжа, который назвали именем
Марии Монтессори.
Бен ван дер Хилз – противник
стандартизированных экзаменов и
унифицированной системы оценки достижений
учеников и сравнения всех школ друг с другом:
– Устраивать стандартизированный экзамен –
значит вредить индивидуальному развитию
учеников. Развитие компетенций не вписывается в
стандартизированный централизованный экзамен.
Требуются новые методы оценки.
Другой эффективный реформатор, участвующий в
эвриканской программе подготовки консультантов
общественного управления, – Фред Кулик. Он много
раз приезжал в Россию, участвовал в эвриканских
семинарах в Москве и регионах.
В Девентере Фред Кулик объединил три большие
средние школы города и создал уникальную
школу-комплекс (это официальный термин, который
используют в Голландии), в которой обучаются пять
тысяч учеников. Несколько зданий, разбросанных
по всему городу, составляет этот комплекс. Но
главная идея проекта – снова индивидуальное
образование. В школе действует огромное число
микропроектов, каждый из которых направлен на
создание личностного проекта почти для каждого
ученика. Оказалось, что концентрация
финансового, административного, педагогического
потенциалов может не только усилить
эффективность расходования средств, не только
резко увеличить бюджет комплекса по сравнению с
тремя школами, но и разнообразить возможности
получения образования для каждого ученика. Фред
Кулик утверждает, что проект родился оттого, что
в небольшом городе Девентере (население около 80
тысяч жителей) без развития максимума
возможностей для любого ребенка усилится
вероятность попадания молодежи в криминальные
круги. А Девентер – город с глубокими
образовательными корнями, в одной из школ здесь
работал учителем Эразм Роттердамский, и на ее
фронтоне до сих пор выбито: «Учимся не для школы,
а для жизни».
И для консультантов общественного управления
образованием это было очень наглядно –
оказывается, вполне возможно строить
образовательную политику в соответствии с
потребностями людей, а не в соответствии с
министерским стандартом.
…В один из дней эвриканцы побывали в голландском
парламенте, знакомились с образовательными
позициями политических партий. Все как обычно:
левые готовы больше тратить, правые озабочены
правами личности, центристы прагматичны.
Но важным было признание всех политиков, что
результат выборов для них во многом зависит от
того, какую образовательную политику они
защищают.
Если граждане будут недовольны тем, как тратятся
средства в школах, нас не выберут в следующий раз,
признавались политики.
Эвриканские консультанты общественного
управления аккуратно записали эти слова в свои
блокноты.
В будущем пригодится.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|