НАБЕРЕЖНАЯ ЭПОХИ
Счастливчик на полустанке
Попытка объяснения в любви к Георгию
Николаевичу Данелия в виде разговора о его
книжке и нескольких счастливых моментах жизни,
непосредственно связанных с любимым режиссером
и его фильмами
Однажды, когда закончатся наши здешние и
грядущие муки, когда будут прощены все наши
глупости и мелкие злодейства, тогда-то и
встретятся все, кто расстался, потерялся, кто не
нашел того, с кем мог, хотел, должен был, да не
встретился. Все наконец встретятся и вдоволь
наговорятся.
Точнее – наговориться не смогут, потому что в
запасе уже будет вечность. Только если все мы
всем всё простим.
Это, наверное, и будет исполнением желаний.
Понятно, что трудно ее представить, будущую жизнь,
а все желания – исполнившимися, но, безусловно,
хоть что-то да сбудется.
И дай-то Бог, не на планете Плюк галактики Кин-дза-дза.
В своей недавно вышедшей книге
воспоминаний «Безбилетный пассажир» Георгий
Данелия объясняет будущее не по-кин-дза-дзавски:
«Мне почему-то кажется, что еще увидимся, что эта
жизнь – не начало и не конец. Набоков писал, что
жизнь – только щель слабого света между двумя
идеально черными вечностями. А мне кажется, жизнь
– полустанок: ехал в поезде, сошел на полустанке,
потом поедешь дальше… там, в поезде, встретишь
тех, кого хочешь встретить…»
И добавляет: «Мне повезло: я хочу встретить
многих».
Об этом автор «Не горюй» и «Слезы капали»
упоминает в самом трагическом месте книги, когда
говорит об уходе из жизни сына Коли.
Возможно, Георгий Николаевич и написал о будущей
жизни, чтобы спросить (у Бога?): «Увидимся мы еще
или нет?»
МОМЕНТ ПЕРВЫЙ.
Кумир на расстоянии голубя
Почти с каждым фильмом Г.Н.Данелия у автора этих
строк связана какая-то странно-занимательная
история. Например, премьера «Кин-дза-дза»
состоялась 14 декабря 1986 г. в кинотеатре
«Новороссийск». А это был день рождения любимой
девушки, моей будущей жены, причем познакомились
мы всего неделю назад – 7-го: то бишь только
начинался конфетно-цветочный период ухаживания.
Ужасно хотелось сделать ей еще и такой подарок –
премьеру любимого режиссера.
В «Новороссийске» мрачно пошутили в ответ на мой
вопрос о билетах:
– Киндзу на рынке ищите. Билетов нет и не будет.
Все раскуплено неделю назад.
В итоге 14-го мы увидели полузапретное
тогда «Зеркало» – спецсеанс, на который тоже был
лом, но с билетами помогли знакомые. А «Кин-дза-дзу»
довелось посмотреть уже в медовый месяц – она
пошла широким экраном лишь весной…
И много других похожих историй, на первый взгляд
лично-пустячных, ничего особенного… Кстати,
именно так – «Ничего особенного» – должен был
сначала называться «Мимино» (запретили такое
название: «Что это за фильм – «Ничего
особенного»?!»). Там есть эпизод в самолете, когда
у Мимино спрашивает ехидный коллега-летчик:
«Валентин Константинович, а наверное, хорошо
сейчас в горах?», а Валико хмуро отвечает: «Ничего
особенного». Хмуро – хотя, казалось бы, все
желания сбылись, но, как выяснилось, не те желания.
Так что – либо учиться правильно загадывать
желания, либо совсем уж положиться на волю
Случая…
И – странное, загадочное дело: все похожие
СЛУЧАЙНО-ЖЕЛАННЫЕ истории связаны у меня именно
с фильмами Данелия.
Никак не мог посмотреть в 1995-м его новый фильм
«Орел и решка». Звали на ноябрьскую премьеру в
Дом кино – променял на вернисаж модного
художника. А с прокатом наших фильмов тогда было
печально, и он долго вообще нигде не шел, как я его
ни подкарауливал. Наконец подкараулил – 10
февраля 96-го – и пригласил девушку, за которой
пытался ухаживать. С женой мы к тому времени
развелись, простите уж за личные подробности.
(Кстати. От мемуаров обыватель обычно ждет шквала
интимных признаний. В главке «Безбилетного
пассажира» под названием «О личной жизни»
Георгий Николаевич настолько благородно-лаконичен,
что позволю себе привести ее целиком:
«Я был женат три раза. На Ирине, на Любе и на Гале.
На Гале женился недавно – лет 20 тому назад.
Я любил, и меня любили.
Я уходил, и от меня уходили.
Это все, что я могу сказать о своей личной жизни».
Вот все бы мемуаристы так…)
Единственный сеанс «Орла и решки» был в
кинотеатре «Москва». Приехали с девушкой – фильм
отменили. Отправились в Третьяковку – ничего
умнее мне в голову не пришло. Больше всего
хотелось пойти в зал икон. Но он был закрыт.
Девушка через неделю познакомила меня со своим
суженым, за которого в итоге и вышла замуж. И
правильно, кстати, сделала.
…6 апреля 1996 г. случайно (но кирпичи просто так с
крыш не падают) сказали, что «Орел и решка» будет
завтра, 7-го, в Киноцентре. А 7-е приходилось на
Вербное воскресенье и одновременно на праздник
Благовещения. И весь этот апрельский день
получился под шпаликовским лозунгом: «Бывает все
на свете хорошо. В чем дело – сразу не поймешь».
В тот день правил счастливый случай. И многое
сбылось из того, что было загадано где-то в
подсознании. Хотя – если приглядеться – ничего
особенного. Навестил в госпитале двоюродного
брата, в третьяковский зал икон попал (!), нечаянно-радостно
встретил в кассе Киноцентра старых подружек (они,
правда, шли на другой фильм), погода отличная, и по
весенней Москве пошагали… «Тебе нельзя смеяться,
и пиво пить нельзя!» – хохотали подружки в сквере
на Восстания: только что в Первом медицинском мне
заштопали дырку на месте удаленного зуба.
Смеялся криво.
И без пива было ощущение весеннего чуда.
Необъяснимого. «В чем дело – сразу не поймешь».
Благовещение.
Чудеса продолжились, когда в фойе Киноцентра я
вдруг увидел Георгия Николаевича Данелия вживую.
Так иногда в один день, разом, сбываются «мечты
идиота». (Данелия, к сожалению, не поставил «12
стульев». Хотел снимать, и даже чиновники
разрешили, но по природной вежливости он уступил
давно мечтавшему об Ильфе с Петровым Л.И.Гайдаю.
Хотел Георгий Николаевич ставить и «Мертвые
души», но сказал, что Гоголя должен снимать
только русский режиссер. Хотя трудно представить
более русские фильмы, чем «Афоня» и «Тридцать
три»… А уж о «Мастере и Маргарите», не снятых
Мастером, – без слов: но этого тогда не разрешили
никому.)
…Данелия пришел в Киноцентр с киногруппой,
видимо, представлять фильм. Неожиданно в фойе, в
район буфета, где и кучковались киношники,
непонятно откуда приземлились голуби. По виду не
очень-то благовещенские, а скорее на манер стаи
пепелацев. Тут для снижения пафоса надо бы
процитировать фразу, сказанную в «Безбилетном
пассажире» про голубей великим писателем,
лирическим альтистом Юрием Казаковым, едва не
написавшим с Данелия сценарий. Высказался
Казаков не по-божески, когда Данелия утром после
бурного вечера в пятиместном номере одесской
гостиницы разбудил соавторов (еще были Василий
Аксенов, Виктор Конецкий и Валентин Ежов) стуком
пишущей машинки:
«Казаков посмотрел в окно и сказал:
– Голуби спят…
– Бунин ты, Юра, – отозвался Ежов. – Чехов!»
…Киноцентровско-благовещенские голуби-96 что-то
поклевали на полу и на столах и стали свободно
разгуливать на манер киношников. Коих, как
обнаружилось уже в полутемном зале, было больше,
чем зрителей.
Вышла ведущая, пригласила киногруппу на сцену. На
Данелия направили прожектор. Он в своей
традиционно-сдержанной манере отшутился, что
просто пришел показать фильм композитору – Гия
Канчели. Прожектор тут же переправили на Канчели.
Группа на сцену не вышла.
…В «Пассажире» Данелия рассказывает, как
пришлось однажды отдуваться за похожую – но с
политически-трагическим привкусом – «встречу со
зрителями».
В Чехословакии вскоре после наших танков 68-го,
когда на сцену братиславского кинотеатра
представлять «Не горюй» вышла советская
киногруппа: «В первом ряду спит старик в рваной
шинели и на балконе две дамы, по виду наши из
посольства. А нас с сопровождающими на сцене
человек 15. Я подошел к микрофону и минут двадцать
благодарил зрителей за то, что они пришли, и
говорил о дружбе…»
Политически-взрывную ситуацию в братиславском
ресторане после встречи с дружественными
зрителями спас Вахтанг Кикабидзе («Буба» – одна
из лучших глав «Пассажира»): «Буба никогда не
поет с чужими музыкантами. И вообще уговорить его
спеть довольно-таки трудно, почти невозможно…»
Ввиду невозможности процитировать всю эту
чудесную книгу кое-что я – своими словами.
Кикабидзе подошел к отнюдь не братски
настроенным ресторанным лабухам: «На второй
песне начали аплодировать, а после третьей его
уже не отпускали. Так он пел часа полтора. После
его выступления к нам стали подсаживаться: все
хотели чокнуться с Бубой. Ну а заодно и с нами…»
…В зале Киноцентра на Благовещение-96 было чуть
получше. Там оказались помимо обширной
киногруппы порядка пяти пенсионеров, три-четыре
одиноких интеллигента, столько же одиноких
интеллигенток, пять-семь пар целующихся и еще кто-то
с напитками из буфета.
В западном кино есть понятие «клакер»: нанятый
человек садится на премьере и заводит публику –
хохочет на прогнозируемых продюсером местах.
Создателей фильма его присутствие, как правило,
радует.
Я стал таким невольным клакером, то и дело фыркая
(сказывалась только что заштопанная дырка во рту)
от смеха. На актуальной о ту пору фразе (когда
герой Кирилла Пирогова говорит, что он
белорусский шпион), зашедшись политнекорректным
и опасным в стоматологическом отношении хохотом,
я спугнул сидящую впереди пару влюбленных,
увлеченных напитками и поцелуями. Негодующе
обернулись.
После сеанса было искреннее желание подойти к
Кумиру и на бесплатно-клакеровских правах
сказать: «Спасибо, Георгий Николаич, за наше
счастливое детство, юность и зрелость». Но Кумир
заранее остудил пафос таких признаний: о том –
случай с его собственным кумиром Феллини.
Историю про Феллини Георгий Николаевич
рассказал в «Безбилетном пассажире» в сильном
сокращении, умолчав о главном, но я помню ее по
старому газетному интервью.
Случился в Риме фестиваль «Я – вор»,
куда режиссеры всех стран прислали свои фильмы с
чужими цитатами. Данелия – «Осенний марафон» с
чем-то «сворованным» у Феллини. Копию «Марафона»
с субтитрами по доброй советской традиции до
Рима не довезли. Чудом за несколько часов до
сеанса нашли для показа «Не горюй» с титрами.
Данелия, узнав, что Тонино Гуэрра пригласил на
фильм маэстро Федерико, спрятался в номере
гостиницы: очень смущала перспектива встречи с
Кумиром. Восторженный Феллини позвонил ему после
просмотра. Этот телефонный диалог воспроизвожу
по памяти.
Феллини сказал: «Хэлло, Данелия, ай эм Феллини». И
какие-то восторги на смутно-романском английском
про «Не горюй». И предложение немедленно
встретиться.
Данелия ответил на не менее смутном: «Хэлло,
Феллини. Сэнк ю. Ай эм хэппи. Ай лав ю. Ай эм сорри.
Гуд бай».
Ошарашенный Феллини – столь лаконично с ним
никто из поклонников не общался – прислал
загадочно-великому русскому Danelia, улетавшему в
тот же день, два своих рисунка в подарок.
Кинокритики XX в. признали «Не горюй» одним из
сотни лучших фильмов.
МОМЕНТ ВТОРОЙ.
Вид с моста для безбилетников
«Орла и решку» я долго всем пересказывал. Мало
кто сочувствовал. Даже когда я пытался
насвистеть-выскрипеть виртуозный скрипичный
флажолет Г.Канчели.
В теплую ночь с 30 апреля на 1 мая все того же 96-го (в
ночь, отмечу, вальпургиеву) ко мне пришли друзья.
Я ждал их у «Смоленской» на велосипеде, где
неожиданно встретил знакомую немецкую
журналистку, малость оторопевшую от того, что кто-то
ночью в центре Москвы разъезжает на велике.
Журналистка, в свою очередь, ела что-то полуночно-закусочное.
За велосипедное пижонство ваш автор поплатился:
с багажника вдребезги упала бутылка «Кагора». Но
главное друзья несли в руках… Поутру, вдруг
проснувшись и не менее вдруг вспомнив самое
важное, я тревожно закричал, что в кинотеатре
«Минск» только сегодня, только через час все
уцелевшие за вальпургиеву ночь смогут увидать
наконец «Орла и решку».
Побежали в метро, и тут ждал сюрприз.
Бесплатный вход: мэр Лужков (близились выборы)
устроил первомайскую вольницу.
Не преминув воспользовались.
Близ «Кунцевской» на все виды транспорта
собралась не менее не преминувшая толпа, но до
«Минска» мы добрались платно: опаздывали, а на
таксистов мэрская щедрость не распространялась.
В кино опять же ждало счастье: пускали тоже
задарма, хотя и нехотя.
После сеанса мы, абсолютно счастливые, как после
удачно-коллективного прогула, когда не застукают
и «свой» староста впишет всех как
присутствовавших на лекциях, бесплатно доехали
до Киевского, стояли на Бородинском мосту, жевали
сосиски в ватных булочках, орали: «А я иду,
шагаю…», высвистывали канчелиевский флажолет,
любуясь на сокровенную данелиевскую панораму: на
туманные Воробьевы горы и особо – на желто-грязный
дом народного суда, перед заворотом реки налево,
на берегу Плющихи, который был и доподлинным
зданием суда в «Мимино», и домом Насти, и местом
прогулок героев «Орла и решки»…
Дождь моросил. Весенний первый дождь.
Одно из последних свиданий со старой Москвой.
Теперь на том бережочке (да и на других) все не так.
На предпоследних страницах «Безбилетного
пассажира» Данелия объясняет название книги:
«Когда превозносят мое творчество – не скрою,
конечно, приятно, но чувствую я себя при этом
примерно как безбилетный пассажир в трамвае: вот
сейчас войдет контролер, оштрафует и попросит
выйти вон!»
Счастливые первомайские безбилетники 96-го, на
Бородинском мосту, с ватными сосисками, мы еще не
знали, что навсегда прощаемся с юностью.
И что уже началась совсем другая пора.
Что скоро войдут и оштрафуют.
За глупую радость молодости.
МОМЕНТ ТРЕТИЙ.
Дождь в южном городе
Серьезные взрослые принимают фильмы Данелия от
«Сережи» до «Осеннего марафона», минуя
эксцентрику «33» и ненашенскую трагедию «Совсем
пропащего», но эту данелиевскую экранизацию
«Гекльберри Финна» вообще мало кто видел.
Люди моего возраста (к сорока, или чуть дальше,
или чуть ближе) ценят прежде всего «Слезы капали»
и «Кин-дза-дзу».
Общие чувства отцы и дети разделяют о поздних
фильмах Данелия, начиная с «Паспорта»:
обаятельный француз Жерар Дармон в роли грузина
не смог стать эквивалентом Бубы Кикабидзе.
Участие западной звезды было жестким
требованием тамошних продюсеров, и Данелия
отспорить своего любимца не смог.
«Настя» и «Орел и решка» смотрелись грустными
воспоминаниями о «Я шагаю по Москве». «Фортуне»,
со всеми традиционными темами, мотивами и
героями Мастера, вплоть до персонализированной
иллюстрации культово-данелиевской песни «На
речке, на речке, на том бережочке мыла Марусенька
белые ноги…» – буквального явления живой
белоногой Марусеньки и белых гусей на волжских
бережочках, не смотрелась вообще.
Кстати, есть закон, сформулированный для
режиссеров еще Чаплином, что комедии можно
снимать лишь до определенного возраста. С другой
стороны, среди фильмов Георгия Николаевича
«чистая» комедия только одна: «Тридцать три». К
тому же Данелия часто не без горести
рассказывает, как его вместе с Гайдаем и
Рязановым власти Госкино упорно числили
комедиографами, причем с оттенком
пренебрежительного раздражения: «А это наши
комедиографы…»
В подзаголовке «Осеннего марафона» цензура
запретила титр «Ироническая трагедия», пришлось
поставить: «Печальная комедия»… Когда сейчас
пересматриваешь «Афоню», то видишь – да это ж
трагедия, да еще и антисоветская, да и шедшая при
этом в самом широком прокате и сделавшая на всей
1/6 части суши бешеные сборы. Кстати, суть фильма
быстро распознали за рубежом, на фестивале, куда
Данелия привез «Афоню» и где его сразу спросили:
собирается ли он после ТАКОГО возвращаться в
СССР?..
К счастью, вернулся. И снял еще много. А сейчас,
спустя два года после «Фортуны», Данелия вместо
нового фильма создал книгу.
Время пришло? Или сказывается усталость от жанра?
Однако даже его поздние фильмы каким-то
сказочным образом выдерживают испытание
временем. Сейчас совершенно иначе, с искренней
благодарностью за портрет нищей Москвы-92,
столицы на грани гражданской войны, смотрится
«Настя», которая при всей тогдашней тоске
создателей – Данелия, сценаристов Володина,
Адабашьяна, оператора Лебешева, так и не
полюбивших новую столицу и ее новых обитателей, и
в 93-м была самым чудодейственным «лекарством от
стресса».
…На подходе к Киноцентру во время майской
премьеры-93 «Насти» стреляли лишние билетики. По
тем временам – нечто небывалое. Передо мной
спросили лишний билет у известной критикессы.
– Лишнего нет, но сама ситуация меня радует, –
ответила критик хорошо поставленным голосом.
Второй раз довелось посмотреть «Настю» осенью в
южном городе. В том самом, где друг Данелия и
коллега по «комедийному определению» Леонид
Гайдай отснял большую часть «Бриллиантовой
руки».
На знаменитом диком черноморском пляже возле
скалы художника Киселева (по-московски
фамильярно – Киселевка), именно там, где ловят
рыбу Никулин с Мироновым, штормило. К тому же
постоянно лил дождь. Проклиная бархатный сезон,
отогревшись в дачном домике и надев все
единственно теплое, мы с бывшей супругой
отправились в центр смотреть новый фильм как раз
Гайдая – «На Дерибасовской хорошая погода...».
Его, к счастью, заменили. И, по счастью, – «Настей».
Из зала курортного кинотеатра ушел во время
просмотра всего один человек. Да и тот сильно
нетрезвый, с репликой про сцену «презентации» в
метро:
– Жируются же москвичи…
А потом опять лил дождь. Теплый, данелиевско-шпаликовский.
Сырые улицы осеннего Туапсе были не солнечно-гайдаевскими
из «Бриллиантовой руки», а вроде как из другого
кавказского города… Вроде как из «Не горюй». И
они чудесно рифмовались с весенне-дурацкой
Москвой-92 из «Насти».
И было хорошо, как будто я там был в последний раз.
С тех пор пока не довелось вернуться в южный
город. Доведется ли?
«Безбилетный пассажир» – еще и книга о
расставании.
МОМЕНТ ЧЕТВЕРТЫЙ.
Конец первой серии
Но книга – еще и пространное повествование о
надежде. О том, что случилось наперекор всему. О
желаниях, которые имеют скверную привычку
сбываться. Не так, не там, не тогда – почти по
«Калошам счастья» Андерсена.
Данелия сам называет себя сказочником. «Настя»,
«Слезы капали», не говоря уж о «Кин-дза-дзе» –
сказки в чистом виде. Но и другие картины, если
приглядеться внимательно, – сказки.
Именно за пронзительно-светлую сказочную лирику
«Я шагаю по Москве» некто диссидентствующий
после премьеры переставал подавать режиссеру и
сценаристу Шпаликову руку: мол, не след
приукрашивать нашу мрачную действительность.
Может, и приукрасили, но фильм-то до сих пор
помогает жить…
И «Афоня», если задуматься, – сказка, с его
совершенно фантастическим финалом: «Ну посудите:
как такая, как Женя Симонова, может полюбить
героя Куравлева?» – так сам режиссер
прокомментировал это в одном интервью. Кстати, до
«Афони» Данелия в книге не добрался – только до
«Не горюй», но пообещал продолжение.
И продолжения от Георгия Николаевича ждут.
Самая демократическая и самая элитарная публика
ждет. Обнаружилось это февральским вечером
нынешнего года, когда я торопился на день
рождения, пообещав купить в подарок
«Безбилетного пассажира». Заприметил книгу на
ближайшем лотке, сбегал домой за деньгами,
вернулся:
– А вот у вас только что лежала…
– А вот только что подошла женщина и купила два
экземпляра. А и завезли всего два.
Бегу в следующий ларек. Уже не без нервозности:
воскресенье, «сдались тебе, Люсенька, эти
макароны» («Кин-дза-дза»).
– А вот?..
– А вот только что пришла женщина и т.п.
В третий «лоточный» магазинчик (по счастью, в
центре их много) пришел уже мрачный.
– Если вы скажете, – медленно начал я, – что
пришла женщина… и т.п.
– Нет! – перепугалась моей угрожающей интонации
поздняя воскресная торговка. – Было два
экземпляра, их разные люди раскупили. Но была,
правда, женщина…
…В Доме книги, куда я в отчаянии примчался перед
закрытием, «Пассажира» не было ни на стендах
мемуаров, ни на стендах искусства. Пришлось
напрягать продавщицу – та нашла ее в компьютере,
но на тех же стендах тоже не нашла. У меня
мелькнула страшная мысль о таинственной женщине,
скупившей книгу по всей Москве. Продавщица ушла и
вернулась с «Пассажиром» минут через пять: со
склада. Наверное, туда вездесущая женщина не
успела добраться…
Но, наверное, это и есть народная любовь.
P.S.
Не горюй
О грустной сказке «Слезы капали» в «Безбилетном
пассажире» только несколько слов. В «Слезах…»
исполнилось самое злое человеческое желание –
так ведь хочется порой на всё и всех плюнуть и
сказать всем всё, что о них думаешь… Как считает
сам Георгий Николаевич, фильм беспросветный (оно,
впрочем, и понятно: 1982-й).
Зато в «Пассажире» сказано совсем другое – о том,
как можно ухитриться ВСЕХ еще и любить. Во все
времена. «Многие мои знакомые, близкие и не очень
близкие, коллеги и смежники – актеры, режиссеры,
операторы – написали книжки. И первое, что я
делаю, когда они дарят мне свою книжку, – смотрю
фотографии, ищу себя. Если не нахожу, пролистываю
текст, ищу свою фамилию. Если не нахожу, начинаю
читать внимательно: «Так, про этого написал… И
про этого… Мог бы и про меня – меня тоже не на
помойке нашли!»
Когда я сам стал писать книжку, то решил не
повторять ошибок коллег и написать обо всех, с
кем работал, с кем дружил, у кого учился. Но быстро
понял, что тогда моя книга будет похожа на
телефонный справочник большого города. Поэтому
те, кто должен был бы быть упомянут в этой книжке,
но себя не нашел, не обижайтесь. Это я не по
забывчивости. Я упоминаю только тех, кто
повстречался по дороге повествования».
Встретились многие.
Почти все.
«Безбилетный пассажир» – еще и удивительное по
нынешним временам (да и по состоянию нынешней
мемуаристики) признание в любви к людям. И к этой
жизни.
Иронически-лирическое, трагедийно-комедийное?
Жанр подыскать трудно.
Да едва ли и стоит.
На снимках: кадры из фильмов и рисунки Георгия
ДАНЕЛИЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|