II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителя истории
Все началось с острой дискуссии о
стандартах исторического и обществоведческого
образования. Члены авторского коллектива –
доцент МПГУ Михаил Пономарев и доктор
педагогических наук, автор учебников по
обществоведению Леонид Боголюбов, причастные к
их созданию, попытались подробно описать сам
процесс, но учителя закричали, что чиновники
родного ведомства от народа страшно далеки,
мнением практиков не интересуются. А отсутствие
в зале заявленных в программе специалистов
Министерства образования Алексея Водянского и
Тамары Тюляевой, «отвечающих за историю», только
подлило масла в огонь.
Разработчики вынуждены были признаться:
министерство даже не планирует общественное
обсуждение стандартов. Право окончательного
решения остается за Владимиром Филипповым, а
учителей лишь поставят перед фактом.
Такая странная политика, по словам Михаила
Пономарева, продиктована прагматическими
соображениями. Как показали парламентские
слушания, состоявшиеся в октябре минувшего года,
утверждение Закона «О государственном стандарте
общего образования» зависит в конечном итоге от
позиции РАН и МГУ. В команду составителей
стандартов на этапе доработки их представители
включены в большом количестве.
В результате курс истории, особенно старшей
профильной школы, резко увеличился в объеме, стал
более научным, с уклоном в сторону политологии и
культурологии, а требования к уровню подготовки
выпускников существенно возросли. Зато, по
мнению Леонида Боголюбова, курс максимально
приблизился к вузовскому. «Крушение таких
стандартов при столкновении с реалиями школьной
практики неизбежно!» – сокрушались педагоги.
Ведь реформаторы, незнакомые с этими реалиями, не
учли особенности российского образования – от
региональных аспектов до
материально-технического оснащения школ,
зачастую не приспособленного для осуществления
модернистских подходов, придуманных в тиши
академических кабинетов. А потому все инновации
бессмысленны и преждевременны в условиях
недостаточного финансирования для закупки
альтернативных учебников и компьютеров,
организации курсов повышения квалификации.
Очень характерно, что слово «зарплата» не
упоминалось в ходе двухчасовой дискуссии ни
разу.
Вывод: стандарты ознаменуют разрушение
исторического образования.
Общее настроение: боль и обида оттого, что
профессиональное сообщество не может повлиять
на ход реформы, которую спускают сверху, как кота
в мешке.
Вопрос о структуре исторического образования
рассматривался не впервые. Но спор о
целесообразности концентрической, а не линейной
системы преподавания истории актуальности не
теряет. Втиснуть в короткий промежуток времени
столь объемный материал – от Рюрика до Путина и
от викингов до Буша – невозможно. Кто-нибудь о
здоровье учащихся и о качестве их знаний
подумал?!
Выход все же есть. Он в более тщательном отборе
фактов, во включении истории в интегративные
гуманитарные курсы.
«Круглый стол», посвященный другой вечной
проблеме – учебным пособиям в современной школе,
– провели авторы школьных учебников Леонид
Кацва, Ирина и Сергей Жуковские. Как бы ни
расходились их взгляды, вывод получился
однозначный: учебник должен быть технологичным,
удобным для учителя, доступным для ребенка.
Журналист Сергей Ташевский, один из ведущих
семинара «Человек в современном мире: реальность
и описания в учебных книгах», высказался так:
«Взрослые при составлении учебников
ориентируются не на то, что интересно подростку,
а на свои собственные вкусы и пристрастия».
По словам Сергея Ташевского, в понятии «учебная
литература» почему-то все время подчеркивается
первое слово и совершенно игнорируется второе.
Хотя в нем и кроется главный секрет пробуждения
интереса к истории как к предмету, так и к части
нашей повседневной жизни: «История, в которой нет
личностей, подвигов, деталей быта, перестает быть
историей. Именно частные подробности, которые
воссоздают реальную картину прошлого, придают ей
смысл».
Как оживить «дела давно минувших дней, преданья
старины глубокой»? – этот вопрос по праву стал
лейтмотивом всего Дня учителя истории.
Константин Митрофанов, руководитель семинара
«Ученические исследовательские работы как
важнейший способ исторического познания»,
считает, что предметом детского научного
творчества могут быть и целые эпохи, и обряды, и
традиции, и различные социальные группы,
например, «новые русские» и даже анекдоты про
них.
А учитель лицея, ведущая мастер-класса «Изучение
истории в общеобразовательной и профильной
школе» Марина Чернова заявила, что история
становится ближе в том случае, если она
приобретает черты родных людей. Недаром ее
ученики увлеклись рефератами о своей
родословной. Расспрашивая своих близких о
характерных приметах времени, они получают
информацию из первых рук, начинают лучше
понимать своих родителей, дедушек и бабушек.
Многих задело за живое высказывание профессора
МУМ Андрея Полонского о том, что нет смысла
навязывать ребенку какую-то систему ценностей,
какой бы заманчивой и красивой она ни казалась,
важнее представить ему культуру во всей полноте,
чтобы он мог сделать самостоятельный выбор.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|