II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителя литературы
Он получился полемичным, азартным и
горячим. Возможно, накал страстей спровоцировал
главный редактор газеты «Литература» Геннадий
Красухин, с обидой припомнивший фразу из
телевизионного выпуска новостей: «На уроке
важнее обсудить политические события, а
классиков дети и сами прочтут».
«Вот до какого положения дошла наша литература»,
– пожаловался он притихшему залу. И тут все как
сорвались: дискуссии, «круглые столы», семинары
так или иначе касались болевой точки – какое
место сегодня занимает (и будет занимать в
будущем) особый предмет в школе – литература.
В Большом зале учителя, методисты и филологи
критиковали содержание ЕГЭ, тесты. На их взгляд,
такой способ проверки знаний неоднозначного и
неформального предмета предельно формализован и
однозначен. «Во что превратятся наши уроки?! –
восклицали они. – В бесконечную тренировку
памяти, зазубривание имен, дат и деталей?»
Учитель с более чем полувековым стажем работы
Лев Айзерман призвал даже не обсуждать это
нововведение, находящееся, по его мнению, за
гранью безумия. Сотрудники Министерства
образования держали оборону.
Досталось и недавно опубликованным темам
выпускных сочинений. Их сочли незаконными,
некорректными и недемократичными.
Сформулированы они из каких-то неопределенных,
случайных цитат, предложенные произведения в
обязательный список чтения не входили, и вообще
навязывается «единственно верная» точка зрения.
Что тут началось: выкрики с мест, призывы
немедленно составить письмо протеста – почему
чиновники не обсудили с учителями
экзаменационный список?! Организаторам пришлось
напомнить марафонцам, что здесь не митинг. «Кому
душно, может выйти», – мягко намекал самым
раззадорившимся сотрудник редакции Сергей
Волков. И только представитель министерства
Елена Зинина являла собой воплощенное
спокойствие и терпение. Казалось, она готова к
конструктивному диалогу с учителями. Но
обреченность, слишком часто звучащая в ее словах,
настораживала. «Есть определенное техническое
задание», – несколько раз повторила она,
объясняя, почему никому не удастся избежать
тестирования по литературе.
В Паркетном зале, решительно отказавшись от
политических баталий, учителя наслаждались
мастер-классом Юрия Халфина. Заявленная им тема
– «Подходы к изучению Достоевского в школе» –
незаметно превратилась в рассказ о том, как сам
педагог пришел к пониманию творчества писателя.
Кое-кто из присутствующих расстроился: ну вот,
ждали методик, планов... Зато остальные слушали,
затаив дыхание и даже забыв «конспектировать»,
что для добросовестных и старательных
словесников признак глубочайшей завороженности.
Невольная демонстрация утверждения, что
литература, когда ее не просто изучают и
заучивают, а проживают, запоем читают, занимает в
жизни педагогов и учеников главенствующее место,
удалась на славу. Разве такое проверишь тестом?
И на семинаре Льва Соболева «Анализ
художественного текста в старших классах», и на
мастер-классе Сергея Штильмана «Методика
«медленного чтения» художественного текста на
уроках литературы», и на встрече с писателем
Русланом Киреевым озвучивалась одна и та же
мысль – только литература дает возможность
чувствовать, думать и творить. Но как при этом
сохранить научный, литературоведческий взгляд
на произведение и не убить живую детскую реакцию,
стремление ученика найти в книге самого себя,
свою жизнь? В этом диалоге прозвучали не только
взрослые голоса, но и детские. Ребят, правда, не
позвали, лишь их сочинения зачитали вслух.
Вот, оказывается, зачем нужны уроки литературы –
чтобы ученику захотелось рассказать или
написать, о чем, собственно, он прочитал. И тут
главное – никуда не спешить, не стараться
угнаться за программой, новыми требованиями.
«Хорошо, что новые требования часто оказываются
бессильны перед «здоровым консерватизмом на
местах», – заявил один из участников круглого
стола «Стандарты по литературе».
Печально знаменитая идея концентров перед тихим
сопротивлением учителей не устояла. Почему же
они не смогли выполнить логичное и разумное, с
точки зрения формальных критериев, распоряжение
начальства? Ответ прост: учителя хотели, чтобы
литература заняла свое место не только в строках
учебного плана, но и в душе ребенка.
Споры не стихали до самого вечера. Проблем у
литераторов оказалось много, и они не собирались
уклоняться от их обсуждения. Представители
министерства, вузов и научных лабораторий тоже
проявили бойцовскую решимость объяснять и
доказывать свое. А организаторы марафона
откровенно сияли: ведь это они сумели
предоставить спорщикам подходящие условия.
Дом учителя покидали нехотя, согнувшись под
грузом впечатлений и пакетов, набитых книгами и
пособиями – для урока, для детей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|