II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителя русского языка
По словам главного специалиста
Департамента общего образования министерства
Лидии Рыбченковой, лингвисты разделились на тех,
кто «за» и «против» тестов.
В лагере сторонников лидировали составители
контрольно-измерительных материалов. Они даже
дискуссию на тему «Аттестационные технологии и
единый государственный экзамен по русскому
языку» организовали. Зато среди учителей
оптимистов оказалось гораздо меньше, все
остальные – сомневающиеся. Опасаются многого:
достаточно ли будет одного часа в неделю,
отведенного базисным планом на полноценное
изучение русского языка и на качественную
подготовку к ЕГЭ в старших классах, справятся ли
выпускники с частью С, где им предлагается
написать текст в малознакомом для них жанре
сочинения-рассуждения?
И все же учителя, похоже, успели смириться с ЕГЭ
как с данностью. Их явно интересовали
разнообразные аспекты организации эксперимента:
можно ли пересдавать ЕГЭ? Все ли вузы обязаны
принимать сертификаты единого экзамена? В
перерывах между «круглыми столами» и
мастер-классами учителя активно раскупали
сборники тестов, хотя только что в кулуарах и на
секциях не скупились на критические замечания по
их содержанию.
Члены орфографической комиссии Института
русского языка РАН на заседании дискуссионного
клуба «Русская орфография сегодня» тоже не
удержались, свое негативное отношение к
тестированию выразили.
По их убеждению, включать в тесты единого
экзамена задания, вызывающие двоякие толкования
даже среди специалистов, недопустимо. А такое
встречается сплошь и рядом. Особенно преуспели
авторы тестов для поступающих в вузы, благо
русский язык богат не столько правилами, сколько
исключениями, на тупое заучивание которых бедные
ученики вынуждены затрачивать массу сил и
времени.
А ведь наделавшая шума, но так и не доведенная до
конца реформа русского языка, по словам одного из
ее инициаторов, члена орфографической комиссии
Светланы Кузьминой, была направлена именно на
«смягчение орфографических нравов, до
фанатичности жестких и категоричных».
Ученые, конечно, стремились упростить в разумных
пределах наиболее запутанные и противоречивые
правила правописания, разгрузить их от
избыточного количества исключений. Но нынешняя
ситуация усугубилась тем, что некоторые
издательства поторопились выпустить словари с
учетом предложенных орфографической комиссией
изменений, не дождавшись официального
утверждения. В итоге возникла масса предпосылок
для разноречивых подходов к оценке знаний
выпускников школ и абитуриентов.
Ученые-лингвисты предложили два варианта
решения этой проблемы. Первый – составить
минимальный перечень непроверяемых слов и
правил, обязать ученика выучить их, предупредив,
что за незнание оценка снижается. А все, что
попадет за пределы этого списка, за ошибку
считаться не будет.
Орфографическая комиссия соответствующий
перечень уже разработала и в ближайшее время
собирается представить его в Министерство
образования.
Второй вариант – потребовать от выпускников и
абитуриентов знания всех нюансов, но с условием:
разрешить пользоваться на экзаменах словарями и
справочниками.
Идеи лингвистов встретили на марафоне горячую
поддержку. Учителя-словесники согласились, что
требовать от выпускников абсолютной грамотности
в условиях языковой нестабильности негуманно, но
ведь воспользоваться словарями смогут только
сильные ученики, а неграмотные не поймут, на что
следует обратить внимание. Решились предложить
свою помощь в составлении списка слов и правил,
обязательных для изучения. Правда, неизвестно
было, как отнесутся к предлагаемым новациям
министерство и вузы. Но, по общему убеждению,
главное в преддверии грядущей перестройки – не
превратить преподавание русского языка в
натаскивание и занудную зубрежку.
Секретами педагогического мастерства
поделились с педагогами авторы учебников и
специалисты на «круглых столах» и в
мастер-классах: «Развитие критического
мышления», «Народные говоры и народная культура
на уроках русского языка и литературы», «Уроки
русского языка в Интернете», «Как учить
пониманию текста».
Ведущие мастер-класса «Преемственность русского
языка от начального звена к среднему» заявили,
что первоочередная задача учителя русского
языка – вселить в детей уверенность в
собственные силы. А то уже во втором классе они,
согласно социологическим исследованиям, не
верят (50%), что освоят курс русского языка, – так с
этим комплексом и прозябают все последующие годы
обучения в школе.
У доцента кафедры русского языка Института
лингвистики РГГУ Елены Муравенко свой взгляд на
проблему: чем больше ребята увлечены предметом,
тем меньше они делают ошибок! Самые скучные
орфограммы легче запоминаются не в зубрежке, а в
игре.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|