Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОРИЕНТИРЫ

Александр АДАМСКИЙ

Пермские моторы социальной политики

3–4 апреля в Перми состоялась «Ярмарка-Форум-2003», объединившая в себе черты традиционной для Приволжского федерального округа Ярмарки социальных проектов и проведенного осенью 2001 года в Москве Гражданского форума. Это новая форма диалога граждан и власти, поддержки общественных инициатив в области социальной политики.
Важную роль в этом движении по развитию социального партнерства играет образовательная политика. В рамках «Ярмарки-Форума-2003» в Перми состоялось собрание попечителей региона.

В собрании попечителей на пермской «Ярмарке-Форуме-2003» приняли участие министр образования РФ В.Филиппов, губернатор Пермской области К.Трутнев, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Л.Глебова, а также около 200 представителей попечительских советов: видные политики и предприниматели, депутаты Государственной думы и местных органов власти.
Собрание попечителей Пермской области вызвало большой интерес средств массовой информации как местных, так и федеральных и дало нам еще один повод для размышлений на тему общественного управления образованием.

«Ярмарка-Форум» – новые технологии социального партнерства

Идея проведения масштабного конкурса социальных и культурных проектов родилась в Перми. Одним из ее основных авторов является нынешний вице-губернатор области Татьяна Марголина – педагог и психолог, знаток развивающего обучения, победитель конкурса на место начальника городского управления образования, затем вице-мэр Перми, а теперь руководитель социального комплекса области. Под ее началом в регионе создана схема работы в социальной сфере, которая позволяет не только защищать интересы граждан, но и вовлекать общество в управление социальной политикой.
Идея конкурса была поддержана Сергеем Кириенко и превратилась уже в ярмарку, где гражданские организации представляют свои проекты, а власть и предпринимательское сообщество выбирают те варианты решения социальных проблем, которые они могут применить в рамках официальной политики или вложить в них финансовые средства.
После Перми ярмарки Приволжского округа проводились в Саратове в 2001 году и в Тольятти в 2002-м. А в 2003 году в Нижнем Новгороде состоится уже не просто Ярмарка – Российский форум, продолжение Гражданского форума: будут представлены проекты – победители конкурса социальных и культурных инициатив, состоятся переговорные площадки гражданских организаций и власти и экспертные конференции по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития России.
Опыт Приволжского федерального округа в этом году решили перенять коллеги из Северо-Западного округа. Валентина Матвиенко, которая в качестве вице-премьера посетила в прошлом году Тольяттинский диалог, примет в этом году эстафету у волжан, и следующий Российский форум скорее всего пройдет на Северо-Западе.
А пока в поволжских регионах пройдут ярмарки-форумы, первый из которых в этом году был в Перми.

Варианты попечительства

Среди направлений, поддержанных Пермской ярмаркой-форумом, было огромное число социальных линий. Восстановление исторической справедливости по отношению к репрессированным (Пермский регион печально знаменит своими местами ссылки и заключения), поддержка добровольчества, развитие музейной педагогики, инновационное движение в образовании, забота об инвалидах – всего не перечислишь.
Традиции попечительства в Пермском регионе, как и во многих регионах России, существовали еще во времена земства. За последние несколько лет попечительские советы созданы в сотнях школ и других учебных заведений. Поэтому Пермская область как нельзя лучше подходит для обсуждения планов развития общественного управления. А учитывая, что на собрание попечителей явился действительно цвет и бизнеса, и большой пермской политики, не говоря уже о присутствии губернатора, министра и представителя президентских структур, то уровень разговора был самый высокий.
Если попробовать обобщить возможности развития попечительства на примере Пермской области, картина складывается примерно такая.
На уровне школьных попечительских советов наработан огромный опыт эффективной помощи учебным заведениям со стороны попечителей. И опыт этот уникален, потому что никаких условий, поощряющих помощь школе, нет. И дело вовсе не в льготах, как думают многие. Сегодня каждый попечительский рубль превращается в лучшем случае в 75 копеек из-за нелепого налогообложения образовательных учреждений. Поэтому в России возникла, наверное, единственная в мире система «серой благотворительности», и люди в основном стараются не афишировать, даже скрывать свои взносы в поддержку школы.
Вариантов развития попечительской деятельности обсуждалось несколько.
Министр В.Филиппов предложил открыть внебюджетные счета в каждой школе, публиковать эти счета (например, на его, министра, личном сайте) и призвать выпускников помогать своей школе. Кроме того, считает министр, необходимо законодательно закрепить за школьными попечительскими советами контроль за расходованием средств и влияние на кадровую политику и на содержание образования.
В программе развития попечительства, предложенной Институтом образовательной политики «Эврика», содержится несколько иной взгляд на проблему. Хотя мы целиком поддерживаем намерение министра придать попечительским советам функцию влияния на кадровую политику и содержание образования, есть два существенных, с нашей точки зрения, условия.
Первое: прежде чем получить право образовательной власти или, например, часть полномочий учредителя школы, попечителям стоит пройти соответствующее обучение.
Второе: для каждой школы, особенно сельской, полноценный попечительский совет из влиятельных, успешных граждан не создашь. Великобритания столетия шла к тому, чтобы в каждой школе был полноправный попечительский совет с властными полномочиями по закону.
Поэтому стратегия «Эврики» предполагает создание союзов попечителей на муниципальном и региональном уровнях. Развитие общественного управления мы видим в обучении попечителей и делегировании попечительским институтам частичных полномочий учредительства образовательных учреждений.
И конечно, было бы серьезной ошибкой, по нашему мнению, формировать попечительские советы или союзы попечителей в обязательном порядке в каждой школе или регионе. Любая деятельность, в том числе и попечительская, должна развиваться естественным для нее темпом. Под внешним влиянием, через стимулирование и поощрение, но все-таки без радикальных ускорений.

…Либо попечители станут только спонсорами школ, и тогда общественное управление превратится в институт финансового контроля над школой, либо мы будем развивать союзы попечителей не как клубы спонсоров, а как органы образовательной политики и тем самым улучшим финансовое положение школы. Все тот же спор о рыбе и удочке.
И все тот же спор о том, чтобы ведомство не оставалось монополистом в образовательной политике. Если оно к этому готово. И если общество готово к тому, чтобы взять на себя часть ответственности за школу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru