Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Тамара ДУЛАРИДЗЕ

Шесть маршальских отличий

Рекорсменом 75-й церемонии «Оскара» стал мюзикл «Чикаго»

ЭДРИЕН БРОУДИ ПОЛУЧИЛ ПРЕМИЮ “ОСКАР” ЗА ЛУЧШУЮ МУЖСКУЮ РОЛЬ

ЭДРИЕН БРОУДИ ПОЛУЧИЛ ПРЕМИЮ “ОСКАР” ЗА ЛУЧШУЮ МУЖСКУЮ РОЛЬ

Трудно сказать, в чем притягательность этого позолоченного истукана со смешным прозвищем «Оскар». Ведь все понимают, что Канн, Венеция, Берлин, Сан-Себастьян, Локарно, Москва с их по-настоящему международным конкурсом и постоянно обновляющимися жюри обозревают большее пространство кинематографа, чем всеамериканский, по всем цехам, но национального масштаба смотр проделанных за год киноработ. Даже «Оскар» за лучший иностранный фильм вовсе не дань интернационализму, которого вполне хватает в самой Америке. Это скорее некий среднегодовой эталон мирового кино, яркое кинематографическое впечатление, а с ним следует соотносить состояние собственного кинематографа.
Однако уже давно кинематографисты всего мира, и не только кинематографисты, ждут этого ежегодного сбора в самом большом из национальных профессиональных киноклубов.
Церемония, проведенная Американской академией кинематографических искусств и наук в нынешнем году, была 75-й. В этой цифре есть некая магия непрерывности. Из года в год в праздничной и в то же время рабочей обстановке кинематографисты США устраивают церемонию вручения своей главной национальной премии за достижения в профессии и искусстве кино. Ее никогда не отменяли, а только переносили в трех исключительных случаях.
Мы живем в переменчивом, ненадежном мире, за нами – ХХ век, одна большая эпоха перемен, и мы научились ценить что-то мало-мальски постоянное. Впрочем, «Оскар» всегда тяготел к вечным ценностям, хотя за внешней праздничностью и обязательными шутками ведущих и лауреатов это было заметно не больше, чем любовь к земле у танцующей на балу Скарлетт О’Хара.
Таким фильмом в 2003 году оказался «Пианист» Романа Поланского (три «Оскара» – лучшая режиссура, лучший сценарий-экранизация и лучшая мужская роль). В основе картины реальная история талантливого музыканта польского еврея Владислава Шпильмана, он оказался в гетто вместе со всей своей семьей, но был спасен подпольной организацией Армии Крайовой и всю долгую жизнь – он умер, когда уже снимали картину – служил музыке и людям. Это кино отмечено свойственной Поланскому суховатой точностью и не похоже ни на один фильм, с которым его сравнивают. Менее всего – на «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, который чаще всего вспоминали уже на первом просмотре во время Московского МКФ, где «Пианист» был показан вне конкурса.
В отличие от картины Спилберга, где, несмотря на широкую историческую панораму, один герой – сам Шиндлер, в фильме Поланского героем является весь народ Польши. Все, кто прячет, кормит, спасает пианиста, самые разные люди, с большинством из них он так и не успел познакомиться. Получая «Оскара» за эту роль как лучший актер, Эдриен Броуди сформулировал опыт этой роли – «война обесчеловечивает». Он призвал молиться за скорое и мирное окончание войны в Ираке, за возвращение домой его друга.
Впрочем, никто не делал вида, будто в мире ничего не происходит, кроме присуждения премий. Даже некоторое единообразие более строгих, чем обычно, туалетов, отсутствие бриллиантовых сполохов в зале, аплодисменты стоя в ответ на слова Броуди, и скорбное недоумение по поводу грубых оскорблений в адрес президента США, которые позволил себе автор получившей «Оскара» документальной картины Мур, и неожиданные аспекты вполне ожидаемых наград свидетельствуют о том, что и кинематографическая среда живет общей со всей страной жизнью. И непростая ситуация в США отразилась на выборе, сделанном кинематографистами. Например, фильм «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе, весьма влиятельной фигуры в американском кино, был представлен в десяти номинациях и не получил ничего, хотя фильм претендует на патриотизм, на правдивый показ становления нации.
Тогда как старый бродвейский мюзикл «Чикаго», который на сцене поставил Боб Фосс, а в кино – его преданный ученик Роб Маршалл, новичок в кино, собрал урожай в шесть «Оскаров», в том числе за лучшую женскую роль второго плана и главный – за лучший фильм. Зрелищное, шумное, выраженное в песнях и плясках, но последовательное утверждение основных моральных ценностей, оно и поддерживается, и смягчается мягкой грацией, львиной ленью Кэтрин Зета-Джонс. Это какой-то новый тип, может быть, даже новый идеал красоты, избранный Американской киноакадемией.
Этот выбор тем знаменательнее, что год оказался, как заметила, получая свой приз за лучшую женскую роль первого плана Николь Кидман (за роль писательницы Вирджинии Вулф в фильме «Часы»), действительно счастливым для женщин, ибо в номинированных фильмах было много выдающихся женских ролей, и в них были заняты блестящие актрисы. Так, в фильме Стивена Далдри «Часы», построенном как хитроумная китайская шкатулка, Вирджиния Вулф (Николь Кидман) пишет свой роман «Миссис Долоуэй»; прочитав его, молодая мать (Джулиана Мур) бросает своих детей, а обожавший ее сын вырастает несчастным, непризнанным поэтом, единственным другом которого становится героиня Мэрил Стрип, ее он называет «Миссис Долоуэй».
Однако всех их затмила крупная яркая красавица Зета-Джонс – не просто мадонна, а ждущая ребенка богиня плодородия. Спокойствие, надежность и вечность.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru