Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА 
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ 

Софья КНЕУШЕВА,
педагог

Я даже шапочки специальные приготовила, но они не понадобились...

Постепенно учусь не произносить некоторые фразы. Например: «Раньше было лучше». Потому что, во-первых, просто лучше быть молодым, чем старым, а во-вторых, это уже тысячу раз сказано. И, вместо того чтобы ворчать, пытаюсь полюбить то, что есть.
Когда у нас наступила свобода, я очень обрадовалась. Если невнимательно относиться к людям, то может показаться, что учитель истории обязательно консерватор. Ему, мол, так удобнее. Но если представить себе, что это такое – из года в год входить в класс и говорить одно и то же, тем более не совсем так, как ты это понимаешь... Я думала, у меня на уроках теперь начнутся диспуты, будет интересно. Даже шапочки для выразителей разных мнений приготовила: бескозырку, ушанку, котелок. Не понадобились. Сначала дети увлеклись. Входили в роли, орали, вынимали «оружие», словом, как в жизни. Но перед уроком выстраивались ко мне в очередь: Софья Павловна, а что мне говорить? Я клещами тащила из них собственное мнение. Вот такие диспуты. И наконец, услышала от прилежной, аккуратненькой девочки: а зачем нам все это надо? Очень разумно спросила, без хамства. То есть вот были люди, рвали себе сердца, за что-то там боролись, а нам-то что до них? Она сказала все это тихим аккуратным голосом, а я не сразу нашлась, что ей ответить.
Знаете, как я поступила? История ведь наука о прошлом и настоящем. Вот я и уцепилась за это настоящее. Спросила: «Катя, а что тебя действительно интересует? Прямо сейчас?» Она ответила, что это слишком личное для урока. Меня будто обожгло. И как отрезало – урок от сих и до сих. Такой-то параграф, к доске, проверочная на десять минут.
Только года через два, уже с другим классом, я опять встрепенулась. Устроила такой обычай: в темпе проводим урок, а в последние десять минут обсуждаем что-то общее. Как-то само собой общим оказалось то, что в телевизоре. Девчонки кинулись обсуждать какой-то бразильский сериал. Я видела урывками пару серий, пыталась было связать с историей. Но ведь их не история интересует. Постепенно съехали на рекламу пива. Мне из интереса захотелось узнать, сколько же они будут обсуждать это пиво и сам ролик, если я их не прерву. Ответ: до конца учебного года.
Я все понимаю. Да, всю жизнь пить пиво, выбирать пиво, сравнивать пиво, обсуждать только пиво довольно безобидно. Но как-то ужасно. Человек придуман не для этого. Хоть что со мной делайте, я вам не поверю. Фашизм, между прочим, в пивных зарождался. Есть о чем задуматься.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru