ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Я даже шапочки специальные
приготовила, но они не понадобились...
Постепенно учусь не произносить
некоторые фразы. Например: «Раньше было лучше».
Потому что, во-первых, просто лучше быть молодым,
чем старым, а во-вторых, это уже тысячу раз
сказано. И, вместо того чтобы ворчать, пытаюсь
полюбить то, что есть.
Когда у нас наступила свобода, я очень
обрадовалась. Если невнимательно относиться к
людям, то может показаться, что учитель истории
обязательно консерватор. Ему, мол, так удобнее. Но
если представить себе, что это такое – из года в
год входить в класс и говорить одно и то же, тем
более не совсем так, как ты это понимаешь... Я
думала, у меня на уроках теперь начнутся диспуты,
будет интересно. Даже шапочки для выразителей
разных мнений приготовила: бескозырку, ушанку,
котелок. Не понадобились. Сначала дети увлеклись.
Входили в роли, орали, вынимали «оружие», словом,
как в жизни. Но перед уроком выстраивались ко мне
в очередь: Софья Павловна, а что мне говорить? Я
клещами тащила из них собственное мнение. Вот
такие диспуты. И наконец, услышала от прилежной,
аккуратненькой девочки: а зачем нам все это надо?
Очень разумно спросила, без хамства. То есть вот
были люди, рвали себе сердца, за что-то там
боролись, а нам-то что до них? Она сказала все это
тихим аккуратным голосом, а я не сразу нашлась,
что ей ответить.
Знаете, как я поступила? История ведь наука о
прошлом и настоящем. Вот я и уцепилась за это
настоящее. Спросила: «Катя, а что тебя
действительно интересует? Прямо сейчас?» Она
ответила, что это слишком личное для урока. Меня
будто обожгло. И как отрезало – урок от сих и до
сих. Такой-то параграф, к доске, проверочная на
десять минут.
Только года через два, уже с другим классом, я
опять встрепенулась. Устроила такой обычай: в
темпе проводим урок, а в последние десять минут
обсуждаем что-то общее. Как-то само собой общим
оказалось то, что в телевизоре. Девчонки кинулись
обсуждать какой-то бразильский сериал. Я видела
урывками пару серий, пыталась было связать с
историей. Но ведь их не история интересует.
Постепенно съехали на рекламу пива. Мне из
интереса захотелось узнать, сколько же они будут
обсуждать это пиво и сам ролик, если я их не
прерву. Ответ: до конца учебного года.
Я все понимаю. Да, всю жизнь пить пиво, выбирать
пиво, сравнивать пиво, обсуждать только пиво
довольно безобидно. Но как-то ужасно. Человек
придуман не для этого. Хоть что со мной делайте, я
вам не поверю. Фашизм, между прочим, в пивных
зарождался. Есть о чем задуматься.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|