Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ 
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ 

Андрей МИРОШКИН

Крест бесконечный.

Виктор Астафьев – Валентин Курбатов:
Письма из глубины России

Иркутск: Издатель Сапронов, 2002

Крест бесконечный. Письма из глубины России . Виктор Астафьев – Валентин КурбатовЕсть у русских литераторов неистребимая традиция – письма друг другу писать. Длинные, обстоятельные, «с идеями». И непременно чтоб на бумаге и в конверте с маркой. Если подобная переписка продолжается много лет, то это уже не частное писательское дело, а литературный факт. Скончавшийся полтора года назад писатель Виктор Астафьев и критик Валентин Курбатов дружили и переписывались на протяжении 27 лет – до самой кончины Виктора Петровича. Сейчас их эпистолярный диалог выпущен отдельной книгой с подзаголовком «Письма из глубины России». Не из глубинки, но именно из глубины! Вот уж воистину de profundis. Напрашивается и параллель с хрестоматийной «Перепиской из двух углов»: ведь Астафьев – это Красноярский край, а Курбатов – Псковская область. Издана же книга и вовсе в Иркутске. Притом издана добротно, на зависть иным москвичам и питерцам: оригинальный макет (стилизованная почтовая бандероль), ни одной (sic!) опечатки в тексте…
В сборнике – 238 писем, собранных иркутским журналистом и издателем Геннадием Сапроновым, добрым знакомым Астафьева с середины 80-х. Курбатов долго колебался, отдавать ли в печать свою часть переписки. Все же решился – «скорее из сознания возможной пользы, а может, и назидательности такого опыта», как пишет он в предисловии. В центре переписки литература. Болевые точки и острые углы литературной жизни 70–90-х. Военная проза, «новый реализм», деревенщики, Солженицын, наступление масс-культа… Подчеркнуто городскую словесность оба не жалуют: Курбатов величает ее не иначе как кандидатской прозой. Переживают авторы писем за русскую литературную провинцию, «загороженную тогдашними гениями и нынешним сором, а между тем глубокую, умную, очень нравственную и корневую» (Курбатов, 5.03.1979). Обсуждают современников и классиков (формулу «крест бесконечный», ставшую названием книги, Курбатов нашел у любимого им Пришвина). Всем заграничным красотам предпочитают русские пейзажи и зимнюю рыбалку: «Не состоится поездка в Париж, залезу в тайгу, на лес посмотрю, на речке посижу у лунки» (Астафьев, 11.02.1993). Ну и, как водится, дела семейные, заботы деревенские, искания духовные… Не о том ли писали друг другу славянофилы полтора столетия назад? Но современные почвенники прибавили к этим темам и новую, довольно грустную – кризис литературы, постепенное умирание привычки к чтению: «Скоро в нашем брате надобность совсем отпадет. Это они еще по старой памяти, по советской закваске литературу терпят и книжки печатают, но уже сквозь зубы – один расход от этих писателей, а прибыли никакой» (Курбатов, 18.11.1995).
Для поклонников прозы Астафьева эта книга – настоящий клад. Вызревание знаменитых повестей и романов, их издательская (подчас драматическая) судьба, множество малоизвестных доселе биографических фактов... Главная же тема их диалога в последние годы – «распад души и распад страны», как сформулировал в послесловии Лев Аннинский. Ощущение утраты корней – это то, от чего писатели иногда умирают…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru