ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ЗНАК ПОВОРОТА
Внушения и реальность
Можно ли защитить себя от
пиар-технологий?
Валерий Тишков, доктор исторических
наук, директор Института этнологии и
антропологии, выступил в «Знамени» со статьей
«После многонациональности», где вынес на
обсуждение напрашивающиеся, и очень остро,
вопросы: что называть нацией в России: этническую
общность или согражданство россиян? Или и то и
другое, только в общероссийском контексте
употреблять слово “общенациональный(ая)”, то
есть иметь в виду наличие некой “общенации”?
«Казалось бы, это двусмыслие чисто языковое. И
многие люди понимают, что в наше время никто
ничего формировать и строить, сближать и сливать
не собирается. Россия есть состоявшееся
государство. Ее этническое многообразие
существовало до объявления “социалистических
наций и народностей”, и оно будет существовать
после них. Как оно существует во всем мире, ибо
человечество становится более единым, но
этнически не менее многообразным. Сохранение
многообразия, в том числе и культурно-языкового,
– это условие человеческой эволюции. Не может
быть поле только из одинаковых растений и лес из
одинаковых деревьев. Не может быть человечества
и его отдельных сообществ, в которых люди были бы
во всем похожи друг на друга: говорили на одном
языке, жили в одинаковых жилищах, одинаково
одевались и питались, одним богам поклонялись и
одинаковые праздновали праздники. Даже
культурно единообразных стран не существует,
разве что только в островной изоляции. Вопрос в
том, какое значение каждое отдельное общество
придает этому многообразию и какое
выстраивается к нему отношение, в том числе и со
стороны государства. Речь идет не о том, чтобы
“расчленить” или “упразднить” нации и
“создать” новую российскую нацию, а о том, как
найти более адекватные смыслы и как совершать
более адекватные политические действия. Ибо
смутный язык порождает смутную политику. Что
можно сделать? Какие новации возможны в условиях
сложных российских трансформаций и их
неадекватного восприятия значительной частью
населения? Далеко не все зависит от науки, однако
гораздо больше, чем многие полагают».
Некогда легендарный Ходжа Насреддин
озадачил багдадских купцов суфистским
парадоксом: “Вы никогда не умрете, если не будете
думать о белой обезьяне…” Закрадывается
подозрение, что подобную психологическую шутку
кто-то сыграл и с некоторыми современными
политиками. Только вместо призрака шимпанзе им
навязали образ бесконечных складов с химическим
оружием, расположенных в пустыне и
закамуфлированных под оазисы. Иракская нефть
полыхает на экранах и на первых страницах газет и
журналов всего мира… А то, что многие американцы
(а может, и не только американцы) слабо отличают
реальность от выдумки, подтверждает статья Стива
Коннора, опубликованная в английской газете
“Independent”: ”Более трети людей поддаются внушению
ложных воспоминаний. К такому выводу пришла
Элизабет Лофтус, профессор психологии
Университета Калифорнии. Ее эксперименты
позволяют объяснить, например, почему столь
большое число жителей Вашингтона заявили, что
видели в тех районах города, где в прошлом году
«работал» серийный снайпер, белый фургон. На
самом деле снайперы пользовались «Chevrolet Caprice»
темного цвета, а никакого белого фургона не было
и в помине. «Откуда взялся этот белый фургон? –
задается вопросом профессор Лофтус. – Он
появился после того, как кто-то в СМИ сказал, что
снайпер ездит на белом фургоне. Вдруг вся страна
начинает искать белый фургон, которого, может
быть, вообще не существует». «Мы пытались
определить, как внушаются воспоминания о том,
чего никогда не происходило, – рассказывает
Лофтус. – В одном из экспериментов мы должны были
заставить людей поверить в то, что, когда они были
в «Диснейленде», им удалось пожать руку Багсу
Банни, хотя он никоим образом не мог оказаться в
«Диснейленде» – это персонаж кинокомпании «Warner
Bros». По окончании внушения 36% участников
эксперимента рассказали, что они жали руку Багсу
в «Диснейленде». Как замечает профессор, в
практике правоохранительных органов часто
бывают ситуации, когда они откровенно лгут людям,
с которыми беседуют. Они говорят: другой
свидетель утверждает, что видел вас там-то и
там-то… То есть идут на обман, надеясь на то, что
он приведет к признанию. Лофтус предупреждает,
что такие методы ведения допроса, намеренно или
непреднамеренно, являются подобием внушения или
гипноза и к ним нужно относиться с большой
осторожностью”.
Подмена реальных творческих достижений
пиар-кампаниями, «звездностью» стала тревожной
темой статьи-беседы «Обрыв связи. Разговоры не
только о литературе» социолога Бориса Дубина и
критика Натальи Игруновой («Дружба народов», № 1).
«Дело в том, что «звезда» – это определенный тип
или даже определенная конструкция человека: он
слеплен из нереализованных ожиданий публики – в
социологии его называют «ориентированным извне»
в отличие от «ориентированного изнутри» –
самозаводящегося и самоуправляющегося.
Биография в европейской культуре создавалась
как форма самоосознания именно автономной,
самодеятельной личности, не нуждающейся в
школьной указке и подсказке «взрослых». Поэтому
в ее склад и строй заложены совсем другие смыслы,
которые к сенсации, скандалу, самодемонстрации
(всем этим способам разгрузки от непосильной
индивидуальности) отношения не имеют. Про себя и
свое поколение 20–30-х годов Лидия Яковлевна
Гинзбург жестко писала: «Из чередования
страдательного переживания непомерных
исторических давлений и полуиллюзорной
активности – получится ли биография? Уж очень не
по своей воле биография». Что же говорить про
нынешнюю ситуацию? Можно сказать, что после
советских стальных закалок и проверок на дорогах
постсоветское общество поучает и усваивает
сейчас модели массового человека, конвейерную
штамповку и расфасовку, не пройдя обработки на
индивидуальном уровне».
Опыт саморефлексии – вот что противостоит, по
убеждению соавторов, и тяжкому советскому
наследию, и пустой легкости отштампованной
жизни. И здесь незаменимо слово ответственного
писателя: «Опыт саморефлексии... он должен стать
публичным. Мучительность состояния в том, что
этот опыт переживается как индивидуальный, в то
время как вообще-то он надындивидуален, и задача
– сделать его публичным. Как это сделать –
писателям самим решать. Кто окажется способен…
получит Нобелевскую премию».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|