ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Школьный треугольник: родители,
дети, учителя
Читатели обсуждают тему
Мы продолжаем работу Института
учительского мнения. Тема, посвященная работе с
родителями, оказалась очень близкой не только
педагогам, но и работникам структур управления
образованием.
В результате получился своеобразный калейдоскоп
мнений, порой противоречивых, порой очень
похожих. Мысли людей, откликнувшихся на наши
вопросы, мы собрали в пять рубрик, каждая из
которых соответствует поставленным ранее
вопросам.
Задумаемся, кто для нас на самом деле
родители учеников: инструмент для воздействия на
нерадивых, неразумные дети, сущее наказание,
помощники? Или...
Это люди, которых необходимо понять;
если получится, постараться им помочь; если
удастся, обратить в свою веру и заручиться их
поддержкой.
Хорошие родители – залог успешной работы
классного руководителя. Впрочем, понятие
“хорошие” применительно к мамам и папам весьма
условно. Для школы хороши те, кто откликается на
все ее призывы. Таких родителей мало, два-три в
классе, они всегда готовы пожертвовать своим
временем, выполняя в общем-то неблагодарную
работу и часто слыша в свой адрес критические
замечания тех родителей, которым и в голову не
приходит подежурить на школьном вечере или
помочь в подготовке выпускного бала.
А ведь это тоже “хорошие” родители. Они
заботятся о своих детях и иногда даже
соглашаются раз в семь лет помочь закупить
подарки... Однако обычно, когда их просят о помощи,
они больны или очень заняты на работе.
Есть еще и те, кто всеми силами поддерживает
внешнюю благопристойность своей семейной жизни
и тоже числится среди “хороших”. Лишь поведение
ребенка для внимательного педагога станет
поводом заподозрить что-то неладное в “дружной”
семье, живущей в великолепной квартире.
И наконец, “плохие” родители. Они пьют, не
работают, иногда сидят в тюрьме, порой просто
забывают, что у них вообще есть дети.
И все эти люди, такие разные и сложные, постоянно
рядом с классным руководителем. Кто они для него?
Считать их инструментом для воздействия на
нерадивых по меньшей мере наивно и
непрофессионально. Если в пятом или шестом
классе вы еще сможете кого-то напугать, пригрозив
позвонить родителям, то уже через год ваши
ученики только насмешливо улыбнутся в ответ на
это. К тому же у подростков часто настолько
тяжелые отношения с родителями, что результат
встречи педагога с ними в подобных случаях может
оказаться непредсказуемым.
Считать родителей неразумными детьми – значит
претендовать на роль самого Господа Бога, что,
конечно, даже сверхталантливому педагогу не под
силу.
Если мамы и папы воспринимаются как сущее
наказание, то возникает вопрос: “Что вы делаете в
школе и не являетесь ли сущим наказанием для
нее?”
И наконец, видеть в родителях помощников,
конечно, можно. Только не стоит при этом строить
иллюзий.
Галина ГОЛУБЕВА
Нововоронеж,
Воронежская область
Мне кажется, что
личностно-ориентированная педагогика должна
строиться не только по отношению к детям, но и по
отношению к их родителям. К сожалению, часто
бывает наоборот: родителей вызывают в школу
только для того, чтобы потребовать от них,
например, как-то повлиять на ребенка, или еще для
чего-нибудь морального или материального. Они
приходят и смотрят на педагогов, словно кролики
на удава. А когда выходят из стен школы, начинают
возмущаться...
Я считаю, что часто учителя манипулируют
родителями, пользуясь тем, что последние
совершенно не знают своих юридических прав.
Когда возникает конфликт между ребенком и
учителем, педагог находит поддержку в
администрации школы, а ребенок со своим
родителем ее не имеет вовсе. Существуют такие
формы взаимодействия родителей и учителей, как
попечительские советы, однако часто и их работа
сводится лишь к тому, что они становятся
дополнительной кормушкой или громоотводом для
администрации школы.
Людмила ОЛЕФЕР
Мирный
В последнее время становится очень
трудно найти общий язык с родителями наших
учеников. Дело в том, что мы начали работать в
ассоциации демократических школ, развиваем
самоуправление, сотрудничество, ищем новые
методы работы. И дети, и сотрудники школы
увлечены этой работой. Но родители, которые
воспитывались и жили совсем в другое время, порой
не принимают тех изменений, которые просто
необходимы на современном этапе развития школы.
Очень часто отношения в семье строятся на прямо
противоположных принципах. Поняв это, мы стали
приглашать родителей в школу для сотрудничества.
Мы попытались осмыслить роль родителей в
образовании: поставили вопрос на обсуждение
школьным советом, который разработал положение о
правах и обязанностях родителей.
Евгений РУДНЕВ
Астрахань
С родителями нужно, как и с учениками,
работать индивидуально. Некоторые из них просто
очень конфликтные люди. В основном те, кто
работает целый день, а ребенок в это время
остается на попечении учителей. Родители могут
не видеть своего ребенка неделями и приходят в
школу только тогда, когда возникает конфликт,
разбираться. В этой ситуации бывает сложно всем.
Чтобы предупредить возникновение конфликтов с
родителями, в нашей школе большинство учебных
занятий открыты для родителей. Часто они
приходят ко мне в класс, помогают на уроках. Вот
тогда мы работаем как партнеры, и именно с этими
родителями у нас самый хороший контакт.
Виктория ДАНИЛИНА
Москва
Я – управленец. Для меня родители прежде
всего союзники, которые помогают своим детям
реализоваться. А моя задача как управленца дать
им наиболее полную информацию о разнообразии
существующих образовательных услуг.
В.САВЕЛЬЕВА
Нефтеюганский район,
Тюменская область
Не школа и педагоги должны просить
родителей прийти к ним, а родители – предлагать
свою помощь и поддержку. Но для этого необходимо
воспитывать и образовывать родителей. А также
помнить, что сегодняшние наши ученики тоже
станут мамами и папами. Значит, важно развивать у
них знания и навыки, необходимые родителям. Мы
учим на экономистов и юристов, но, к сожалению, не
учим наших детей быть хорошими родителями.
В.ГАФНЕР
Артемовский, Свердловская область
Родителям в образовании и воспитании их
ребенка помогаю я, вместо того чтобы они помогали
мне!
Евгения АЛЕЕВСКАЯ
Наро-Фоминский район,
Московская область
В родителях мы видим прежде всего
партнеров. Если подумать, кто кому помощник, то
это школа – помощник семьи в воспитании и
образовании ребенка.
Наталья КРЮКОВА
пос. Свердловский,
Московская область
Вы обращаетесь к родителям в первый раз:
когда ребенок провинился; когда его есть за что
похвалить; когда вы хотите его лучше узнать? Или
предпочитаете вообще к родителям не обращаться?
Когда я только начинала работать в
школе, у меня были проблемы с родителями
учеников. Потом многое изменилось, а в первую
очередь, наверное, изменилась я. Точнее, поняла,
что нельзя ждать, когда родители придут ко мне,
ведь скорее всего это случится именно в
проблемной, критической ситуации, когда уже
будет трудно найти общий язык. В сентябре на
родительском собрании первого класса я прошу:
“Уважаемые родители, я бы хотела прийти к вам в
гости, познакомиться ближе, поговорить о вашем
ребенке”. Потом подхожу и спрашиваю, когда будет
удобно меня принять. Такое знакомство – главное
правило в работе с родителями. Иногда в ходе
первой беседы раскрывается то, чего в обычной
школьной атмосфере загруженности и суеты мы,
учителя, могли бы никогда не узнать.
И еще очень важно создавать ситуации, в которых
родители могут что-то делать вместе со своими
детьми, видеть их на фоне остальных ребят. Тогда
наши мнения о том, какие проблемы существуют у их
детей, не будут сильно различаться и мы сможем
строить планы совместной работы. Для этого мы
часто, например, ходим в походы.
Людмила ТОРОБОВА
Вязьма, Смоленская область
По-моему, работу с родителями нужно
начинать с дошкольных образовательных
учреждений, причем так, чтобы родители полюбили
приходить туда. Тогда и в школе они сами будут
приходит к учителям за консультациями по
возникающим проблемам.
Инна РАДЧЕНКОВА
Тульская область
Мне, например, совершенно непонятно,
почему, когда родители приходят в школу и
говорят, что хотят помочь своему ребенку, они
вместо советов, как правильнее построить занятия
с сыном или дочкой, слышат: “Наймите
репетитора”. Почему я, преподаватель
дополнительного образования, могу подсказать
родителям, как позаниматься с их ребенком, а
школьные педагоги этого не делают?!
Ко мне редко обращаются с вопросами воспитания.
Но даже если у детей есть поведенческие проблемы,
мы их решаем самостоятельно, не обращаясь к
помощи родителей: если ребенок не может у меня
заниматься, невнимателен, с ситуацией должна
справиться я, а не он и не его родители. И именно я
должна найти способ, как его научить.
Светлана ЯКУШЕВА
Москва
Мы еще до поступления ребенка в школу
обязательно встречаемся со взрослыми
представителями семьи, оговариваем его проблемы
в учебе и поведении, намечаем план совместной
работы по их решению. Мы берем самых разных детей
– из неполных семей, состоящих на учете в
милиции, таких, которые не умеют читать в восьмом
классе, и считаем, что за всеми этими проблемами
стоят проблемы в семье, и решать их можно только
совместно.
Тамара ГОЛУБЕВА
Балашиха,
Московская область
Иногда учитель и родители абсолютно
по-разному видят ребенка. Удавалось ли вам в
таких ситуациях найти с родителями общий язык?
Учитель и родитель по-разному смотрят на
ребенка. Но я считаю, что одного взгляда и быть не
должно! Учитель и родитель всегда смотрят на
ребенка по-разному, и мы, педагоги, должны
помнить, что нельзя, ни в коем случае нельзя
навязывать родителям свое мнение о ребенке.
Можно лишь спросить совета у родителя, а если тот
некомпетентен, учитель должен построить
разговор таким образом, чтобы родитель сам
принял решение.
Есть в нашей школе одна мама, с которой многим
трудно разговаривать, так как она часто бывает
настроена довольно агрессивно по отношению к
школе. Дело в том, что ее ребенок заикается, он
очень замкнутый, не говорит ни на одном предмете.
Именно с этой точки зрения я и стала вести с ней
беседу: спросила совета, как помочь ее ребенку,
как не вызывать нервного перенапряжения. А через
несколько дней она сама пришла ко мне и стала
советоваться...
Сказать: “Ваш ребенок плохой” – значит
полностью порвать отношения с родителями.
Однажды (тогда я работала в Саранске) ко мне
пришел папа одного ученика, и я ему сказала, какой
бездельник и лентяй его сын. А он в ответ:
“Извините, какой ни есть, но это мой ребенок!”
Тогда я задумалась о том, было бы мне приятно,
если бы такие же слова произнесли о моих детях...
Нет, безусловно, я бы этого не поняла и не приняла!
И тогда я решила, что больше никогда не буду
говорить родителям плохо об их детях.
Евгения АЛЕЕВСКАЯ
Наро-Фоминский район,
Московская область
Основная проблема, которая существует
сегодня, – разное мировоззрение детей и их
родителей. Взрослые будто заражены вирусом
материализма.
Родители часто говорят, что дети должны учиться
сегодня, чтобы потом зарабатывать деньги. Иначе,
мол, ты не выживешь в нашем мире. А дети, наоборот,
не могут понять, почему для них деньги должны
стать центром мироздания.
Галина КАМИНСКАЯ
Ростов-на-Дону
Надо изначально оставить родителям
право видеть своего ребенка не таким, каким видят
его учителя. Сразу станет легче. Дети и в самом
деле по-разному ведут себя дома и в школе. На
уроках Саша – этакий недоросль с мутными
нагловатыми глазками, постоянно ищущий повода
побездельничать. Зато он умеет водить машину и
трактор, работать на комбайне, и мать, вдова,
только благодаря ему и старшему сыну успешно
ведет фермерское хозяйство...
Учитель обязан найти общий язык с родителями,
признавая их право любить и защищать своего
ребенка.
Галина ГОЛУБЕВА
Нововоронеж,
Воронежская область
В этом году мы провели две акции «День с
ребенком в школе»: отдельно для начальных
классов и для более старших детей. На идею акции
нас натолкнула одна мама. В прошлом году она
пришла в школу на целый день. Ей было важно самой
разобраться, как и что происходит в школе с ее
ребенком. Она для себя выяснила многие вопросы.
Ведь очень часто взаимодействие школы и семьи
напоминает игру в испорченный телефон: родители
и администрация обсуждают со слов учителя или
ребенка ситуации, свидетелями которых не были.
Например, сын или дочь жалуется дома на учителя, и
родители, как правило, делают вывод о
профессиональной некомпетентности последнего. А
проблема, быть может, лежит в межличностных
отношениях, и другие дети у этого же учителя
достигают высоких результатов.
Итак, мы предложили родителям провести в школе
целый день и заполнить специальные дневнички
наблюдений. Критерии наблюдения разработали
учителя. Исходили, во-первых, из знаний по
психологии и педагогике, во-вторых, из
предположения, на что они сами как родители
обратили бы внимание в школе. Конечно, с этими
критериями можно спорить, можно их менять.
Главное, мы старались поставить в центр
наблюдения самого ребенка. Родители могли также
записать возникшие вопросы и предложения.
Меня, как администратора, удивило и порадовало,
что родители замечают в работе учителей много
положительного, даже то, что ускользает от
строгих глаз директора или завуча. И мы начинаем
смотреть на учителя по-другому!
Наталья КРЮКОВА
пос. Свердловский,
Московская область
Как вы считаете, существуют ли общие
принципы работы с родителями? Могли бы вы их
сформулировать?
Многие учителя сформулировали свои принципы
работы с родителями. Они оказались, на наш взгляд,
настолько близкими и взаимодополняющими, что мы
взяли на себя смелость объединить их. И вот что
получилось.
1. Работая с проблемами ребенка, мы
должны прежде всего искать их причины и только
потом принимать решения.
2. Совместно с родителями намечать
образовательный и воспитательный маршрут
ребенка.
3. Учитывать особенности семьи: образ жизни,
нравственно-психологический климат, характер
родителей, семейные ценности, традиции.
4. Уважать родительские чувства. Об отрицательных
сторонах характера ребенка, его проблемах в
учебе разговаривать с родителями только в
индивидуальном порядке, причем разговор всегда
должен начинаться с положительных характеристик
ребенка.
5. Никогда не сравнивать детей друг с другом.
6. Никогда не говорить плохо о чьих-то родителях.
7. Проводить наряду с индивидуальными беседами
множество различных неформальных встреч.
8. Привлекать родителей к жизни класса и школы, к
принятию решений. Если ребенок нарушил чьи-то
права, решение в отношении него не должно
приниматься без родителей.
9. Давать родителям разнообразную информацию о
жизни школы.
10. Прямо и открыто формулировать свои и общие
цели и задачи.
11. Внимательно выслушивать родителей, давать им
возможность выговориться о любых проблемах,
пусть не имеющих к ребенку никакого отношения.
12. В любом, даже в самом несправедливом, на наш
взгляд, высказывании искать рациональное зерно.
И тогда, почувствовав, что учитель тоже желает
сделать лучше для ребенка, самая скандальная
мама успокаивается. Теперь можно вместе искать
выход из любой ситуации.
14. Помнить, что все дети равны. И родители тоже.
Каждый ребенок имеет равные со всеми права на
учительское внимание.
15. Забыть об амбициях и принимать все, что
происходит в классном и родительском
коллективах, адекватно и с достоинством.
Спокойное, ровное, доброе отношение к людям,
терпение и последовательность в конце концов
сделают свое дело в самой трудной ситуации.
16. Не ждать благодарности. Если мы ее заслужили,
она сама внезапно придет в виде радостного
взгляда при встрече, хорошей новости об ученике
или пунцовой розы с капельками росы. А в
большинстве случаев наши труды не будут отмечены
ничем. Не стоит обижаться, ведь это просто работа.
В разработке принципов участвовали:
Галина ГОЛУБЕВА
Нововоронеж, Воронежская область
Наталья КРЮКОВА
пос. Свердловский, Московская область
Валентина КУРГАК
Большой Камень, Приморский край
Айса АНТОНОВА
Элиста, Калмыкия
Евгений РУДНЕВ
Астрахань
Валентина ОСАДЧАЯ
с. Успенка Локтевского района, Алтайский край
Вы проводите родительские собрания,
потому что так положено или они необходимы в
вашей работе? Давайте поделимся опытом
родительских собраний, которые:
- нужны вам;
- важны для родителей;
- полезны детям.
Наверное, это один из самых
распространенных родительских стереотипов:
«Если вызывают в школу, значит, ребенок что-то
натворил!” Именно его мы и должны разрушить.
В Кудымкаре, Коми-Пермятский округ, регулярно
проводят совместные конференции учителей и
родителей, где обсуждают разные проблемы, в том
числе и теоретические. Они полностью отказались
от традиционных родительских собраний, на
которых ругают родителей, предъявляют им
претензии и собирают деньги. Главное для
учителей – снять с родительских собраний
возможность публичной оценки детей.
Мне знаком интересный опыт, когда педагоги
учреждений дополнительного образования
организуют выставки достижений ребят в кружке на
родительских собраниях в основной школе. Это
помогает и классному руководителю, и родителям
детей по-новому взглянуть на них. Ведь недостатки
в учебной деятельности часто бывают связаны с
тем, что учителя не смогли увидеть тот позитив,
который есть у ребенка.
Инесса ЗАРЕЦКАЯ,
доктор
педагогических наук
Москва
Принимая ребенка в школу, мы подписываем с его
взрослыми представителями договор. Это не
финансовый документ (обучение в школе
бесплатное), а договор о совместном воспитании.
Один из его пунктов – обязательное посещение
родительских собраний. Пропуск двух собраний
означает исключение ребенка.
Собрания в нашей школе проходят с пользой и
радостью. Их обязательная часть –
познавательные лекции. В начале года учителя
готовят лекции по возрастным особенностям
обучения, развития и воспитания своих учеников, а
в течение года мы говорим на самые разные темы: о
браке и семейной жизни, о воспитании нравов и
добрых качеств, о выборе профессии.
Тамара ГОЛУБЕВА
Балашиха,
Московская область
Несколько лет назад решили на 23 февраля
провести конкурс “А ну-ка парни!” и привлечь к
этому конкурсу пап наших подростков. Сначала мы
переживали и боялись, что папы не придут. Пришли,
однако зрителей было очень мало. А на следующий
год был аншлаг. Так началась более плотная работа
с родителями.
Потом родительские собрания стали начинать с
художественной самодеятельности, чтобы
преодолеть классический стереотип: мол, позвали
в школу, значит, ругать будут.
Ирина ТОПОРКОВА
Москва
Мы проводим ежегодные спартакиады
“Мама, папа, я – спортивная семья”, День
рождения школы, ярмарки, в организации которых
всегда активное участие принимают родители.
Часто проводим концерты “Неразлучные друзья –
взрослые и дети». А родительские собрания
начинаем с рассказа и демонстрации итогов
дополнительного образования в нашем районе. Мы
стараемся объяснить родителям, что мы должны
стать союзниками, научиться помогать друг другу,
тогда сможем помочь и детям.
Ольга БОЙКОВА
Москва
Наша школа – специализированное
учебное заведение, куда дети сдают специальные
экзамены до поступления. Поэтому на учебу
мотивированы практически все ученики. Но
родители, как и в других школах, редко приходили
на собрания. Не так давно мы провели небольшой
эксперимент. После подведения итогов четверти
провели учебный рейтинг учащихся и родителям
написали учебный балл их ребенка (вычисленный до
сотых долей) и место, которое их ребенок занимает
в классе в соответствии с этим рейтингом. После
этого я пригласила всех на родительское
собрание, и пришло в два раза больше родителей,
чем обычно. Правда, большинство из них захотели
выяснить... почему их ребенок седьмой, например, а
не третий.
Ирина ТХУГА
Москва
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|