ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Шенгенские испытания
Чего только в европейских школах не
сдают и как только не принимают!
Пятнадцать стран в европейском совете,
пятнадцать систем образования, пятнадцать
способов оценки знаний. Не стоит удивляться тому,
что в этой сфере больше различий, чем в других
областях. Поговорим прежде всего об экзаменах,
которые в большинстве стран являются
одновременно итогом школьных лет и пропуском в
университет. Сколько экзаменов сдают дети в
Европе? Какие? Насколько государство доверяет
школе в проведении и оценивании экзаменов? Какую
все же модель имеют в виду наши реформаторы или
они стремятся создать нечто совершенно
особенное?
ИТАЛИЯ. Последняя реформа
экзаменационной системы прошла в 1997 году. По
сравнению со школами других стран в Италии не так
сильно предметы отделены друг от друга, особенно
в области естественных наук. Один и тот же
педагог преподает и математику, и физику, и химию,
и биологию. Нет обязательной программы, списка
знаний, но есть определенные темы, некие области,
которые необходимо изучить. Педагогам
предоставляют больше свободы, чем их зарубежным
коллегам.
Обучение обязательно до 14 лет: в младшей школе (с 6
до 11) и в средней (от 11 до 14 лет). Теперь ребенок
может сдать экзамены и получить аттестат о
среднем образовании. Но прежде ему необходимо
получить разрешение учителей, которые не
допустят к экзаменам двоечника. Принимают
экзамены местные учителя, возглавляет же
комиссию – директор другой школы. Ученик сдает
три письменных экзамена: математику, итальянский
и иностранный языки. Единственный устный экзамен
сдается перед всей комиссией по крайней мере в
течение получаса и должен дать общее
представление об уровне развития и культуры
выпускника. Поступление в старшую школу зависит
от результатов экзамена, от числа свободных мест
и, конечно, от желания ученика.
Старшая школа делится на два направления:
классический лицей и естественно-научный.
Учиться придется 5 (!) лет. Так же как и в средней
школе, учитель руководствуется не столько
программой, сколько рекомендованными темами.
Ученик допускается к выпускным экзаменам только
по решению классного совета. Выпускные экзамены,
дающие право на получение аттестата, нацелены
скорее на оценку личностного роста кандидата,
чем на проверку возможностей его памяти. Сдать
нужно три экзамена, все в письменной форме,
причем один из них – межпредметный. Учитываются
и текущие оценки. Аттестат об окончании старшей
школы, как правило, дает возможность продолжить
образование в вузах.
БЕЛЬГИЯ. Обладатели сертификата о
полном среднем образовании могут получать
высшее образование. Причем нет никаких
экзаменов! Имеют значение только текущие оценки.
НИДЕРЛАНДЫ. Новые экзаменационные
правила утверждены в 1998 году. Школьные выпускные
экзамены дают право на получение высшего
образования. При этом кроме общегосударственных
письменных экзаменов свои устные и письменные
испытания устанавливает каждая школа. Эти
местные экзамены школа и проверяет сама, а
государственные – Институт школьного
тестирования.
АВСТРИЯ. Здесь, конечно, тоже школьный
аттестат является пропуском в университет.
Кандидат сдает четыре экзамена письменных и три
устных. Один из письменных экзаменов сдается по
выбору ученика и заключается в представлении
доклада, исследования. В этой стране довольно
жесткий отбор детей ведется с первых классов,
поэтому до выпускных экзаменов дотягивают
немногие.
ДАНИЯ. В этой стране сказок и
сказочников текущие оценки значат не меньше, чем
экзаменационные. К тому же на экзамене можно
представить заранее подготовленный доклад.
Аттестат дает право на поступление в
университет, хотя существует особый отбор в
некоторых специальностях.
ФИНЛЯНДИЯ. Как и в большинстве
европейских стран, выпускные экзамены являются
одновременно и вступительными. Но только в этой
стране из четырех обязательных испытаний три –
по языку. Во-первых, родной язык: финский,
шведский или лапландский. Во-вторых, один из
государственных языков, финский или шведский,
тот, который не является родным. И наконец,
иностранный. А еще говорят, что финны –
молчаливые люди.
ГЕРМАНИЯ. Каждая земля (провинция)
страны имеет право вносить свои изменения в
экзаменационную систему, но не выходя за рамки
общенациональных стандартов. Трехлетняя старшая
школа включает в себя базовые дисциплины и
углубленные курсы. Ученик выбирает несколько
основных дисциплин и по два углубленных курса
каждый семестр. По этим предметам он и будет
сдавать экзамены. Таким образом, у него гораздо
больше свободы, чем у многих сверстников в других
странах. Более свободны и школы. Они могут сами
проводить экзамены, сами оценивать результаты.
Письменным работам не присваивают шифры, на них
написаны фамилии учеников. А чтобы избежать
субъективности, каждую работу проверяют по
очереди два разных учителя. Значимость этих
оценок очень высока. Ведь при конкурсном отборе в
университет каждый балл может стать решающим.
ШВЕЦИЯ. Каждое высшее учебное заведение
самостоятельно устанавливает правила приема.
Никаких экзаменов в традиционном понимании
здесь нет. Но лицеи все же выдают аттестаты
выпускникам по итогам их текущих работ.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Реформа 1988 года в
значительной степени подчинила контролю
государства традиционно сильную местную власть.
Образование обязательно с пяти до 16 лет. Нет
никакого отбора после начальной школы, но в
средней ребята делятся на два потока: тех, кто
будет учиться до 16 лет, а затем приобретет
какую-нибудь профессию, и тех, кто останется в
школе до 18 лет, сможет сдать экзамены на так
называемый А-уровень и поступить в университет.
Эти экзамены организует не государство, а
специальные экзаменационные коллегии. Ученик
сдает три экзамена, выбирая их в соответствии со
своими интересами, школьными успехами и планами
на будущее (выбор факультета).
ИСПАНИЯ. Образование обязательно до 14
лет. В конце последнего года обучения в средней
школе дети сдают экзамен, организованный школой.
Более 60% детей поступают в старшую школу, где их
делят на четыре уровня – от самых слабых до самых
сильных. А также на два направления: общее и
техническое. Через три года ученик может
получить аттестат, позволяющий продолжить
образование в университете. Для этого ему надо
получить положительные отметки по всем
предметам в школе, а также сдать письменные
экзамены, организованные университетом. В
зависимости от конкурса определяется проходной
балл. Словом, очень похоже на российскую систему.
Даже успешно сдав все экзамены, ты можешь не
поступить в институт, потому что кто-то получил
на один балл больше, чем ты.
Итак, мы бегло рассмотрели устройство
экзаменационных систем европейских стран. Какой
вывод можно сделать? Во-первых, ясно, что
сравнивать дипломы разных стран между собой
практически невозможно. Слишком разные условия,
критерии, правила.
Во-вторых, можно заметить, что не всегда
государство определяет правила. Большую роль
могут играть провинции (Германия) или
специальные независимые учреждения (Англия).
В некоторых странах существуют единые учебные
программы, в некоторых – только темы для
изучения, а в Англии учителя максимально
свободны в выборе содержания образования.
Одни ученики выбирают определенное направление
образования с заранее предусмотренными
программами, предметами. Другие сами формируют
свой учебный план, то есть фактически строят свое
образование.
Что важнее – экзаменационная или годовая
отметка? Страны делятся в этом отношении на два
лагеря. Только экзамен решает судьбу ученика,
например, в Испании. Только работа в течение
многих лет влияет на судьбу ребенка – так думают
в Бельгии. Но есть поклонники компромиссов. Они
стремятся учесть и то и другое.
Количество и форма экзаменов в разных странах
также очень разнообразны. Хочется отметить, что
все чаще на экзамен выносятся работы,
свидетельствующие об уровне мышления, культуры
выпускника, а не проверяются вызубренные
накануне формулы, имена и даты.
Школы могут по-разному участвовать в решении
судьбы ребенка. Иногда учителя должны дать
разрешение сдавать экзамены, иногда они могут
сами принимать эти экзамены, а иногда даже не
могут присутствовать при сдаче ребенком
экзамена, хотя работы не подписываются, а
шифруются. Ясно, что это не зависит от уровня
зарплаты педагога. Но от чего же тогда?
Национальной границы доверия или
профессиональной честности?
Не всегда документ об окончании школы
гарантирует ребенку возможность учиться в
университете.
Европейская общественность мечтает о неком
сближении, определенной унификации
образовательных систем, что позволит на самом
деле превратить Европу в единую систему, где
можно будет без проблем переезжать из страны в
страну, заканчивать школу в Испании, поступать в
университет в Германии, а диплом защищать в
Финляндии. Но это вопрос далекого будущего, если
такое вообще возможно. Слишком сильны традиции.
Слишком страшно нарушить равновесие
непродуманными административными мерами. Да и
каким должен быть общеевропейский экзамен? Среди
педагогов и политиков нет единства.
Главное – не поспешить.
По материалам западноевропейской
прессы
Спонсор публикации статьи: испанское агентство недвижимости «IspanDom» - продажа и аренда коммерческой и жилой недвижимости в Испании. Воспользовавшись предложением компании «IspanDom», Вы сможете сделать выгодное денежное вложение купив дом в Испании, на берегу средиземного моря. Живописные виды Каталонии, европейское качество жизни, прекрасный чистый климат и атмосфера, делают недвижимость Испании по-настоящему ценным приобретением.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|