Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС 

Некоторое время назад мы опубликовали подборку материалов о реструктуризации сельской школы в Ярославской области. Основная доля критики пришлась на долю программы «Школьный автобус»…
Потом нам позвонили из Ярославского департамента образования, предложили приехать посмотреть, как обстоят дела. Малокомплектные школы работают. Автобусы ходят. Более того, именно с программой «Школьный автобус» сельчане связывают надежды на лучшее будущее для своих детей. Работы на селе нет. Деревни пустеют. Многие жители говорят, что единственный шанс для детей – получить качественное образование…
…И уехать отсюда.

Ирина СКОРОХОДОВА,
первый заместитель губернатора Ярославской области

«Реструктуризация ведется не для того, чтобы сэкономить»

Ирина СКОРОХОДОВАТо, что ребенок родился в маленькой деревне, не должно быть препятствием для его развития.
Может быть, он захочет быть лесником, а может, станет профессором, но у него должна быть возможность решать самому.
Теперь уже и сельские родители делают выбор в пользу хорошего образования для ребят, хотя в домашнем хозяйстве удобнее, чтобы подросток был рядом и, например, вовремя накормил и напоил скотину.

На попутках и на маршрутках

Надо сказать, что проблема доставки детей в школы из маленьких деревень была всегда. Губернаторская программа «Школьный автобус» выросла вовсе не из реструктуризации.
Как только не добирались дети до школ, да и сейчас еще добираются во многих местах, где автобусов нет или где им не пройти. И в тракторных прицепах, совсем не приспособленных для перевозки людей, и на железнодорожных платформах. Там, где ходил рейсовый автобус, пользовались им, но вставать приходилось в пять часов утра. К шести приезжали в школу. А занятия с восьми или с полдевятого. И обратный рейс – в пять. Домой попадали зимой уже затемно.
При многих школах были интернаты. Это и дорого, и плохо для детей, для семей. Когда появились автобусы, число интернатов уменьшилось. Хотя иногда пришкольный интернат – это способ досматривать детей, не лишая родителей родительских прав, альтернатива детскому дому. Как бы там ни было, ребенок рядом с семьей, рядом с родным домом. Не секрет, что в хорошие семьи дети чаще всего возвращаются домой каждый день даже за много километров, а остаются те, кого не очень ждут и не всегда встретят хоть с какой-то едой.

Автобус – это дорога, а дорога – это жизнь

На второй год развития программы «Школьный автобус» стало понятно, что она должна быть подкреплена другой – программой развития сельских дорог. Если автобусов закуплено на 30 миллионов рублей, то дорог построено на 300 млн. Теперь уже ни один автобус не покупается без ремонта дороги. А что такое дорога в деревню, где ее раньше не было?
Опасения, что с закрытием школы умрет деревня, не оправдались. Да, двух-трех-пятерых ребятишек из деревни забирают, увозят в большую школу, но дорога, построенная для школьного автобуса, дала деревне другую жизнь. Теперь люди говорят, что думали уезжать, а с появлением дороги можно и остаться: хлеб стали привозить, прибыла автолавка, которую раньше не видели всю зиму, «скорая помощь» и пожарная может теперь проехать. То, что вырастили, можно довезти до рынка – тоже подспорье.

Деньги не считать нельзя, но главное – качество образования

Мы не ставим вопрос так: сэкономим ли, закрыв школу и пустив автобус? Где-то – да, где-то – нет. А если учесть расходы на дорожное строительство, то затрат получится больше. Но во главе угла – качество образования.
Средняя стоимость обучения ученика по области – 2900 рублей, средняя по сельской школе – 3800, но в некоторых школах она составляет 29000! Если бы там в десять раз лучше было образование, то ладно, но бывает, что оно там просто никакое: треть учеников не справляются с контрольными по нескольким предметам. На стоимость смотрим, но не стоимостью руководствуемся, закрывая школу. Есть школы очень дорогие, но их обязательно будем сохранять. Если школа удаленная, дорог к ней нет и выстроить сегодня – нереально, стараемся ее укомплектовать оборудованием, кадрами и сохраняем.
Хорошее образование все равно дешевым не будет: компьютеры, автобусы, дошкольная сфера, внешкольная...

Вместе с агропромом

Сейчас мы налаживаем сотрудничество департамента агропромкомплекса и департамента образования. Хотим совместить схемы развития муниципальных образовательных округов и развития сельских предприятий области и посмотреть, как можно в ближайшее время скоординировать социально-экономическое развитие села.
Взаимовлияние здесь просматривается. Дорога для школьного автобуса может быть решением части проблем леспромхоза или фермы. А программа компьютеризации сельской школы скажется и на хозяйственном производстве. Если до школы дойдут компьютерные сети, то и правление колхоза подключится и перейдет на другую ступень управления.

Почему люди уезжают из деревни? Потому что здесь невозможно обеспечить современные социальные условия и бытовые удобства.
А основная масса сельских жителей, как и все люди, хотят комфорта, гарантированного медицинского обслуживания, фонарей на улицах, возможности передвигаться и общаться с большим миром. Никакой новой школой молодых людей не заманишь в деревню.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru