МИНИСТЕРСТВО-КОЛЛЕГИЯ
Государственных служащих заставят
говорить. Грамотно
На очередной коллегии Министерства
образования обсуждался ход реализации
федеральной целевой программы “Русский язык”.
Ее основные задачи связаны с укреплением позиций
русского языка как государственного и с
расширением его влияния за пределами страны.
Среди наиболее заметных событий
минувшего года – международный студенческий
фестиваль “Учитель русской словесности” и
общероссийский праздник русского языка,
литературы и культуры, приуроченный к Пушкинским
дням.
Но это лишь верхняя часть айсберга. А в основном в
рамках программы ведется будничная, кропотливая,
неброская на первый взгляд работа.
Организуются семинары, конференции, курсы
повышения квалификации для преподавателей
русского языка как иностранного, издаются
учебники, словари, методические пособия,
дидактические материалы, в том числе на
электронных носителях. Проводятся региональные
и всероссийские олимпиады для школьников по
русскому языку и литературе.
Российским университетом дружбы народов был
подготовлен цикл радиопередач: “Пушкин и его
эпоха”, “С русского на русский, или Кстати
сказать”, Ярославским государственным
педагогическим университетом – телепередача
“Экология речи”.
Из 62 проектов, осуществляемых под эгидой ФЦП
“Русский язык”, – 22 научно-исследовательских.
Один из них был посвящен созданию новой редакции
правил орфографии и пунктуации. Этот проект,
получивший широкий резонанс в прессе, был
прекращен решением Совета по русскому языку при
Правительстве РФ под руководством Людмилы
Путиной.
Участники коллегии предпочли обойти эту тему
стороной, и зря: многие лингвисты и
учителя-словесники выступают за эту реформу,
цель которой – упростить в разумных пределах
наиболее сложные и противоречивые правила
орфографии и пунктуации, уменьшить количество
исключений.
Некоторые исследования посвящены проблемам
преподавания русского языка в области среднего и
высшего образования в республиках Калмыкия,
Чувашия и Удмуртия. Постепенно формируется банк
данных о функционировании русского языка в
России и в ближнем зарубежье.
По мнению начальника Московского департамента
образования Любови Кезиной, организаторы
программы, уделяя много внимания различным
проблемам преподавания русского языка как
иностранного, забывают о наших
соотечественниках в ближнем зарубежье. А ведь в
странах СНГ и Балтии, по словам Любови Петровны,
действуют около 3000 русских школ, учащиеся
которых остро нуждаются в учебной и
художественной литературе на русском языке, а
учителя – в повышении квалификации.
Правда, на 2003 год в рамках программы
запланировано проведение олимпиады для учащихся
русских школ, проживающих на территории этих
стран.
А по мнению ректора Санкт-Петербургского
университета, председателя общества
преподавателей русского языка и литературы
Людмилы Вербицкой, следует сосредоточить усилия
и средства не столько на расширении влияния
русского языка в ближнем и дальнем зарубежье,
сколько на обустройстве собственного дома. А
работы здесь непочатый край: политики и
журналисты “пропагандируют” через СМИ
безграмотную речь, нарушая все нормы и каноны,
установленные еще со времен Пушкина и
Ломоносова.
Многие сокрушались, что нарушителей нельзя
привлечь к суду: как известно, закон “О русском
языке” так и не был принят.
Зато депутаты получили словарь “Давайте
говорить правильно!”
Но, кажется, скоро всем будет не до шуток: на этот
год намечена разработка квалификационных
требований по русскому языку для
государственных служащих. Кроме того, в рамках
программы предстоит разработать специальные
целевые тесты для иностранных граждан, желающих
получить российское гражданство, в соответствии
с требованиями новой редакции закона “О
гражданстве РФ”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|