ДОКУМЕНТЫ
Методическое письмо
О проведении письменного экзамена по литературе
в XI классах общеобразовательных учреждений
Российской Федерации в 2002/03 учебном году
В 2001/02 учебном году Министерством
образования Российской Федерации в целях
совершенствования организационной формы
проведения государственной (итоговой)
аттестации выпускников 11 классов был проведен
письменный экзамен по литературе по открытому
перечню тем сочинений, сгруппированных в 35
комплектов. Каждый комплект имел свой номер и
включал восемь тем сочинений, подобранных в
соответствии со структурой экзаменационного
пакета. Общеобразовательные учреждения каждого
из 89 субъектов Российской Федерации, имеющие
оперативную связь, были информированы в день
экзамена по региональному телевидению о номере
комплекта тем сочинений по литературе.
Министерство образования России направило в
регионы письмо с просьбой предоставить
подробную информацию по итогам проведения
экзамена. Анализ писем, пришедших из органов
управления образованием субъектов Российской
Федерации, свидетельствует о том, что новая форма
организации итогового контроля по литературе в
целом себя оправдала. Она содействовала
предотвращению утечки информации о содержании
письменных экзаменационных работ, создавала
благоприятные условия для подготовки к экзамену,
способствовала снижению у выпускников
психологической нагрузки, связанной с ситуацией
экзамена.
С учетом предложений, поступивших из регионов по
дальнейшему совершенствованию формы и
содержания итоговой аттестации, Министерство
образования России устанавливает следующий
порядок проведения государственной (итоговой)
аттестации выпускников 11 классов
общеобразовательных учреждений по литературе в
2002/03 учебном году.
Новая форма организации итогового контроля по
литературе распространяется на выпускников школ
с русским (родным) языком обучения, на
выпускников школ с русским (неродным) и с родным
(нерусским) языком обучения, а также на
выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих
экзамен в сроки, совпадающие со сроками дневных
общеобразовательных школ.
Экзаменационный материал для проведения
государственной (итоговой) аттестации
выпускников 11 классов по литературе будет
представлен в двух документах: «Перечень тем
сочинений для подготовки к письменному экзамену
по литературе за курс средней (полной) школы в
2002/03 учебном году» и «Комплекты тем сочинений для
проведения письменного экзамена по литературе
за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном
году». Экзаменационные материалы соответствуют
обязательным минимумам содержания основного
общего и среднего (полного) общего образования
(приказы Министерства образования России от 9.05.98
№ 1236 и от 30.06.99 № 56).
«Перечень тем сочинений для подготовки к
письменному экзамену по литературе за курс
средней (полной) школы в 2002/03 учебном году»
включает 500 тем. В указанном перечне темы
сочинений группируются в четыре раздела: темы по
литературе первой половины XIX века, темы по
литературе второй половины XIX века, темы по
литературе XX века, а также дополнительные темы
для школ с родным (нерусским) языком обучения.
«Перечень тем сочинений для подготовки к
письменному экзамену по литературе за курс
средней (полной) школы в 2002/03 учебном году» в
третьей декаде марта 2003 года будет направлен
электронной почтой в органы управления
образованием субъектов Российской Федерации, а
также помещен в «Учительской газете», в газетах
«Первое сентября» и «Литература», размещен на
сайте Министерства образования России в
Интернете (WWW. informika. ru). Не позднее второй декады
апреля каждый регион обеспечивает
общеобразовательные учреждения «Перечнем тем
сочинений для подготовки к письменному экзамену
по литературе за курс средней (полной) школы в
2002/03 учебном году» в количестве не менее одного
экземпляра на образовательное учреждение.
«Комплекты тем сочинений для проведения
письменного экзамена по литературе за курс
средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году»
включают 70 комплектов. Каждый комплект будет
состоять из пяти экзаменационных тем сочинений,
сгруппированных в соответствии со следующей
структурой экзаменационного пакета:
1. Анализ эпизода из художественного
произведения русской литературы XIX–ХХ века
(эпизоды указаны) или анализ стихотворения поэта
XIX или XX века (автор и произведение указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного
вопроса или высказывания о произведении.
3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века
(автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века
(автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная с философской, нравственной,
социальной проблематикой русской литературы
(указан XIX или ХХ век; произведение
художественной литературы выбирает учащийся).
При комплектовании тем учитывается специфика
литературного образования в школах с родным
(нерусским) языком обучения: в комплектах могут
содержаться темы сочинений, имеющие специальную
помету (*), которая указывает на право выпускника
школы с родным (нерусским) языком обучения
заменить эту тему на другую тему, включенную в
комплект с пометой «Для школ с родным (нерусским)
языком обучения».
Количество тем сочинений в «Комплектах тем
сочинений для проведения письменного экзамена
по литературе за курс средней (полной) школы в
2002/03 учебном году» будет примерно на 15% меньше
числа тем, которые войдут в «Перечень тем
сочинений для подготовки к письменному экзамену
по литературе за курс средней (полной) школы в
2002/03 учебном году».
«Комплекты тем сочинений для проведения
письменного экзамена по литературе за курс
средней (полной) школы в 2002/03 учебном году» во
второй декаде мая 2003 года будут помещены в
«Учительской газете», в газетах «Первое
сентября» и «Литература», размещены на сайте
Министерства образования России в Интернете (WWW.
informika. ru). В день экзамена в прямом эфире с
использованием лототрона (или аналогичного
устройства) определяется номер комплекта, и
соответствующие ему темы сочинений
демонстрируются на телеэкране не менее пяти
минут и объявляются по радио.
Каждая школа Российской Федерации
обеспечивается экзаменационными материалами
(один комплект тем сочинений) в традиционном
порядке на случай невозможности проведения
экзамена в новой организационной форме по
техническим причинам. Экзаменационные материалы
будут взяты из «Комплектов тем сочинений для
проведения письменного экзамена по литературе
за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном
году» и направлены в марте–апреле по линии
спецсвязи в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации в установленном
ранее порядке в соответствии с письмом «О
порядке обеспечения общеобразовательных
учреждений экзаменационными материалами».
Традиционный порядок проведения итоговой
аттестации сохраняется для следующих категорий
учащихся: выпускников общеобразовательных школ,
не имеющих радио- и телевизионной связи;
выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме,
выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих
экзамен в сроки, не совпадающие со сроками
дневных общеобразовательных школ. Темы
сочинений для всех категорий учащихся
комплектуются из опубликованного «Перечня тем
сочинений для подготовки к письменному экзамену
по литературе за курс средней (полной) школы в
2002/03 учебном году».
Приложение к
информационному письму Департамента
образовательных программ и стандартов общего
образования от 28.10.2002 г. №13-51-125/13
“О проведении письменного экзамена по
литературе в XI классах общеобразовательных
учреждений Российской Федерации в 2002/03 учебном
году”
Темы сочинений выпускного экзамена
по литературе 2003 г.
Образцы комплектов тем сочинений
Комплект 1
1. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Певучесть есть в
морских волнах…» (восприятие, истолкование,
оценка).
2. Что изменилось в жизни ночлежников в финале
пьесы М.Горького «На дне»?
3. Губернский город и его обитатели в поэме Н.В.Гоголя
«Мертвые души».
4. Тема материнского страдания в поэме А.А.Ахматовой
«Реквием».* Для школ с родным (нерусским) языком
обучения.
4. Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой.
5. Тема воспитания в одном из произведений
русской литературы XVIII–XIX веков.
Комплект 2
1. Сон Татьяны (анализ эпизода из 5-й главы романа А.С.Пушкина
«Евгений Онегин»).
2. «В этом появлении Христа в конце вьюжной
петербургской поэмы нет ничего неожиданного».
Обоснуйте или опровергните высказывание М.Волошина
о финале поэмы А.А.Блока «Двенадцать».
3. Самодуры и самодурство в драме А.Н.Островского
«Гроза».
4. Город и деревня в лирике С.Есенина.
5. «Без страстей и противоречий нет жизни, нет
поэзии» (В.Г.Белинский). По 1–2 произведениям
русской литературы ХХ века.* Для школ с родным (нерусским)
языком обучения.
5. «Без страстей и противоречий нет жизни, нет
поэзии» (В.Г.Белинский).
По произведениям русской и родной литературы ХХ
века.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|