УМЗАРАЗУМ
Правда о динозаврах
Мало кто знает, что динозавры в
знаменитом фильме Спилберга “Парк юрского
периода” живые. Правда, далеко не все, а лишь
около десятка видов. Но великой сенсации в этом
нет, хотя пресмыкающиеся киногерои похожи на
настоящих динозавров практически во всем. Во
всем, кроме размеров. Величиной они не больше
спичечного коробка!
А чтобы сделать из них пугающих зрителя
гигантских тварей, режиссеру пришлось
использовать макросъемку...
История с миниатюрными
динозаврами началась еще в конце семидесятых,
когда школьный приятель и поклонник будущего
сценариста “Парка юрского периода” писателя
Майкла Крайтона, известный в научных кругах
палеонтолог Донг Ши Минг, вернулся из Америки на
свою историческую родину, в Китай, и приступил
там к научным исследованиям. Его интересовали
упоминания о карликовых драконах, которые он
встретил во многих средневековых китайских
рукописях. До него исследователи относились к
этим упоминаниям как к метафоре, считая, что
сочетание “маленький дракон” передает
определенное состояние человека при опьянении
рисовой водкой. Но внимательный Донг Ши заметил,
что чаще всего герои летописей, видевшие
“маленьких драконов” (и даже державшие их в
руках), были абсолютно трезвы, а ближайшие
упоминания о рисовой водке встречались не ближе
чем через 500 иероглифов, что в масштабах
классического китайского повествования, строго
хронометрированного во времени, означает 3,5 дня.
Похмелье даже от рисовой водки не может быть
таким продолжительным. То есть “маленькие
драконы” существовали в средние века на самом
деле! Далее, после долгой работы с текстами,
удалось точно определить и место, где
встречались крошечные чудовища, – одну из
провинций на севере Китая.
Экспедицию Донг Ши Минг с огромным трудом
организовал за свой счет. Сложнее всего было
одновременно получить пропуск и в нужную
провинцию, и во все пять провинций, через которые
предстояло проехать по дороге, так как в Китае
бюрократическая машина чрезвычайно сложна. На
оформление каждого пропуска требовалось ровно
два лунных месяца, а действовал он только месяц.
Для оформления пропуска в следующую провинцию
нужно было находиться в граничащей с ней
провинции. Въезжать в одну провинцию можно было
не более пяти раз в течение года. Кроме того, все
пропуска надлежало оформить в двух экземплярах,
с надлежащим временем действия вторых, чтобы по
окончании экспедиции благополучно вернуться в
Пекин. Это была труднейшая, почти шахматная
задача, на решение которой ушло три года. И только
применение современных компьютеров позволило
обеспечить успех экспедиции, которой пришлось в
сложном возвратно-поступательном порядке пройти
примерно через 15 окрестных провинций, чтобы
достичь своей цели.
В провинции, расположенной всего в двухстах ли от
Пекина, куда пришла экспедиция Донг Ши, до него не
бывал ни один ученый. Местные жители с трудом
изъяснялись на современном китайском языке, в
деревнях не было ни электричества, ни радио, ни
телевизоров, а автомобили вызывали неподдельное
удивление. Когда же Донг Ши Минг показал местным
жителям заблаговременно взятый с собой цветной
атлас с изображениями динозавров, сельчане
запрыгали от радости и стали жать ему руки,
наперебой зазывая к себе домой. Как оказалось
позднее, они решили, что Донг Ши Минг –
правительственный чиновник, приехавший в
деревни травить вредоносных тварей, досаждавших
бедным крестьянам. В этих местностях “маленьких
драконов” было видимо-невидимо, и в основном они
жили в домах, под циновками, наподобие городских
тараканов или клопов, по ночам выползая и вполне
ощутимо покусывая хозяев хижин.
Стоит ли говорить, что Донг Ши Минг был потрясен.
Первого же вытащенного из щели в полу
микродинозавра он назвал в честь своего старого
школьного друга Анкилозавром Крайтона, но спустя
несколько часов обнаружил еще около десятка
видов миниатюрных чудовищ, в точности
повторявших формой и пропорциями своих юрских
предшественников. По версии Донг Ши, во времена
планетарной катастрофы, случившейся на земле
около 60 миллионов лет назад, часть
пресмыкающихся спаслась в результате
естественного отбора, научившись прятаться в
густой шерсти первых млекопитающих. Собрав
богатую коллекцию, ученый вернулся со своими
находками в Пекин, а вскоре оказался в Америке,
где собирался сделать научный доклад на
международном симпозиуме. Но встреча со
старинным приятелем Майклом Крайтоном резко
изменила его планы.
Именно Крайтон уговорил Донг Ши Минга
повременить с обнародованием своего открытия.
Майкл как раз находился в творческом кризисе и не
мог придумать тему для сценария, который уже
несколько месяцев назад обещал Спилбергу. Теперь
была найдена не только тема, но и великолепные
возможности для съемок фильма! А китайскому
другу был обещан немалый процент от сборов,
которые принесет фантастическая лента, на
финансирование новых научных экспедиций. Так в
Голливуде был снят один из самых малобюджетных
фантастических фильмов ХХ века – “Парк юрского
периода”. Большая часть съемок производилась в
обычном пустом аквариуме. Когда же фильм принес
миллиарды долларов, признаться в этом для
знаменитого режиссера было уже величайшей
неловкостью. И пришлось срочно придумывать
легенду...
И все-таки почему Спилберг утверждал, что в
фильме использованы электронные роботы,
изображающие чудовищ? Почему скрыл правду (и о
существовании мини-потомков динозавров было
сообщено в научных журналах лишь несколько лет
спустя)? Почему, наконец, Спилберг представил на
всеобщее обозрение в Диснейленде несколько
образцов этих роботов (которые, впрочем,
двигаются явно куда противоестественнее, нежели
на пленке), и почему “Парку юрского периода”
присудили за этих роботов специальный “Оскар” в
Голливуде – за спецэффекты? Разгадку,
разумеется, содержит последний вопрос.
Миниатюрные чудовища – сенсация научного
масштаба, а “Оскар” – это “Оскар”. Маленьким не
бывает.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|