Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2003

Только в номере

УМЗАРАЗУМ

Правда о динозаврах

Мало кто знает, что динозавры в знаменитом фильме Спилберга “Парк юрского периода” живые. Правда, далеко не все, а лишь около десятка видов. Но великой сенсации в этом нет, хотя пресмыкающиеся киногерои похожи на настоящих динозавров практически во всем. Во всем, кроме размеров. Величиной они не больше спичечного коробка!
А чтобы сделать из них пугающих зрителя гигантских тварей, режиссеру пришлось использовать макросъемку...

История с миниатюрными динозаврами началась еще в конце семидесятых, когда школьный приятель и поклонник будущего сценариста “Парка юрского периода” писателя Майкла Крайтона, известный в научных кругах палеонтолог Донг Ши Минг, вернулся из Америки на свою историческую родину, в Китай, и приступил там к научным исследованиям. Его интересовали упоминания о карликовых драконах, которые он встретил во многих средневековых китайских рукописях. До него исследователи относились к этим упоминаниям как к метафоре, считая, что сочетание “маленький дракон” передает определенное состояние человека при опьянении рисовой водкой. Но внимательный Донг Ши заметил, что чаще всего герои летописей, видевшие “маленьких драконов” (и даже державшие их в руках), были абсолютно трезвы, а ближайшие упоминания о рисовой водке встречались не ближе чем через 500 иероглифов, что в масштабах классического китайского повествования, строго хронометрированного во времени, означает 3,5 дня. Похмелье даже от рисовой водки не может быть таким продолжительным. То есть “маленькие драконы” существовали в средние века на самом деле! Далее, после долгой работы с текстами, удалось точно определить и место, где встречались крошечные чудовища, – одну из провинций на севере Китая.
Экспедицию Донг Ши Минг с огромным трудом организовал за свой счет. Сложнее всего было одновременно получить пропуск и в нужную провинцию, и во все пять провинций, через которые предстояло проехать по дороге, так как в Китае бюрократическая машина чрезвычайно сложна. На оформление каждого пропуска требовалось ровно два лунных месяца, а действовал он только месяц. Для оформления пропуска в следующую провинцию нужно было находиться в граничащей с ней провинции. Въезжать в одну провинцию можно было не более пяти раз в течение года. Кроме того, все пропуска надлежало оформить в двух экземплярах, с надлежащим временем действия вторых, чтобы по окончании экспедиции благополучно вернуться в Пекин. Это была труднейшая, почти шахматная задача, на решение которой ушло три года. И только применение современных компьютеров позволило обеспечить успех экспедиции, которой пришлось в сложном возвратно-поступательном порядке пройти примерно через 15 окрестных провинций, чтобы достичь своей цели.
В провинции, расположенной всего в двухстах ли от Пекина, куда пришла экспедиция Донг Ши, до него не бывал ни один ученый. Местные жители с трудом изъяснялись на современном китайском языке, в деревнях не было ни электричества, ни радио, ни телевизоров, а автомобили вызывали неподдельное удивление. Когда же Донг Ши Минг показал местным жителям заблаговременно взятый с собой цветной атлас с изображениями динозавров, сельчане запрыгали от радости и стали жать ему руки, наперебой зазывая к себе домой. Как оказалось позднее, они решили, что Донг Ши Минг – правительственный чиновник, приехавший в деревни травить вредоносных тварей, досаждавших бедным крестьянам. В этих местностях “маленьких драконов” было видимо-невидимо, и в основном они жили в домах, под циновками, наподобие городских тараканов или клопов, по ночам выползая и вполне ощутимо покусывая хозяев хижин.
Стоит ли говорить, что Донг Ши Минг был потрясен. Первого же вытащенного из щели в полу микродинозавра он назвал в честь своего старого школьного друга Анкилозавром Крайтона, но спустя несколько часов обнаружил еще около десятка видов миниатюрных чудовищ, в точности повторявших формой и пропорциями своих юрских предшественников. По версии Донг Ши, во времена планетарной катастрофы, случившейся на земле около 60 миллионов лет назад, часть пресмыкающихся спаслась в результате естественного отбора, научившись прятаться в густой шерсти первых млекопитающих. Собрав богатую коллекцию, ученый вернулся со своими находками в Пекин, а вскоре оказался в Америке, где собирался сделать научный доклад на международном симпозиуме. Но встреча со старинным приятелем Майклом Крайтоном резко изменила его планы.
Именно Крайтон уговорил Донг Ши Минга повременить с обнародованием своего открытия. Майкл как раз находился в творческом кризисе и не мог придумать тему для сценария, который уже несколько месяцев назад обещал Спилбергу. Теперь была найдена не только тема, но и великолепные возможности для съемок фильма! А китайскому другу был обещан немалый процент от сборов, которые принесет фантастическая лента, на финансирование новых научных экспедиций. Так в Голливуде был снят один из самых малобюджетных фантастических фильмов ХХ века – “Парк юрского периода”. Большая часть съемок производилась в обычном пустом аквариуме. Когда же фильм принес миллиарды долларов, признаться в этом для знаменитого режиссера было уже величайшей неловкостью. И пришлось срочно придумывать легенду...
И все-таки почему Спилберг утверждал, что в фильме использованы электронные роботы, изображающие чудовищ? Почему скрыл правду (и о существовании мини-потомков динозавров было сообщено в научных журналах лишь несколько лет спустя)? Почему, наконец, Спилберг представил на всеобщее обозрение в Диснейленде несколько образцов этих роботов (которые, впрочем, двигаются явно куда противоестественнее, нежели на пленке), и почему “Парку юрского периода” присудили за этих роботов специальный “Оскар” в Голливуде – за спецэффекты? Разгадку, разумеется, содержит последний вопрос. Миниатюрные чудовища – сенсация научного масштаба, а “Оскар” – это “Оскар”. Маленьким не бывает.

Сергей КОНОПЛЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru