УМЗАРАЗУМ
Всеобщая история Дня дураков
Говорят, право на авторство праздника
«День дураков» никак не могут поделить меж собой
британцы и французы. Французы в этот день
наклеивают на спины друзей и случайных прохожих
бумажных «апрельских рыбок», чтобы потом, тыкая
пальцем, на все Елисейские поля кричать: «Poisson
d’Avril!» – кстати, именно так за глаза называли
Наполеона, взявшего в жены Мари-Луизу
Австрийскую не когда-нибудь, а в первый день
апреля.
В Англии же около ста лет назад случился такой
казус: уважаемые жители Лондона получили
приглашение в королевский дворец на церемонию
купания белого льва. Подъехав в назначенный час,
они обнаружили ворота дворца запертыми наглухо.
Сославшись на недоразумение и опасаясь прослыть
неучтивым, столичный бомонд прождал приглашения
войти целый день под английским дождичком на
улице, закрепив таким образом название праздника
«April Fool».
В Америке «дурацкий день» полноправно мог бы
носить имя самого знаменитого шутника в истории
– американского режиссера Орсона Уэллса. В
тридцатые годы он поставил роман своего
однофамильца “Война миров”. В виде репортажа на
радио. Надо ли упоминать, какая была учинена
паника как среди мирного населения, так и средь
военных лиц. Самые смелые горожане собрались в
партизанские отряды против агрессии марсиан,
генералы дозванивались до президента.
В поcтсоветской России самое сенсационное
первоапрельское заявление было сделано на
телевидении композитором Курехиным. Он сказал,
что Владимир Ильич Ленин – это гриб. Его теория
прозвучала с голубых экранов столь убедительно,
что неподалеку от станции Гусь-Хрустальный по
сей день существует подозрительная секта
«партизанов леса» под предводительством некоего
Векова. Хотя доподлинно неизвестно, нравится
коммунизм им или нет, эти защитники лесной флоры
достаточно подкованы не только в славянской
мифологии, но и в политике и то и дело пугают
местных грибников страстными речами о революции.
Говорят, в Индии – стране, по традиции не чтящей
свою историю, – есть эквивалент первого апреля –
праздник «huli», когда сельские жители невинно
подшучивают друг над другом: то присылают соседу
кобру, лишенную ядовитой железы, то натираются
куркумой и ходят с песнями по деревням, выдавая
себя за богов али демониц. Рассказывают, как
однажды один святой, Тотапури, выходец из
жреческой касты, в этот день нацепил себе на
голову воронье перо – позорный символ
неприкасаемых. Известно, что видеть
неприкасаемого, говорить с ним, есть с ним за
одним столом – дурная примета, сулящая
несчастье. Тотапури же заходил в гости ко всем
подряд, пугал паломников, купающихся в Ганге,
предвосхитив таким образом золотое правило
индийского кино: сначала слезы и гнев, в конце –
смех и радость: когда разгневанные и
перепуганные верующие признали в грязном
полуобнаженном смерде почитаемого святого –
возрадовались.
О пользе не только шутки, но и высокопробной
глупости писал еще Эразм Роттердамский,
уверявший, что ничто так не красит мир, как
дурацкая счастливая улыбка.
Но даже он не смел спорить, что люди в основном
скептики и формалисты, боящиеся остаться в
дураках, быть осмеянными. Впрочем, всякий
законченный скептик и Фома неверующий вправе
выделить себе выходной, да и самому расстараться
и заставить поверить в несусветную небыль.
Другое дело, что во всякой сказке есть доля
правды, а во всякой правде найдется местечко для
легенды, и зачастую весьма трудно отделить одно
от другого, особенно когда на улице греет
апрельское солнышко, с неба валятся страусиные
яйца, а женщины спешат в ювелирные магазины, где,
по слухам, именно в этот денек самые большие
скидки на сияющие брильянты, правда, уже к вечеру,
дома, превращающиеся в обыкновенное стекло.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|