РЕЖИССУРА УРОКА
НЕШТО ПОПРОБОВАТЬ?
Маргарита ДУПЛОВА,
учитель ОБЖ
Может там коряга быть
Социоигровые приемы на уроках ОБЖ
В нашей школе в начальных
классах второй год ОБЖ (охрана безопасности
жизнедеятельности) ведется отдельным предметом.
Урок нужный, особенно в наше время, но как его
правильно проводить, учителя не знают, ведь
никаких пособий и методических рекомендаций нет.
Вначале я проводила этот урок традиционно.
Читали, отвечали на вопросы, обсуждали ситуации,
рисовали иллюстрации к темам. Это не устраивало
не только моих учеников, но и меня. Поэтому,
только познакомившись с социоигровым стилем
обучения, я сразу же попробовала применить его на
своих уроках.
Сценки
В своем 3 «А» классе по теме «Будь осторожен с
незнакомцем» урок начала с того, что предложила
классу построиться в круг.
Затем начали называть места, где может
подстерегать какой-нибудь злоумышленник. Они
назвали: улица, лифт, дом, магазин.
Поделились на команды. Каждая команда («Улица,
«Лифт», «Дом», «Магазин») придумывала сценки о
том, как они будут вести себя в данной ситуации
при встрече со злоумышленником. Роли
распределяли сами, необходимые атрибуты
находили тоже сами.
В работу включился весь класс.
Шапка вопросов
На следующем уроке у нас была тема «Безопасность
на воде». Я просила ребят заглянуть в учебник и
написать записку в «шапку вопросов». Но тут меня
срочно позвали к телефону, а шапки под рукой не
оказалось. Я ткнула пальцем в угол, куда нужно
было складывать записанные вопросы, и ушла.
Вернувшись, я была приятно удивлена. Ребята
сидели и перечитывали параграф, чтобы лучше
ответить! А все записки было сложены в «шапку» –
кепку одного из мальчишек.
Вопросы оказались на удивление разные и по всей
теме:
Почему нельзя купаться в чужом месте?
Ты ныряешь в незнакомое
место?
Можно ли удить рыбу с пристани, если не умеешь
плавать?
Почему на воде нельзя драться, толкать в воду?
Что надо делать, если свело ногу?
Почему на надувных матрасах нельзя заплывать
далеко?
Что надо делать, если у тебя на воде начал
сдуваться матрац?
Почему после купания нужно переодеться в сухое? И
т.д.
Желающих отвечать было очень много.
Чтобы никого не обидеть, решили отвечать по
алфавиту первых букв фамилий.
Плакат
Когда на «посиделках» я поделилась, как провела
этот урок, одна моя коллега посоветовала
нарисовать плакат о том, как нельзя вести себя на
воде. Что я и сделала на следующем уроке.
Класс разбился на четыре команды. От каждой
команды подошли по одному посыльному с
помощником. Я предложила не только нарисовать
плакат, но и придумать четверостишие на эту тему.
Все с большим удовольствием занялись делом.
Устроились кто где. Одни на парте, другие около
доски на полу, третьи на полу около двери,
четвертые рядом с цветами. Работали увлеченно.
Когда я сказала, что время истекло и пора
защищать свой плакат, очень расстроились те, кто
еще не успел закончить.
Следующий этап работы заключался в том, чтобы
усовершенствовать плакат другой команды и стихи.
А четверостишия получились вот какие:
Если мы хотим поплавать,
То идем мы все на пляж.
Если мы не можем плавать,
То ложимся на матрац.
(После улучшения другой командой:
Если мы хотим поплавать,
То всегда идем на пляж.
Если не умеем плавать,
То ложимся на матрац.
Если сдулся наш матрац,
Мы кричим: «Спасите нас!»)
Другая команда сочинила так:
Ты не плавай далеко.
Там, быть может, глубоко.
Если заплыла туда,
Выбирайся ты сама.
Стихи остальных команд были, конечно, не
столь удачные, но тоже на тему.
Если ты не знаешь места,
Прыгать в воду не спеши.
Посмотри сначала в воду,
Может там коряга быть.
Ты не знаешь, что там будет:
Может, бочка или гвоздь.
(А по мне так очень даже здорово! Спасибо,
что не постеснялись прислать «не столь удачные»,
на ваш взгляд, варианты. – Прим. ред.)
Не ныряй и не купайся
В незнакомом месте.
Посмотри сначала в воду:
Что находится в воде?
После этого урока – представьте! – дети
стали приносить мне свои стихи.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|