РЕЖИССУРА УРОКА
ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ
О чем бы мы ни толковали, вы, как
читатели, имеете полное право нам не верить. Тем
более первого апреля. Ведь оно – «никому не
веря»!
А вот мы, как самые последние дураки, верим. Верим
в то, что наша дидактическая ахинея кому-то нужна.
И продолжаем сочинять, собирать ее по крупицам,
радоваться каждой находке – и вашей, и нашей.
Вот и сегодняшний букет сюжетов нам, например,
нравится. И руки чешутся самим выполнить все
задания. И мы, конечно, надеемся на ваши письма с
очередными рассказами о том, что же получилось у
вас... Ведь впереди – целая четверть, и в любой
день, не только первого апреля, можно
повеселиться, похихикать, поразыгрывать друг
друга. И поделать те задания, что мы для вас тут
напридумывали.
Ну а если вы, пробегая по диагонали наш выпуск,
хотя бы просто улыбнетесь – и то хорошо. А там,
глядишь, и на стенку в классе скотчем прилепите:
пусть ученики на переменке читают и тоже
улыбаются.
Так у кого же вся спина белая?
Оказывается, есть учителя, которые не
прочь
разыграть доверчивых учеников
Подложить Марьиванне кнопку на стул,
намазать мылом доску – эти милые сердцу любого
школьника шутки-пакости давно уже стали чуть ли
не частью школьной программы. Как и следующая за
этим явка к директору и разговоры с родителями.
Между тем у учителей свои методы. При этом куда
более изощренные, да и возможностей для
розыгрышей и шуток у педагогов куда больше.
Счастливый билет
Зачет по физике в одиннадцатом
классе школы № 2 города Луги. В целях подготовки
учеников к грядущим экзаменам проводится он по
всем правилам – с вытягиванием билетов и
подготовкой за отдельным столом. Ученики один за
другим вытаскивают билеты: первый закон
термодинамики, второй закон, основы оптики... И
вдруг ученик Вася вытаскивает билет с
единственным словом – «счастливчик».
– Это что? – спрашивает он удивленно.
– А это, Вася, счастливый билет. То есть ты можешь
рассказывать о чем хочешь, – улыбается
учительница.
– Любую-любую тему можно брать? – уточняет Вася с
замирающим сердцем, не веря своему счастью.
– Я же говорю, рассказывай все, что хочешь, –
повторяет учительница.
Вася морщит лоб, вспоминает, что знает лучше
всего, пыхтит над листочком, воспроизводит все
формулы и графики и получает пятерку. «Вот так
повезло!» – думает он и садится на место.
Потом еще несколько учеников вытягивают теперь
уже вожделенного «счастливчика» и разливаются
соловьями о законе Бойля–Мариотта и броуновском
движении – кому что нравится.
После окончания зачета, огласив оценки (все
счастливчики, естественно, получают пятерки),
учительница говорит:
– Все молодцы, отвечали отлично, но скажите мне:
почему, вытягивая «счастливчика», вы выбирали
темы из курса физики? Разве я не сказала, что
можно рассказывать о чем хотите?
Класс, уже успевший обзавидоваться везунчикам,
замирает в недоумении. Вася, вытянувший
загадочный билет первым, неуверенно спрашивает:
– То есть я мог и стихи рассказывать?..
– И стихи, Вася, и анекдот – что угодно. Ты бы все
равно получил пятерку – иначе какой же это
счастливый билет?!
Тут Вася и другие счастливчики понимают, как они
лоханулись, а остальные одноклассники тихо
ухмыляются. Наверняка в следующий раз ученики
будут куда внимательнее относиться к тому, что им
говорят.
Тяжелое детство Марецкого
Часто шутки, подкрепленные учительским
авторитетом, бывают не то чтобы жестокими, но
достаточно суровыми. Впрочем, ученики чаще всего
сами виноваты в том, что учителя, будучи не в
состоянии воздействовать на них обычными
способами, одобренными мировой педагогикой,
придумывают свои – куда более радикальные.
Так, Людмила Сергеевна, учительница русского
языка и литературы школы № 6 города Луги, очень
расстраивалась, что десятиклассники мало читают.
Перед весенними каникулами она спросила класс:
– Хотите до конца года не писать больше
сочинений?
Класс выразил сдержанный – из вежливости –
энтузиазм.
– Тогда на каникулах найдите и прочитайте книжку
Ивана Никишина «Детство Марецкого». В ней
рассказывается о мальчике, чьи родители сильно
поссорились и развелись, и мальчику приходилось
по нескольку месяцев жить у них поочередно. Там
идет речь о его отношениях с одноклассниками в
двух школах; обычные, в общем, ситуации, вы с
такими сталкиваетесь все время: стычки с
хулиганами, первая любовь и еще что-то в том же
духе; об отношениях с родителями: мальчик
пытается их помирить, но в какой-то момент
отступает, смиряется с их разводом и даже
знакомится с папиной новой женой... Замечательная
повесть, как раз для подростков. Прочитайте и
напишите по ней небольшое эссе – что вы думаете о
герое, что сделали бы на его месте и так далее.
Десятиклассники согласились написать эссе по
интересной книжке и с тем разошлись на каникулы.
На первом же после каникул уроке литературы
Людмила Сергеевна собрала сочинения. В них
высказывались более или менее мудрые мысли о
разводе родителей, стычках с хулиганами, первой
любви и так далее, но все было как-то весьма
размыто и без подробностей. Что, впрочем,
неудивительно: ведь ученики писали свои
сочинения, опираясь исключительно на пересказ
Людмилы Сергеевны, поскольку даже тем из них, кто
обошел все городские библиотеки, книжку найти не
удалось. Может быть, потому, что на самом деле ее
не существовало.
Когда мистификация раскрылась, десятиклассники,
надо отдать им должное, не обиделись, но «Детство
Марецкого» стало в этой школе обиходным
выражением для обозначения каких-нибудь
невероятных выдумок, не имеющих ничего общего с
действительностью.
Почему молчит Валентина Ивановна?
Впрочем, «служебным положением» пользуются не
только словесники – у всех предметников есть
свои особые возможности.
Школа № 3 того же города. Десятиклассники
осторожно заходили в кабинет биологии: по слухам,
учительница – по совместительству их классная –
была очень недовольна плохо написанной
контрольной.
Когда они вошли, классная стояла за своим столом,
повернувшись к ним спиной и глядя в окно. Видимо,
она недавно пришла с улицы – не сняла еще ни
плаща, ни косынки. Размышляла, наверное, как
начать неприятный разговор.
Ученики тихонько расселись, достали учебники.
Классная не обращала на них внимания. Они
переговаривались шепотом, боясь разозлить
Валентину Ивановну еще сильнее.
Прозвенел звонок. Учительница его как будто не
слышала. Продолжала молча смотреть в окно.
Ученики переглядывались и тоже молчали. В классе
нарастало напряжение. О чем она так долго думает
и почему так угрожающе молчит? Может быть, дело не
в контрольной, может, какое-нибудь ЧП случилось?
Так прошло минут десять. Нервы десятиклассников
были уже на пределе, когда дверь в класс
открылась и вошла... Валентина Ивановна с
журналом и стопкой тетрадей.
– Прошу прощения, задержалась, – сухо сказала
она, на глазах у окаменевших учеников подошла к
столу, сложила на него свою ношу и, пробормотав:
«Похоже, все высохло», сняла косынку и плащ со
скелета, стоящего у окна.
Слегка преувеличил
Вообще учительские шутки сильно зависят от
преподаваемых шутниками предметов. Один
физкультурник, например, объявлял в начале
учебного года список нормативов, которые
следовало сдать, – там фигурировали несколько
тысяч отжиманий и подтягиваний,
пятидесятикилометровые пробежки и прыжки в
длину на сто метров...
Шокировав несчастных школьников жуткими цифрами
и вселив в них уверенность, что уж в этом-то году
они точно погибнут в спортзале, потом он просто-напросто
фиксировал в специальной тетрадке отжимания и
пробежки, выполненные ими на каждом уроке,
суммировал их и таким образом в конце года все
без особого напряжения достигали высчитанных
заранее результатов.
По материалам журнала «Факел»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|