КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КАКИЕ БЫВАЮТ МУЗЕИ
Мировые шедевры, бронзовые
Наполеоны и натуральные грибы
Чего только не выставляют напоказ
МИКЕЛАНДЖЕЛО. “СКОРЧИВШИЙСЯ
МАЛЬЧИК”. ЭРМИТАЖ
При слове «музей» у большинства из нас
возникает знакомая с детства картина: залы и
комнаты, заполненные различными экспонатами, на
стенах какие-то приборы, градусники. Старинные
кресла и диваны перетянуты шнуром, чтобы на них
невзначай не сел утомившийся посетитель. И еще
непременные старушки-смотрительницы, борющиеся
с дремотой на своих далеко не музейных стульях.
В музеях знаменитых – толпы туристов, сквозь
которые трудно пробиться, чтобы увидеть то, ради
чего вы сюда пришли. Перекликающиеся голоса
экскурсоводов. Скучающие лица тех, кто здесь ради
галочки. Невозможность сосредоточиться,
постоять у понравившегося экспоната. Подумать.
Пережить соприкосновение с тайной чужой жизни,
уже исчезнувшей в водовороте бытия. Испытать
потрясение при виде великого шедевра, как это
было, когда в Москву привезли Джоконду Леонардо
де Винчи.
Наоборот, в маленьких незнаменитых домах-музеях
– тишина, пустота. Уединенность, заброшенность
среди шумного, занятого сегодняшней суетой
города. Опущены шторы на окнах, действительность
отсечена, и прежний быт, слишком демонстративно
упорядоченный, то ли затягивает вас, то ли от вас
отстраняется.
Музеи бывают, разумеется, разные. Очень разные.
Непредсказуемые. Не только связанные с
искусством или наукой, с жизнью великих гениев
человечества или его наидостойнейших граждан. И
не только такие, где хранятся коллекции
особенные, причудливые, вроде музея чертей,
который я когда-то видела в Каунасе. Или
коллекция бронзовых Наполеонов в каком-то (уже не
помню в каком) музее Гаваны: император во всех
видах, в ошеломляющем количестве. Фантасмагория.
Похожая на ту, что можно было наблюдать в
советских сувенирных магазинах, когда по случаю
юбилея вождя возникло перепроизводство
ленинских бюстов, и они нелепо и страшно
толпились на полках.
Слово «музей», в переводе с древнегреческого
означающее «храм муз», давно уже утратило
первоначальное содержание. Сегодня выставить
напоказ можно все. И всегда найдутся
экстравагантные коллекционеры, всю жизнь
фанатично собирающие что-то для них интересное. И
обязательно появятся любопытные, которые
захотят посмотреть и на уродов, заспиртованных в
банках, и на восковые фигуры знаменитостей, и на
скелеты доисторических ящуров, и на чучела птиц,
порхающих в ближайших лесах. Все интересно:
жестокость средневековых орудий пыток и
бесхитростность детских игрушек, собрание
непреходящих художественных ценностей и
случайных, но обаятельных пустяков.
Страсть смотреть на диковинное и на банальное, но
выставленное для обозрения, – наше врожденное
свойство. Человек едва ли не самое любопытное
существо в мире живой природы. Современные музеи,
и большие и маленькие, существуют за счет этой
нашей слабости. Или силы – как посмотреть.
Но разнообразие и разноуровневость сегодняшнего
музейного дела, выход его за рамки классических
экспозиций прошлого – не главная примета
новейшего времени. Суть происходящих процессов в
ином: в стирании граней между многими видами
гуманитарной деятельности, в переплетении,
прорастании, в стремлении быть всем сразу, в
содружестве всех со всеми. Современнейшие
кинотеатры, когда-то до убожества аскетичные,
занятые лишь регулированием потоков зрителей,
теперь щеголяют комфортом и манят соблазнами.
Сюда можно прийти на целый день всей семьей, и
каждому найдется занятие, кроме просмотра
фильма, а сам фильм не всегда уже основная цель
для собравшейся в кинодоме публики.
Иначе работают теперь и музеи.
Из учреждений, призванных создавать и менять
экспозиции, а в своих тайных глубинах вести
кропотливую работу архивариусов, что-то
отыскивать, изучать и беречь, они все
стремительнее превращаются в живые, влиятельные,
разносторонние учреждения культуры. Они готовы
предоставить жителям города самое широкое
пространство для гуманитарного общения. Музеи
становятся местами для встреч по интересам и
встреч просто, театральными площадками,
читальными залами, дискуссионными клубами. Они
не только напоминают о прошлом, но все активнее
влияют на будущее, становясь учебными классами. И
диапазон тут поистине безграничен. В Чикаго, в
тамошней знаменитой картинной галерее, я увидела
совсем еще малышей, сидящих на подушечках против
одного из живописных шедевров. Старая
дама-учительница что-то им объясняла.
Прислушавшись, я поняла: они не просто слушают ее
рассказ о картине, но… играют в нее, как в
игрушку. В воображении убирают или переставляют
фигуры, меняют цветовые оттенки и таким образом
как бы входят внутрь замысла художника, учатся
понимать и ценить не только сам результат, но и
технику его возникновения.
А в маленьком (нашем уже) городке осенью я попала
в крохотную и, разумеется, совсем небогатую
выдающимися полотнами картинную галерею. Меня
привлекла оживленная толпа у входа. Оказалось,
здесь устроили выставку… грибов. Каждый
горожанин мог прийти сюда со своей особенной
находкой. И люди, много лет ходившие друг мимо
друга по улицам, будто впервые знакомились. И
радовались знакомству. Я никогда бы не поверила,
что такая простая грибная затея может смягчить
(пусть ненадолго) синдром урбанистической
замкнутости.
Примеров можно приводить бесконечное множество.
Музеи повсеместно меняются. Но мы в массе своей
не слишком интересуемся этими переменами. Их
становится все больше и больше –
государственных, частных, совсем домашних. Но мы
порой просто не знаем о них.
И потому, на мой взгляд, новая рубрика «Какие
бывают музеи» или какая-либо иная, но на ту же
тему вполне актуальна. Надеюсь, она приживется в
«Культурной газете».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|