ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Лев ГУДКОВ,
доктор философских наук
Общественная примитивизация
В новых условиях посттоталитарного
существования логично было бы ожидать
постоянного усложнения общественной жизни,
более разнообразной, предоставляющей выбор во
многих прежде недоступных сферах. Тем не менее
известный социолог фиксирует обратное:
политическая и общественная жизнь становится
все упрощеннее и примитивнее
Мои коллеги уже не раз писали о
«дегенерации политической сцены», о слабости
российской интеллектуальной и культурной элиты,
оказавшейся не в состоянии ни осмыслить
происходящие процессы, ни задать новые
ценностные ориентиры и цели. Особенно заметно
все это стало после начала чеченской войны.
Практически исчезло политическое многообразие,
резко сузился спектр программных выступлений
различных партий и политиков. Президентская
команда провозгласила своей главной задачей
лишь укрепление государственной власти как
таковой, то есть самообеспечение новой
номенклатурной клики, и общество приняло это, а
политики поторопились присоединиться к такой
программе. Все это свидетельствует о крайней
пассивности и неразвитости гражданского
общества, о том, что до сих пор нет институтов,
которые позволили бы артикулировать групповые
интересы, нет механизмов такой артикуляции.
В принципе такими механизмами могли бы стать
деятельность депутатов или средств массовой
информации, а также клубы, специальная пресса и
литература – все это могло бы стать ареной, на
которой разворачивались бы публичные дискуссии,
а в них – упорядочивались, осмыслялись значимые
для общества проблемы. Однако в большинстве
своем ни СМИ, ни депутаты такой роли на себя не
берут, да и нет у них требуемых для этого ресурсов
и компетенции. Депутаты фактически стали
лоббистами отраслевых или региональных
корпораций, а телевидение и печать транслируют
кулуарные интриги различных групп влияния.
Подавляющее большинство наших собеседников в
опросах утверждали, что не имеют возможности
контролировать или как-то влиять на решения,
принимаемые властью («имеют такую возможность»
только 10%), причем, чем выше уровень образования,
доход, запросы, тем сильнее ощущение отчуждения
от власти (в группах с высоким образованием и
высокими доходами, среди руководителей и
специалистов – 93%), хотя необходимость такого
контроля признают три четверти опрошенных.
Вместе с тем более половины наших собеседников
полагают, что люди, стоящие у власти, озабочены
только своим материальным и карьерным
благополучием; по мнению 23% – это «честные, но
слабые или некомпетентные люди», и только каждый
десятый уверен, что нынешнее правительство –
«хорошая команда, ведущая страну правильным
курсом».
Условное (полное или частичное) доверие
сохраняется прежде всего к институциям
социально наиболее простым и даже архаическим по
своей структуре и традиционным символам, никак
не связанным с современными процессами и
ценностями: армии, госбезопасности и церкви. Те
же институты, которые должны, по сути,
обеспечивать жизнь гражданского общества: суд,
прокуратура, милиция, профсоюзы, – находятся за
чертой общественного доверия. Можно сказать, что
гипертрофированное доверие к президенту – это
перевернутое недоверие к остальным общественным
структурам, инстанциям и публичным фигурам.
Программный тупик, отсутствие в стране
позитивных идей и целей реального социального
изменения вынуждает власть к провоцированию все
новых и новых витков экстренной мобилизации.
Последняя была связана с войной в Чечне, когда на
основе ксенофобии и страха за собственную
безопасность люди объединяются в поддержке
нового лидера, в надежде на него. В результате
таких волн всеобщей мобилизации не появляются
новые институты, способные организовать жизнь на
новых рациональных основаниях, но складывается
своеобразная дезориентированная масса, которая
консолидируется не вокруг некоего комплекса
идей, а вокруг псевдохаризматического лидера.
В упрощении социального пространства есть
определенная логика и своя энергетика. Процесс
питается напряжением в общественном сознании,
которое вызвано разрывом между государственными
и общественными институтами, с одной стороны, и
сферой повседневности, частного существования –
с другой. У властных государственных и
государственно-экономических корпораций и
обыкновенных людей разные и цели, и способы
обосновывать смысл своих действий. Первые лучше
организованы и рассматривают сферу
повседневности, частной жизни как собственный
ресурс. Вторые, напротив, вынуждены воспринимать
нормы этих корпораций как внешние рамки своего
поведения, примеряясь к ним, иногда используя в
своих нуждах, но не контролируя их. Тут главная
проблема – в отсутствии общих точек
согласования интересов партнеров.
На протяжении последних четырех – шести лет,
когда мы спрашивали россиян о степени их доверия
к ведущим политикам, позиции «никто не вызывает
доверия» и «нет таких политиков» привлекали
свыше четверти опрошенных. Если в конце 80-х –
начале 90-х годов большинство считало
предоставление всей полноты власти президенту
или генеральному секретарю крайне опасным, то
сегодня свыше 60% наших собеседников считают, что
«проблемы, стоящие перед Россией, можно решить
только путем сосредоточения власти в одних
руках».
Такой трансформации политического пространства
вполне соответствует распространенное
представление об обществе как о чисто
электоральной массе населения, лишенной
собственных интересов и сил самоорганизации,
пластичном материале, из которого можно
создавать любые требуемые власти композиции.
Дополняет его очередная демонизированная фигура
«пиаровца» – специалиста по манипулированию
общественным мнением. Политическая и – шире –
общественная ситуация стала такой, что проблемы
ценностей, целей, альтернативных программ
развития сменились рабочими вопросами удержания
власти в собственных руках задачами
политтехнологии. В результате в общественном
мнении сложились механизмы упрощения сложных
политических представлений, что обеспечивает
известную устойчивость массовых реакций.
Российским средним классом стали в основном
промышленные квалифицированные рабочие, и это не
случайно. Рабочие крупных государственных
предприятий ближе других к средним показателям
по стране. Среднее специальное образование,
доходы, двухкомнатная квартира, шесть соток и
летний щитовой домик на садовом участке, в лучшем
случае – «Жигули» или «Москвич» – таков
полупринудительный ассортимент благополучия
при одобряемом поведении трезвого,
хозяйственного, работящего «мужика». Фабрика –
своего рода модель социума в советском и
постсоветском сознании, и отношения внутри ее
образуют модуль человеческих отношений и связей
в социуме.
Доминирование подобной модели в российском
массовом сознании – верный признак того, что
модернизация систематически блокируется, что
дифференциация общества в соответствии с
собственными усилиями, образованием,
инициативой, наследством отторгается
большинством. Такая модель человека сама по себе
– один из способов подавления разнообразия и
потенциала образования элит. Более того, именно
она создает внутренние неосознанные напряжения
в обществе, феномены социальной зависти,
двойственности и лицемерия.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|