ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Колонка редактора
Человек всю жизнь лечил
людей. Богатые ему, как и было тогда положено,
платили, бедных он лечил бесплатно, да еще и
помогал чем мог. Все знали, что делал он свое дело,
не щадя себя и на совесть. Когда он умер,
провожать его пришла вся Москва, и движение на
улицах остановила нескончаемая процессия, и
звонили церковные колокола. Он совсем не
интересовался политикой. Он только лечил людей.
Его звали доктор Гааз.
Другой человек много лет позже стал большим
ученым, кругом засекреченным – и вдруг вступил в
пререкания с властью. Не по поводу квартиры или
должности, а по поводу свободы и благополучия
своих сограждан. Наивный человек, он требовал от
политиков, чтобы те прекратили врать, убивать,
держать людей в бесправии и нищете, нагнетать
угрозу новой войны. И такова была сила его
наивной убежденности в принципах свободы и
добра, что никто не смог ничего с ним поделать.
Его голос услышали многие, и когда он умер,
очередь, чтобы с ним попрощаться, стояла дни
напролет через пол-Москвы, и не работало
несколько станций метро...
Его звали академик Сахаров.
Третий, тоже академик, в пререкания с властями
особо не вступал, хотя отсидел свое в лагере и был
известен демократическими убеждениями. Просто
политика как таковая не слишком его
интересовала. Но однажды он написал письмо
президенту: надо похоронить останки царя Николая
II и его семьи, не по-божески было бы решить иначе.
И президент, в свое время сровнявший с землей дом,
в подвале которого расстреляли этого самого
царя, не посмел ослушаться академика-филолога,
моральная репутация которого была не просто
безупречной – эталонной.
Его звали академик Лихачев.
А теперь спросим: если завтра случится нечто
серьезное, важное для морального состояния
нации, чей голос станет голосом общества,
которого нельзя ослушаться?
Специалисты горестно констатируют: нет сегодня
таких моральных авторитетов, которые были бы
бесспорны для многих.
Картина не меняется уже несколько лет подряд: на
вопрос, «делать жизнь с кого» стараетесь лично
вы, даже самые молодые называют исключительно
президента Путина – президент набирает под
тридцать процентов голосов, потом провал, потом
на четырех – шести процентах появляются опять
политики: для кого – Жириновский, для кого –
Немцов. Социолог Леонид Седов называет и другие
имена, но право, не слишком серьезно измерять
глубину морального авторитета человека,
которого признает таковым исчезающе малое число
опрошенных, много меньше вполне возможной
статистической погрешности.
Но политики, чиновники и президенты очень редко
могут служить моральным образцом для общества, у
них вообще-то другая работа. И если их по
совместительству таковыми авторитетами
назначает общественное мнение, значит, что-то
неладно с самим обществом. Значит, нарушен
механизм выработки и трансляции моральных
образцов и правил.
Судя по исследованию С.Климовой, на уровне
повседневной жизни этот механизм, слава Богу,
работает: моральным авторитетом наделяют как раз
тех, кого надо – маму и папу, учителей, врачей и
любых людей, готовых бескорыстно помогать
ближнему и дальнему, поддержать, защитить того,
кто в этом нуждается.
А вот в общероссийском масштабе – что-то
пустовато на этой сцене. Может, на ней и вовсе не
осталось ни одного подобного персонажа.
Грустно, господа…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|