ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ
Неожиданно в учительской возникает
разговор:
– Март кончается, вы куда отправляетесь в
четвертой четверти?
А летом?
Странно, но факт: школьные биологи, географы и
даже историки весной просыпаются, как природа.
Нам уже не сидится в четырех стенах, мы готовы
схватить в охапку своих воспитанников и лететь,
шагать, плыть, бежать навстречу новым
приключениям. Но услуги туристических фирм нас,
как правило, не устраивают. Может быть, это и
хорошо – обстоятельства дают нам шанс сделать
образовательное путешествие проектной работой
самих учеников, а заодно подумать, какие принципы
лежат в его основании, как это сделала бывалый
путешественник Елена Казакова, директор школы из
Павловска.
Мы, учителя, – увлекающиеся люди, и как знать, кто
из нас завтра, рассказывая о кругосветке
Магеллана, вдруг неожиданно для себя и ребят
произнесет: «Ребята, а не махнуть ли и нам?..»
Елена КАЗАКОВА,
директор частной школы
им. А.М.Горчакова в
г. Павловске
У каждой дороги – свой этикет
О чем нужно помнить, когда идешь по ней
вместе с детьми
Не думаю, что после Руссо и Коменского
необходимо приводить дополнительные аргументы в
пользу путешествий как компонента образования
школьников.
Однако потребность педагогов и детей в
путешествиях, увы, практически не обеспечена
никакими серьезными предложениями ни со стороны
туристических фирм, ни со стороны
образовательных учреждений. По крайней мере нам
в наших бесконечных поисках партнера, который
ясно представлял бы, как путешествовать с детьми,
чтобы каждая минута оказалась насыщенной
образовательным смыслом, такового пока найти не
удалось. После одной из поездок мы поняли:
путешествие надо проектировать самим,
высчитывая каждое мгновение и настойчиво
убеждая фирму-партнера попытаться осуществить
нашу идею.
Впервые нам это удалось в Карелии, затем на Урале.
Было бы, кстати, неплохо обменяться координатами
таких туристических организаций, которые умеют
или хотя бы стараются строить самостоятельные
образовательные проекты для детей.
А принципы следующие:
В основании путешествия должен лежать образ,
отталкиваясь от которого можно ткать полотно
приключений и открытий. У нас такими были
«Путешествие аргонавтов» (Греция); «На поиски
малахитовой шкатулки» (уральская экспедиция);
«По пути «Калевалы»» (Карелия). Один из
органичных способов построения путешествия –
опора на литературный первоисточник, в котором
воспевается тот край, куда предстоит попасть
ребятам и учителям.
Очевидно и другое: путешествие должно быть
организовано так, чтобы дети ощущали себя
участниками настоящей серьезной экспедиции.
Ясное задание, распределение задач между
группами исполнителей, отбор методов исполнения,
определение способа фиксации результата,
договоренность о форме окончательного
представления отчета.
Путешествие – это интеграция нескольких
образовательных пространств: исторического,
культурного, природного, социального,
промышленного, кулинарного наконец... А это
значит, что путешествие лучше проектировать
нескольким педагогам в содружестве.
Путешествие – это испытание на выносливость,
причем не только физическую. Например, нужно
много общаться. Не воспользоваться этим
естественным испытанием нельзя, но к нему и себя,
и детей необходимо готовить.
У любого путешествия есть свой этикет,
обусловленный задачами выстраивания отношений с
теми людьми, которые в той или иной мере
причастны к его организации. Это опять же
дополнительный аспект педагогического внимания.
В любом путешествии будут дети, для которых те
или иные события пути окажутся невыносимо
сложными, и стоит заранее продумать возможные
способы помощи им.
Готовясь к путешествию вместе с ребятами, очень
важно предупредить их, что новыми могут
оказаться не только ответы на проблемные
вопросы, которые зададут себе взрослые и дети;
новыми могут стать те или иные черты личности,
проявившиеся в друге или в себе самом.
Мы не верим в путешествие, в котором не возникает
сопровождающая его мелодия – это может быть
песня, это может быть танец, но это должна быть
мелодичная основа, на которую нанизываются
впечатления. Мы не верим в путешествие, из
которого не хочется привезти что-то для школы.
Лично мы всюду покупаем картины для нашей
школьной картинной галереи.
И последнее. Взрослые, строя путешествие для
детей, не должны забывать о том, что увлечь
чем-либо может только заинтересованный взрослый.
Именно поэтому, составляя образовательный
маршрут, мы думаем и о том, чтобы на нем
встретились открытия и для нас, учителей.
Одно из важнейших открытий, которое могут
сделать дети в путешествии, – это открытие в себе
умения переживать радость от увиденного,
услышанного, «унюханного», «ущупанного».
Думается, именно в этом и заключается смысл
эффективного образовательного путешествия – во
взаимном эмоциональном переживании взрослых и
детей под мелодию, навеянную литературным
образом, обогащенную ощущениями реальности,
которая не разбивается на отдельные фрагменты, а
предстает перед ребенком в виде мира, полного
чудес и приключений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|