Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 
 

Неожиданно в учительской возникает разговор:
– Март кончается, вы куда отправляетесь в четвертой четверти?
А летом?
Странно, но факт: школьные биологи, географы и даже историки весной просыпаются, как природа. Нам уже не сидится в четырех стенах, мы готовы схватить в охапку своих воспитанников и лететь, шагать, плыть, бежать навстречу новым приключениям. Но услуги туристических фирм нас, как правило, не устраивают. Может быть, это и хорошо – обстоятельства дают нам шанс сделать образовательное путешествие проектной работой самих учеников, а заодно подумать, какие принципы лежат в его основании, как это сделала бывалый путешественник Елена Казакова, директор школы из Павловска.
Мы, учителя, – увлекающиеся люди, и как знать, кто из нас завтра, рассказывая о кругосветке Магеллана, вдруг неожиданно для себя и ребят произнесет: «Ребята, а не махнуть ли и нам?..»
Елена КАЗАКОВА,
директор частной школы
им. А.М.Горчакова в
г. Павловске

У каждой дороги – свой этикет

О чем нужно помнить, когда идешь по ней вместе с детьми

Не думаю, что после Руссо и Коменского необходимо приводить дополнительные аргументы в пользу путешествий как компонента образования школьников.
Однако потребность педагогов и детей в путешествиях, увы, практически не обеспечена никакими серьезными предложениями ни со стороны туристических фирм, ни со стороны образовательных учреждений. По крайней мере нам в наших бесконечных поисках партнера, который ясно представлял бы, как путешествовать с детьми, чтобы каждая минута оказалась насыщенной образовательным смыслом, такового пока найти не удалось. После одной из поездок мы поняли: путешествие надо проектировать самим, высчитывая каждое мгновение и настойчиво убеждая фирму-партнера попытаться осуществить нашу идею.
Впервые нам это удалось в Карелии, затем на Урале. Было бы, кстати, неплохо обменяться координатами таких туристических организаций, которые умеют или хотя бы стараются строить самостоятельные образовательные проекты для детей.
А принципы следующие:
В основании путешествия должен лежать образ, отталкиваясь от которого можно ткать полотно приключений и открытий. У нас такими были «Путешествие аргонавтов» (Греция); «На поиски малахитовой шкатулки» (уральская экспедиция); «По пути «Калевалы»» (Карелия). Один из органичных способов построения путешествия – опора на литературный первоисточник, в котором воспевается тот край, куда предстоит попасть ребятам и учителям.
Очевидно и другое: путешествие должно быть организовано так, чтобы дети ощущали себя участниками настоящей серьезной экспедиции. Ясное задание, распределение задач между группами исполнителей, отбор методов исполнения, определение способа фиксации результата, договоренность о форме окончательного представления отчета.
Путешествие – это интеграция нескольких образовательных пространств: исторического, культурного, природного, социального, промышленного, кулинарного наконец... А это значит, что путешествие лучше проектировать нескольким педагогам в содружестве.
Путешествие – это испытание на выносливость, причем не только физическую. Например, нужно много общаться. Не воспользоваться этим естественным испытанием нельзя, но к нему и себя, и детей необходимо готовить.
У любого путешествия есть свой этикет, обусловленный задачами выстраивания отношений с теми людьми, которые в той или иной мере причастны к его организации. Это опять же дополнительный аспект педагогического внимания.
В любом путешествии будут дети, для которых те или иные события пути окажутся невыносимо сложными, и стоит заранее продумать возможные способы помощи им.
Готовясь к путешествию вместе с ребятами, очень важно предупредить их, что новыми могут оказаться не только ответы на проблемные вопросы, которые зададут себе взрослые и дети; новыми могут стать те или иные черты личности, проявившиеся в друге или в себе самом.
Мы не верим в путешествие, в котором не возникает сопровождающая его мелодия – это может быть песня, это может быть танец, но это должна быть мелодичная основа, на которую нанизываются впечатления. Мы не верим в путешествие, из которого не хочется привезти что-то для школы. Лично мы всюду покупаем картины для нашей школьной картинной галереи.
И последнее. Взрослые, строя путешествие для детей, не должны забывать о том, что увлечь чем-либо может только заинтересованный взрослый. Именно поэтому, составляя образовательный маршрут, мы думаем и о том, чтобы на нем встретились открытия и для нас, учителей.
Одно из важнейших открытий, которое могут сделать дети в путешествии, – это открытие в себе умения переживать радость от увиденного, услышанного, «унюханного», «ущупанного».
Думается, именно в этом и заключается смысл эффективного образовательного путешествия – во взаимном эмоциональном переживании взрослых и детей под мелодию, навеянную литературным образом, обогащенную ощущениями реальности, которая не разбивается на отдельные фрагменты, а предстает перед ребенком в виде мира, полного чудес и приключений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru