КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Что мы делаем на уроке: открываем
знания или объясняем тему?
Звуковые отрезки и танцевальные ритмы
Начнем с того, что у человека есть два
основных способа понимания окружающего мира.
Первый способ – непосредственное понимание. Оно
возникает, когда наше внимание концентрируется
на каком-либо явлении. Другая данная человеку
возможность понимать – опосредованное
понимание, то есть понимание посредством знаков
языка, описывающего и объясняющего явление.
В каждом учебном предмете можно с определенной
долей условности выделить реальные явления и
процессы, которые этот предмет изучает, и
специфический язык предмета, с помощью которого
эта реальность описывается.
Учителя, которые создают собственные методики,
направленные на углубление понимания предмета,
как правило, стремятся опираться в равной мере
как на способность непосредственного понимания,
так и на понимание посредством знаков. Те же, кто
работает в рамках традиционной методики, как
правило, в большей степени ориентированы на
усвоение предметных дефиниций.
Первых отличает то, что они стараются создавать
на уроках ситуации, побуждающие детей включать в
работу воображение, способность визуализировать
знакомые вещи, сюжеты и творить из них новые
истории.
Тогда как представителей вербальной педагогики
можно распознать по ряду бесконечных: что такое...
мощность, цивилизация, композиция, меридиан?.. При
этом все педагогические средства – приведение
примеров, использование наглядных пособий,
демонстрация опытов – направлены на то, чтобы
ребенок правильно воспроизвел очередное
определение или формулу. И он воспроизводит, но
часто лишь на уровне логической связки значений.
Это хорошо иллюстрирует эксперимент, который
однажды провели авторы системы развивающего
обучения Эльконин – Давыдов. Они задавали
ученикам один и тот же вопрос: какую форму имеет
Земля, а затем просили изобразить Землю на
рисунке. И выяснилось, что фактически все ученики
знают: Земля имеет форму сферы. Но когда ребята
нарисовали, как они представляют Землю,
получились самые невероятные картины. Например,
один ученик нарисовал две разъединенные
половинки сферы, а между ними – пустое
пространство. На нижнюю половинку он поселил
людей, а на верхнюю поместил Солнце и звезды.
Чтобы уйти от такого псевдопонимания, необходимо
позаботиться о насыщении опыта ученика
впечатлениями от непосредственного
«допонятийного» общения с предметной
реальностью.
Глубокое понимание всегда базируется на
непосредственном восприятии. Иными словами, мы
можем понять, что есть ритм, не потому, что это
«чередование звуковых отрезков одинаковой
длины», а потому, что мы двигаемся, танцуем под
музыку, вспоминаем детские считалки...
Понимание как интерпретация
Второй важный принцип состоит в
переходе от понимания как раскрытия общего для
всех смысла, якобы содержащегося в общепринятых
научных определениях, к пониманию как
интерпретации, порождению индивидуальных
смыслов.
Глубокое понимание всегда предполагает личную
интерпретацию.
Причем смысл нового знания вначале рождается «на
дознаковом уровне» интуитивного ощущения и
только потом вербализуется, и нередко ребенок
переопределяет явление не только своими словами,
но и затрагивая больше значимых аспектов, нежели
первоначальная формулировка учебника. Один из
критериев такого понимания состоит в том, что
осмысление нового понятия как бы проливает свет
на целую область учебного предмета, позволяет
увидеть в ней ранее непроницаемые для восприятия
связи.
Учителя, которые целенаправленно работают на
понимание, как правило, стимулируют и
поддерживают процесс смыслопорождения. Для
этого используются различные методы, например,
уроки в форме «открытия нового знания», когда
ученики сами, пытаясь справится с учебным
затруднением, самостоятельно выходят но новое
понятие или алгоритм. Подчеркнем, что
смыслопорождение не заканчивается после того,
как ученик познакомится с общепринятым научным
определением. Более того, существуют особые
педагогические приемы, позволяющие дать новый
импульс к смыслотворчеству на этом этапе.
Например, учителя московской Новой гуманитарной
школы используют для этого так называемый
перевод с русского на русский. То есть ученик
делает письменную работу, где он излагает суть
объяснения учебника иными словами.
Когда значимость индивидуальных ученических
интерпретаций не принимается в расчет,
осмысление может быть фактически полностью
подменено объяснением.
К сожалению, традиционные методики равнодушны к
индивидуальным смыслам знания, а новые подходы,
как правило, малоизвестны. Но интерес к ним
растет. И сегодня наш разговор пойдет об опыте
учителей, которые создают условия для того, чтобы
каждый ученик не учил застывшие в определениях
мысли, а мог собственным путем идти к новому
знанию, осмысливать и понимать мир.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|