Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Что мы делаем на уроке: открываем знания или объясняем тему?

Звуковые отрезки и танцевальные ритмы

Начнем с того, что у человека есть два основных способа понимания окружающего мира. Первый способ – непосредственное понимание. Оно возникает, когда наше внимание концентрируется на каком-либо явлении. Другая данная человеку возможность понимать – опосредованное понимание, то есть понимание посредством знаков языка, описывающего и объясняющего явление.
В каждом учебном предмете можно с определенной долей условности выделить реальные явления и процессы, которые этот предмет изучает, и специфический язык предмета, с помощью которого эта реальность описывается.
Учителя, которые создают собственные методики, направленные на углубление понимания предмета, как правило, стремятся опираться в равной мере как на способность непосредственного понимания, так и на понимание посредством знаков. Те же, кто работает в рамках традиционной методики, как правило, в большей степени ориентированы на усвоение предметных дефиниций.
Первых отличает то, что они стараются создавать на уроках ситуации, побуждающие детей включать в работу воображение, способность визуализировать знакомые вещи, сюжеты и творить из них новые истории.
Тогда как представителей вербальной педагогики можно распознать по ряду бесконечных: что такое... мощность, цивилизация, композиция, меридиан?.. При этом все педагогические средства – приведение примеров, использование наглядных пособий, демонстрация опытов – направлены на то, чтобы ребенок правильно воспроизвел очередное определение или формулу. И он воспроизводит, но часто лишь на уровне логической связки значений.
Это хорошо иллюстрирует эксперимент, который однажды провели авторы системы развивающего обучения Эльконин – Давыдов. Они задавали ученикам один и тот же вопрос: какую форму имеет Земля, а затем просили изобразить Землю на рисунке. И выяснилось, что фактически все ученики знают: Земля имеет форму сферы. Но когда ребята нарисовали, как они представляют Землю, получились самые невероятные картины. Например, один ученик нарисовал две разъединенные половинки сферы, а между ними – пустое пространство. На нижнюю половинку он поселил людей, а на верхнюю поместил Солнце и звезды.
Чтобы уйти от такого псевдопонимания, необходимо позаботиться о насыщении опыта ученика впечатлениями от непосредственного «допонятийного» общения с предметной реальностью.
Глубокое понимание всегда базируется на непосредственном восприятии. Иными словами, мы можем понять, что есть ритм, не потому, что это «чередование звуковых отрезков одинаковой длины», а потому, что мы двигаемся, танцуем под музыку, вспоминаем детские считалки...

Понимание как интерпретация

Второй важный принцип состоит в переходе от понимания как раскрытия общего для всех смысла, якобы содержащегося в общепринятых научных определениях, к пониманию как интерпретации, порождению индивидуальных смыслов.
Глубокое понимание всегда предполагает личную интерпретацию.
Причем смысл нового знания вначале рождается «на дознаковом уровне» интуитивного ощущения и только потом вербализуется, и нередко ребенок переопределяет явление не только своими словами, но и затрагивая больше значимых аспектов, нежели первоначальная формулировка учебника. Один из критериев такого понимания состоит в том, что осмысление нового понятия как бы проливает свет на целую область учебного предмета, позволяет увидеть в ней ранее непроницаемые для восприятия связи.
Учителя, которые целенаправленно работают на понимание, как правило, стимулируют и поддерживают процесс смыслопорождения. Для этого используются различные методы, например, уроки в форме «открытия нового знания», когда ученики сами, пытаясь справится с учебным затруднением, самостоятельно выходят но новое понятие или алгоритм. Подчеркнем, что смыслопорождение не заканчивается после того, как ученик познакомится с общепринятым научным определением. Более того, существуют особые педагогические приемы, позволяющие дать новый импульс к смыслотворчеству на этом этапе. Например, учителя московской Новой гуманитарной школы используют для этого так называемый перевод с русского на русский. То есть ученик делает письменную работу, где он излагает суть объяснения учебника иными словами.
Когда значимость индивидуальных ученических интерпретаций не принимается в расчет, осмысление может быть фактически полностью подменено объяснением.
К сожалению, традиционные методики равнодушны к индивидуальным смыслам знания, а новые подходы, как правило, малоизвестны. Но интерес к ним растет. И сегодня наш разговор пойдет об опыте учителей, которые создают условия для того, чтобы каждый ученик не учил застывшие в определениях мысли, а мог собственным путем идти к новому знанию, осмысливать и понимать мир.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru