КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Некоторое время тому назад мы начали
разговор о причинах непонимания детьми учебного
материала и каким образом можно это непонимание
преодолеть.
Мы пообещали, что в следующий раз расскажем о
конкретных методах и приемах, позволяющих
учителям выстроить обучение так, чтобы ученики
хорошо понимали предмет. И когда в редакции стали
собираться новые материалы педагогов, оказалось,
что в основе большинства эффективных способов
работы с пониманием лежат единые принципы.
Не надевая терминологических
очков…
Основы технологии коммуникативной
дидактики
Лев Толстой, обращаясь к учителям,
работающим по его «Азбуке», советовал:
«Сообщайте определение, правило, название только
тогда, когда ученик имеет столько сведений, что
сам в состоянии проверить общий вывод, – когда
общий вывод не затрудняет, а облегчает его».
Выстраивая технологию коммуникативной
дидактики, мы не только следовали этому принципу
Льва Николаевича, но даже усилили его, вообще
отказавшись в начальной школе от общепринятых
номинаций, тем самым предоставляя ребенку право
и возможность самостоятельно называть, скажем,
явления художественного текста.
Почему считалки печатают в столбик
Вначале мы работаем с простыми жанрами,
в которых каждый элемент художественного языка
представлен изолированно. В считалках это метр, в
скороговорках – звуковой повтор, в загадках –
метафора.
К примеру, можно спросить детей: как вы
считаетесь? Обычно ребята отвечают: по словам, по
слогам... Тогда мы начинаем проверять эти
предположения, и выясняется, что в некоторых
случаях принцип считания по слогам может
нарушиться, считаться по слогам тоже не всегда
получается. Мы выбираем среди них какое-нибудь
простое выражение, предположим, «стакан, лимон,
выйди вон», и начинаем его исследовать: на
сколько человек разделилась эта считалка, какие
в ней получились куски, обнаруживаем, что во всех
кусочках одинаковое количество слов и ударение
идет равномерно... То есть мы, можно сказать,
добываем стопу из опыта детей, не определяя ее
пока. Наши ученики знакомятся с научной
терминологией уже в средней школе, будучи хорошо
подготовленными к постижению сути общепринятых
дефиниций.
Когда готового названия для нового явления нет,
ребенок, как правило, придумывает его
самостоятельно. Причем для своих номинаций дети
выбирают не случайные слова, а такие, которые
указывают на что-то существенное в данном
явлении. Так, про считалки, состоящие из набора
непонятных, бессмысленных слов, как «эки, бэки,
реки, паки...», одна девочка сказала: «Это не
считалки, а погремушки какие-то».
Иногда бывает так, что учитель не понимает смысл
суждения ученика. Тогда мы рекомендуем спросить
об этом у других детей. И через перетолковывание
образ начинает проясняться, становится объемным
и своим для всего класса.
«Ребята, как вы думаете, почему Наташа назвала
эти считалки погремушками?» Кто-то скажет, что
погремушка, так же как и считалка, «ничего не
изображает, а только шумит. Это же не кукла».
Другой ребенок назовет язык считалки заумным,
третий – тарабарским...
Когда дети не соглашаются друг с другом, мы
говорим: «Сережа, как ты считаешь, почему Андрей
думает так? Ты, возможно, думаешь по-другому, но
попробуй найти основания для его позиции». Важно,
чтобы диалог не переходил в спор, не сводился к
отстаиванию собственного мнения.
Наименования явлений художественного текста,
возникшие в детской речи и имеющие внятную для
ребенка образную основу, условно мы назвали
квазитерминами. Некоторые из квазитерминов
приживаются в детском коллективе, составляя его
«птичий язык». Например, в первом классе у наших
учеников вошел в обиход квазитермин «перерыв».
Этим словом ребята назвали отмеченную рифмой
паузу, понижение тона в конце считалки. Именно
из-за перерыва, по мнению первоклассников, в
книгах считалки печатают в столбик, как
стихотворение, а не в строку.
Куст Коллоди и дерево Толстого
Близкое знакомство с художественными
приемами и жанрами обогащает мышление детей, и
уже начиная со второго класса наши ученики
оказываются способными создавать то, что мы
называем развернутыми образами. Это яркие
метафорические характеристики, ухватывающие
общие закономерности конкретного произведения и
интерпретирующие их.
Так, чтение второклассниками двух знаменитых
детских книг – «Пиноккио, или Приключения
деревянной куклы» К.Коллоди и «Золотой ключик,
или Приключения Буратино» А.Толстого
способствовало созданию контрастных образов,
подчеркивающих разницу этих книг. Наиболее
характерен, пожалуй, образ «куст» (о книге
Коллоди) – «дерево» (о книге А.Толстого),
отразивший контрастность
сюжетно-композиционного устройства.
Действительно, сказочной повести Коллоди,
написанной в жанре книги приключений (каждая
глава имеет самостоятельный сюжет, встроенный в
сюжетную и весьма непрочную нравоучительную
нить всей сказки, соответствует образ куста,
каждая ветвь которого почти самостоятельна,
отдельна, но в то же время определенным образом
вписана в общее целое растение. С другой стороны,
роману-сказке А.Толстого соответствует конечно
же образ дерева, имеющего общий ствол, от
которого и отходят все ветви. Тайна золотого
ключика, изобретенная опытным романистом
А.Толстым, закручивает романную интригу,
сцепляет разрозненные сюжетные действия
отдельных глав в единое целое.
На уроке «Легко ли делать подделки?» в третьем
классе Илья выдал такой образ:
«Мысль автора о книге – это проект дома,
текст – дом построился,
книга – в доме квартиры,
иллюстрации – квартиры украшены (обои, картины и
т.д.),
а когда книгу читают, в доме все уже живут».
Похоже, что эта развернутая метафора (с
предыдущей аналогией Ильи ее роднит, пожалуй,
только цепной характер, а с текущим уроком –
обращение к предыдущему учебному опыту,
регрессивная рефлексия) содержит определенную
концепцию художественного творчества, книги как
материального носителя художественного
произведения, места читателя в жизни
произведения (вот уж поистине без читателя книга
мертва и находится как бы в состоянии ожидания –
подобно готовому, но незаселенному дому, ждущему
своих обитателей). Здесь слышится достаточно
зрелая позиция, не выговариваемая в этом
возрасте линейно-рационально. Может быть, это
прорыв внутренней речи ребенка, уже достаточно
богатой, но не находящей адекватного
развертывания в речи внешней?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|