Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Некоторое время тому назад мы начали разговор о причинах непонимания детьми учебного материала и каким образом можно это непонимание преодолеть.
Мы пообещали, что в следующий раз расскажем о конкретных методах и приемах, позволяющих учителям выстроить обучение так, чтобы ученики хорошо понимали предмет. И когда в редакции стали собираться новые материалы педагогов, оказалось, что в основе большинства эффективных способов работы с пониманием лежат единые принципы.
Андрей ЕХНО,
учитель математики и физики,
Краснодар

Сам себе эксперимент

Как сделать физику полезным предметом

Мы часто хотим понять, почему одни уроки проходят на ура, а от других и у тебя, и у детей остается неприятный осадок. Нередко причина неудачи – в непонимании ребятами смысла материала. Помочь найти его могут знания из смежных с предметом областей.

Вот пример из практики: раздел механики «Гидроаэродинамика» и его тема «Закон Бернулли».
Учитель сразу перешагивает барьер программы, подводя ребят к понятиям ламинарного (равномерное движение газа или жидкости) и турбулентного течения (движения, в котором образуются завихрения), за которыми стоят процессы, с детства знакомые каждому. Кто, к примеру, не слышал, как открытый кран начинает громко гудеть и дрожать (гудение возникает из-за встречи двух ламинарных течений и образования завихрения)? Еще ребята узнают, что эти слова имеют отношение к... закону об ограничении курения. На доске появляется схема образования турбулентного тока воздуха в месте деления трахеи на бронхи и в воспаленном участке бронха, частично закупоренном слизью. Учитель берет в руки фонендоскоп, и к доске выходят два добровольца, один из которых курит и не скрывает этого, а другой – нет. Прослушивание фонендоскопом показывает, что в месте деления трахеи на бронхи ток слышен у всех, а над бронхами – только у курящего. Мы обсуждаем это с ребятами, и новый учебный материал вплетается в наш диалог.
Подчеркну, что у ребят не возникает страха за состояние своих бронхов. Первая реакция – любопытство и исследовательский интерес. Возникает вопрос: а что же будет дальше? Чтобы ответить на него, проводим связь с биологией: если человек находит в себе силы бросить курить, в его организме произойдет регенерация (восстановление тканей), и через какое-то время он снова будет здоров.
Своей очереди дожидается и атеросклероз. Ребята моделируют ситуацию с течением крови по сосуду, закупоренному холестериновой бляшкой, и открывают для себя физическую картину инфаркта и инсульта. Логическим завершением работы становится формулировка закона Бернулли.
Если ребенку будет ясно, для чего конкретно он тратит время и силы на уроке, он приложит максимум усилий для преодоления трудностей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru