КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Некоторое время тому назад мы начали
разговор о причинах непонимания детьми учебного
материала и каким образом можно это непонимание
преодолеть.
Мы пообещали, что в следующий раз расскажем о
конкретных методах и приемах, позволяющих
учителям выстроить обучение так, чтобы ученики
хорошо понимали предмет. И когда в редакции стали
собираться новые материалы педагогов, оказалось,
что в основе большинства эффективных способов
работы с пониманием лежат единые принципы.
Андрей ЕХНО,
учитель математики и физики,
Краснодар
Сам себе эксперимент
Как сделать физику полезным предметом
Мы часто хотим понять, почему одни уроки
проходят на ура, а от других и у тебя, и у детей
остается неприятный осадок. Нередко причина
неудачи – в непонимании ребятами смысла
материала. Помочь найти его могут знания из
смежных с предметом областей.
Вот пример из практики: раздел механики
«Гидроаэродинамика» и его тема «Закон Бернулли».
Учитель сразу перешагивает барьер программы,
подводя ребят к понятиям ламинарного
(равномерное движение газа или жидкости) и
турбулентного течения (движения, в котором
образуются завихрения), за которыми стоят
процессы, с детства знакомые каждому. Кто, к
примеру, не слышал, как открытый кран начинает
громко гудеть и дрожать (гудение возникает из-за
встречи двух ламинарных течений и образования
завихрения)? Еще ребята узнают, что эти слова
имеют отношение к... закону об ограничении
курения. На доске появляется схема образования
турбулентного тока воздуха в месте деления
трахеи на бронхи и в воспаленном участке бронха,
частично закупоренном слизью. Учитель берет в
руки фонендоскоп, и к доске выходят два
добровольца, один из которых курит и не скрывает
этого, а другой – нет. Прослушивание
фонендоскопом показывает, что в месте деления
трахеи на бронхи ток слышен у всех, а над бронхами
– только у курящего. Мы обсуждаем это с ребятами,
и новый учебный материал вплетается в наш диалог.
Подчеркну, что у ребят не возникает страха за
состояние своих бронхов. Первая реакция –
любопытство и исследовательский интерес.
Возникает вопрос: а что же будет дальше? Чтобы
ответить на него, проводим связь с биологией:
если человек находит в себе силы бросить курить,
в его организме произойдет регенерация
(восстановление тканей), и через какое-то время он
снова будет здоров.
Своей очереди дожидается и атеросклероз. Ребята
моделируют ситуацию с течением крови по сосуду,
закупоренному холестериновой бляшкой, и
открывают для себя физическую картину инфаркта и
инсульта. Логическим завершением работы
становится формулировка закона Бернулли.
Если ребенку будет ясно, для чего конкретно он
тратит время и силы на уроке, он приложит
максимум усилий для преодоления трудностей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|