СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
У россиян проверили права.
В том числе и на образование...
Сеть неправительственных организаций
«Продвижение и защита социальных и
экономических прав в Российской Федерации с
использованием международных инструментов»,
фонд «За гражданское общество», Центр развития
демократии и прав человека провели первый в
истории страны мониторинг нарушений социальных
и экономических прав граждан. Исследование
проводилось в 15 регионах страны и на федеральном
уровне.
27 марта в Музее Сахарова основные результаты
мониторинга и аналитическое исследование
«Социальные и экономические права в России» были
представлены общественности.
Мониторинг проводился по четырем
тематическим группам: право на труд, на
социальное обеспечение, на наивысший уровень
физического и психического здоровья, на
образование.
В результате выявлены неполное соблюдение,
системные проблемы и отдельные грубые нарушения
по всем изученным категориям прав. Теперь авторы
мониторинга начинают общественную дискуссию о
возможности обеспечить россиянам одновременно
соблюдение гражданских свобод и социальной
справедливости на основе норм и стандартов,
заложенных в международно-правовых документах,
участником которых является Россия.
Юрий Джибладзе, президент Центра развития
демократии и прав человека, говоря о соблюдении
права на образование, выделил шесть основных
проблем в этой сфере. Первые две связаны с
неравенством возможностей городских и сельских
школьников в доступе к полноценному образованию:
дети в сельской местности имеют серьезнейшие
проблемы с элементарным «географическим»
доступом в школу, а также лишены возможности
выбора школы и профиля обучения в старших
классах. Несмотря на отсутствие достоверного
учета, есть основания полагать, что число детей,
не посещающих школу, возрастает. Серьезную
тревогу вызывают условия образования для
детей-инвалидов. Слабо развита система
профессиональной подготовки таких детей, что
существенно осложняет их социализацию. В
болезненную проблему выросли поборы с родителей,
доходящие до 25% сумм, выделяемых на образование.
Существенные различия в уровне предоставляемых
образовательных услуг в дотационных и
относительно благополучных регионах также
являются нарушением права на образование.
Тем не менее авторы мониторинга отметили, что в
сфере образования положение все же более
благоприятно, чем в трех других, ставших объектом
исследования.
Выводы и рекомендации по результатам
мониторинга касаются прежде всего изменения
системы финансирования образования: переход от
так называемых неокрашенных трансфертов к
целевым субвенциям, чтобы распределение
расходов на образование было прозрачным и могло
контролироваться государством и обществом. Для
этого необходимо фиксировать минимальный
уровень расходов на одного учащегося и
контролировать эти расходы. Данный норматив
должен ежегодно закладываться в Закон «О
бюджете». В таком случае, если какой-либо регион
или муниципалитет финансирует образование ниже
установленного уровня, это станет нарушением
закона со всеми вытекающими последствиями.
Именно так можно компенсировать растущее
социальное неравенство в доступе к образованию,
особенно качественному.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|