Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

За журнальным столом

ЦИВИЛИЗАЦИЯ НА ПОРОГЕ ТЫСЯЧЕЛЕтИЯ.
Сборник научных статей. Вып. 2, Том 1. Балашов, Саратовская обл.


Четкость, предельная простота и доступность репродуктивной педагогической технологии оптимально соответствуют задачам традиционного образовательного процесса: передаче готового знания от учителя к ученикам и управлению ими (отвлечение детей от беспорядка и нарушения дисциплины).
Репродуктивная технология основана на априорном существовании готовых, «правильных», книжных знаний, на приоритетном решении учебных задач в ущерб задачам развития, на субъект-объектных отношениях учителя и ученика. Все это не соответствует требованиям личностно-ориентированного образования. Альтернативой традиционным (репродуктивным) технологиям обучения являются технологии проблемного, развивающего и эвристического обучения.
Становление технологии эвристического обучения связано прежде всего со знаменитыми эвристическими (вопрошающими) беседами Сократа. Основой его дидактической системы являлся принцип «знающего незнания», т.е. признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивании на этой основе процесса познания: определение незнания, выделение и фиксация объекта незнания с последующим его освоением – дидактический процесс, противоположный, по сути, изучению готовых знаний.
Сущность эвристического обучения состоит в создании личного опыта учеников. Им не навязывается опыт прошлого – ни в виде готовых знаний (традиционное обучение), ни с помощью наводок (проблемное обучение), ни в результате специально организованной «теоретической» деятельности (развивающее обучение) – любое знание (или заблуждение), приобретенное учеником, корректируется при сопоставлении и взаимодействии с известными культурно-историческими аналогами.
Одним из основных элементов эвристического обучения являются так называемые открытые задания, главная особенность которых – неоднозначность, многовариантность ответа. Сам педагог, предлагающий открытое задание познавательного типа, знает как минимум два-три варианта его решения, однако ученики могут найти и четвертый, и пятый – количество решений не ограничено.
Очень важной и деликатной является роль педагога в эвристическом обучении. Он выслушивает любую гипотезу, старается найти, за что похвалить каждого ребенка, создает доброжелательную, творческую, раскрепощенную атмосферу урока.
Эвристическое обучение способствует становлению личности ребенка. Дети на таких уроках учатся понимать себя, определять, что важно, а что не важно, что интересно, что актуально.
Дети не вызубривают, а думают, не боятся «незнания», а стремятся узнать, учатся ставить собственные цели, т.е. определять траекторию собственного образования. («Традиционное обучение. Есть ли альтернатива?». Н.П.Толстолуцких)

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ НАУК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Материалы Всероссийской конференции. Ч. 1. Бирск, Республика Башкортостан, 2002

Взаимодействие учителя и ученика изначально противоречиво в силу различия в психологии, актуального эмоционального состояния, возраста, эрудиции и т.п., что нередко приводит к возникновению конфликтов.
Практически все люди, когда они думают о конфликте, мыслят в терминах «победа» или «поражение». Эта ориентация на «победу» или «поражение» превалирует и в школе. Конфликтные взаимоотношения учителя с учениками чаще всего воспринимаются как выяснение отношений. Когда в классе разражается конфликт, учителя стремятся обязательно выиграть или уж по меньшей мере не проиграть. Но это предполагает неизбежное поражение школьников, которые считают такую позицию учителя нормой.
От современного педагога требуется не избегать или подавлять конфликты, а управлять ими, использовать их для позитивного влияния на развитие ребенка. Очень важно для учителя уметь переводить конфликт-спор (в котором или – или, победа или поражение одной из сторон) в конфликт-дискуссию, обсуждение (в котором результат и – и, уважительное несогласие, компромисс).
Острые переживания, порождаемые конфликтами, стимулируют внутреннюю работу по оценке событий жизни, и преодоление конкретного конфликта не самоцель, а очередной, рядовой этап в совершенствовании взаимоотношений учителя и учеников, их личностного развития. («Развитие личности в процессе конфликтного взаимодействия». Ю.А.Кочеткова, Л.В.Климина)

ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ. Сборник статей. Великий Новгород, 2002

В России в настоящее время более 40 тысяч сельских школ (это примерно 30 % от общего их числа). Около половины всех сельских школ – малочисленные. Сельская школа является уникальным образовательным учреждением. Это вообще такое явление, с которым никогда не сталкивается город. Для многих сельских школ характерно:
– в начальной – наличие класса-комплекта, т.е. одновременные занятия учеников двух, трех, четырех классов в одном помещении;
– в средней – многопредметность в работе учителя и малая наполняемость классов.
Обычно думают, что чем меньше учеников в классе, тем легче их учить. Тем не менее идеальную, по утверждению ученых, наполняемость класса – 10 человек – большинство учителей сельских школ совершенно отказались признать приемлемой.
И вот по каким причинам:
1. Из-за усиленного контроля учителя, который обращается
к каждому ученику в 3–5 раз чаще, чем в обычном классе, дети находятся в постоянном стрессе ожидания, а оценка начинает играть роль раздражителя, вызывая у детей отрицательные эмоции.
2. Из-за сверхопеки учителя над учениками.
3. Из-за ограниченности сферы общения на уроке – у детей недостаточно совместной деятельности – ситуаций, благотворно влияющих на развитие.
Все это приводит к высокой утомляемости школьников, вызывает безразличие к содержанию урока и перенапряжение лидера класса.
Если учебный процесс в сельской школе организован так же, как и в городской, то в нее механически переносятся методы и приемы городской школы:
– ориентация на среднего ученика (в малочисленных классах сельской школы необходима и неизбежна ориентация на конкретного ученика);
– преобладание фронтальной работы (в сельской школе «фронт» из двух-трех человек не может дать ожидаемого эффекта);
– перенос традиционной структуры уроков, рассчитанной
на работу в больших коллективах (в сельской школе такая формальность создает лишь барьеры между учителем и учениками).
Организация учебного процесса в сельской школе должна отличаться от традиционной. Необходимо выбирать методы, средства и формы, соотнося их с особенностями малочисленного коллектива. Наиболее удачные и эффективные формы проведения занятий в таких школах – это уроки-беседы, уроки-зачеты, лекции с обратной связью, дидактические игры, т.е. все, что соответствует принципам развивающей системы обучения.
Таким образом, в сельской школе класс с небольшим количеством детей разного возраста может рассматриваться как естественный коллектив, работающий по методикам современной системы развивающего обучения.
(«Организация учебного процесса в сельской школе с малой наполняемостью в классах». Н.В.Юртаева, С.Н.Горычева)

ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ. № 6, 2002

1970-е годы стали переломным этапом демографической истории страны. Именно в этот период завершилось формирование депопуляционного тренда. Проблема заключалась лишь в том, как скоро движение в этом направлении приведет к началу абсолютного сокращения численности населения. В 1981 году было принято специальное постановление правительства, усиливающее государственную помощь семьям с детьми. Сегодня очевидно, что это постановление привело к росту рождаемости только в регионах с и без того высокой рождаемостью (например, Средняя Азия), тогда как в регионах с установками на малодетность (например, Россия, Прибалтика) рост пособий на детей никак не сказался.
В результате произошла перекачка средств из регионов, реально нуждавшихся в росте рождаемости, в пользу регионов, где избыточный для страны прирост населения и так создавал комплекс неразрешимых проблем. Так что тезис о недифференцированной регионально-демографической политике оказался губительным для всего комплекса предпринятых мер.
С 1988 г. в России началось резкое снижение рождаемости, и рубеж, отделяющий население страны от депопуляции, был перейден в 1992 г. Главной причиной этого было не падение уровня жизни и реальных доходов большинства населения, а сознание того, что социальная и экономическая политика в стране отныне развивается по новым, никому не известным, непонятным и потому пугающим законам.
В эти годы все большее распространение приобретали неформальные брачные союзы – число родившихся вне зарегистрированного брака и удельный вес этих рождений год от года возрастали, к концу 90-х годов доля родившихся вне брака достигла рекордной отметки – 27 % общего числа рождений (в 1989 г. – 13 %).
Оценивая перспективы рождаемости в России, необходимо учесть, что процесс снижения рождаемости еще не завершен, что продолжают действовать факторы, которые его породили, и что наибольшую опасность представляет не сам по себе наблюдаемый уровень рождаемости, а изменения, которые происходят в матримониальном и репродуктивном поведении.
Если сохранится стабильность политической ситуации в стране и не ухудшатся социально-экономические условия жизни, то последствия депопуляции будут преодолены – по самому благоприятному варианту прогноза через 50 лет уровень рождаемости достигнет 1,7 ребенка в среднем на одну женщину.
С учетом существующего разброса данного показателя по территории России уровень рождаемости может достигнуть от 1,4 на Северо-Западе до 2,4 на Северном Кавказе. В Поволжье, традиционно занимающем срединное положение по демографическим показателям, уровень рождаемости составит 1,8.
(«Эволюция рождаемости в России во второй половине XX века: история, современность, перспективы». О.Д.Захарова, А.С.Акопян, В.И.Харченко)

ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 9, 2002

Метод проектов как педагогическая технология вызывает определенные сомнения, и, по-видимому, основания для этого есть. Что такое проект по существу? Задумать, спланировать и довести до конца задуманное, по ходу дела, если надо, привлечь нужных людей и необходимые ресурсы. Кто спорит, разве плохо уметь все это делать? Девушка, решившая женить на себе молодого человека и последовательно идущая к своей цели, безусловно, осуществляет проект. И действует так, словно всю жизнь только этому и училась. Но только не в школе. Другой пример – террористическая акция: задумали, закупили, взорвали. Но вряд ли даже руководители этих «мероприятий» обучались в школе какой-либо проектной деятельности (самые масштабные проекты осуществляли как раз те, чье школьное образование ограничивалось семью, а то и четырьмя классами, на худой конец провинциальной семинарией, а дальше продолжалось в совсем иных «университетах»).
Проектная деятельность – это по природе своей деятельность внешкольная. Общественная или антиобщественная, но складывающаяся в некоторой жизненной стихии. А школа занимается этим и берет на себя несвойственные ей функции. Раньше это было прерогативой пионерской или комсомольской организации.
Проектную работу следует вывести за рамки расписания, во внеурочную деятельность, вместо того чтобы весь учебный процесс превращать в сплошные проекты. Тем более что урок – крайне неудобная форма для этого.
Кроме того, представим себе, что в классе все готовы затевать проекты и знают, как это делается. Нет ли опасности, что конкуренция будет слишком высока, а рецепты слишком известны и в принципе одинаковы – тем более что для учителя они уже банальны? А если сначала сделай, а потом подумай, что получилось, – разве так не бывает? Может быть, по-настоящему интересные или гениальные вещи так и творятся? Нет, не надо всех подряд учить проектированию. Пусть это делают те, кто ощутил к этому призвание. Без общедоступной рецептуры у них и проекты получатся нестандартными.
(«Не оставить ли проекты тимуровцам?». А.Пентин)

ПЕДОЛОГИЯ. Новый год. Последний № 5–6, (14), декабрь 2002

Мир не устроен так, чтобы всем было поровну, мир устроен так, чтобы у каждого была возможность выжить и вырасти.
Как ни странно, мы часто оказываемся заложниками вбитого в нас убеждения, что детей надо любить одинаково, что они ревниво смотрят, как бы кому больше не досталось. Мало того, что любить одинаково вообще невозможно – отношения между детьми, а также между детьми и взрослыми зависят не от формальных процедур или деклараций, а как раз от индивидуальных подходов.
Понятия «любимчик» и «нелюбимчик» относятся к совсем другой сфере, в которой «любовь» – инородное чувство. Разумное построение отношений заключается совсем в другом: давать каждому ребенку то, что ему в данный момент требуется,  и тогда другие будут знать, что когда у них будут проблемы, они получат то внимание, которое будет им нужно.
И тогда, естественно, вы будете больше обращать внимание на то разное, что отличает детей друг от друга, чем на то, чтобы их выравнивать.И это краеугольный камень нормальных взаимоотношений.
(«Враждебное братство». М.Жамкочьян)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. № 1, январь–февраль 2003

Активное применение информационных технологий (ИТ) оказывает влияние на психику человека, воздействуя при этом не только на отдельные психические процессы, но и на личность в целом.
Одним из ярких примеров изменения мотивации личности при активном использовании ИТ является хакерство. Наши исследования показали, что внешняя, видимая обывателю сторона хакерской деятельности – совершаемые ими поступки, расцениваемые обычно как антисоциальные, – не основная в деятельности хакеров. Многие их поступки – лишь побочный результат деятельности, необходимой для достижения ими целей иного уровня.
Следует различать две основные разновидности мотивации, присущей хакерам: познавательную и широко понимаемую социальную. «Пространство мотивов», в котором располагаются хакерские поступки, обширно. Его можно подразделить по шести значимым факторам:
1. «Стремление к признанию – выделиться» (мотивы: вступить в общение, добиться уважения, стать лидером).
2. «Активное агрессивное действие – исполнительская работа» (мотивы: обойти запрет, ощутить власть, «по приколу»).
3. «Типичный хакерский поступок» (мотивы: желание удивить, самоутвердиться, получить доступ к скрытой информации, стать знатоком).
4. «Самореализация через познание» (мотивы: реализовать свои возможности, испытать себя, узнать новое, проверить свои способности).
5. «Действие на публику» (мотивы: познакомиться, помочь близким, добиться желаемого с наименьшими усилиями).
6. «Признание в социуме – принятие в группе» (мотивы: понимать, о чем они говорят, быть своим, ощутить прилив вдохновения, из принципа).
Таким образом, хакерство – это не только ярко выраженное увлечение познанием или действиями в сфере ИТ. Хакеры – это не только заинтересованные энтузиасты некорректного (если не преступного) применения ИТ. Все гораздо сложнее и тоньше. Хакерство – это своеобразная субкультура. Хакеры взаимодействуют между собой: обмениваются опытом, информацией, реализуют совместные проекты, иногда вместе проводят досуг.
Не секрет, что хакерское общество привлекательно для подростков, не проявляющих ни повышенного интереса, ни способностей к технологиям: в поисках модного стиля поведения они стремятся примкнуть к хакерам, найти у них признание, повысить свой социальный статус.
(«Мотивация хакеров: психосемантическое исследование». А.Е.Войскунский, В.Ф.Петренко, О.В.Смыслова)

ИГРА И ДЕТИ. № 1, 2003

Никого нельзя учить без игры. Игра придает обучению личностный характер. Необходимо, чтобы игре в обучении было отведено надлежащее место, в противном случае обучение будет носить отчужденный характер (не будет осмысленным).
Практически все взрослые знают, что многое из того, что им приходилось изучать в школе, забывается очень быстро, а какое-то содержание легко восстанавливается, несмотря на то, что человек им не пользовался. Как правило, разница обусловлена тем, что в одном случае он просто заучил, вызубрил, натренировался, а в другом – понял, в каком-то виде задействовал игровую деятельность. (Вспомним словесные игры с глухими согласными: «Петька Фес, хочешь щец» или игры с цифрами: e = 2, 718281828459045... – как хорошо запоминаются на всю жизнь).
Таким образом, чтобы научить кого-то владеть тем или иным содержанием или навыком, педагогу или родителю необходима игра. Только в этом случае содержание обучения станет личным достоянием. Конечно, для детей эту игру надо организовывать одним способом, для подростков – другим, а для старшеклассников – третьим. Важно лишь, что если мы хотим построить обучение в соответствии с тем, что это слово означает в психологии, т.е. как деятельность, развивающая психику и личность человека, то без игры нам не обойтись.
(«Нет ученья без игры!». Елена Кравцова)

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. № 6, 2002

Существуют люди, подобные воску, из которого «эпоха» лепит стандартные (по своей мерке) фигурки «сынов», «граждан», «патриотов», «деятелей»... Только в таком случае не следовало бы употреблять со знаком плюс выражение «сын своего времени», ибо ограниченность всегда нехороша – будь то ограниченность «патриота» или «космополита». А «сын своего времени», безусловно, ограничен рамками именно своего времени – он актуалист.
Культура актуалистов формируется под воздействием комплекса факторов, значимость которых для него тем выше, чем большей авторитетностью они обладают. Поскольку же авторитетность всегда освящена Мнением, а мнения меняются, то понимание актуалиста – это вечное непонимание. Это «непонимающее понимание» может приводить к жизненно важным для субъекта результатам, которые оцениваются самим актуалистом и его окружением как показатель успеха.
Прошлое и будущее, порождаемые настоящим, не осознаются актуалистом, не входят в его личностный опыт, и его участие в историческом процессе носит характер пассивной вовлеченности в этот процесс. Осознание человеком своего прямого участия в историческом процессе и ответственность за это участие требуют отрыва от оков своей эпохи. Эти оковы существуют только для актуалиста.
Современная педагогика ориентирована на обучение и воспитание актуалиста. Новейшее и быстро становящееся популярным направление в ней – педагогика успеха. Конечно, «школа без неудачников» прививает детям чувство уверенности и возможности решения задач любого характера и любой степени сложности. Однако узкопрактическая (в сущности, прикладная) направленность такого подхода объективно ведет к социализации актуалистского толка, требует искать и находить комфортную нишу с ориентацией на все те же три кита социализации – власть, славу, богатство. Таким образом, понимание себя, действительности, истории выпускниками «школы без неудачников» будет носить действительно сугубо прикладной характер и будет основано на убеждении, что может преуспеть и стать «полезным членом общества» только «хорошо социализированный» индивид.
В чем же недостаточность такого понимания? В том, что соотнесение себя, событий своей и общественной жизни с нормами, принятыми в данном сообществе, и только с ними, вырывает индивида из всемирного временного потока и бросает его в плавание – до утопления – в пруд современности, где вода постоянно меняется в зависимости от изменения климата.
(«Культура понимания как практическая цель и ценность школьного образования». В.С.Лысенко)

По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского
Обзор подготовил
Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru