Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Сколько знаний можно вынести
из картонного города?

Интегрированный урок по предметам изобразительное искусство и словесность на тему «Веселая страна»

Можно ли увидеть и нарисовать то, что невидимо, например, смех? Какого он цвета? Какой формы? Каков на вкус? На ощупь? Кроме того, смех у каждого свой, особенный. Смех ребенка отличается от смеха взрослого человека. А смех Вани отличается от Олиного. Смех, как и любой звук, имеет свой ритм, высоту, теплоту, мягкость, звонкость.

Попробуем придумать сказку, в которой звук смеха станет персонажем и мы сможем с ним познакомиться, рассмотреть и поиграть.
Для урока в мастерской готовится ширма. За ширмой спрятаны кастрюля, персонажи сказки и макет сказочного города.
Дети рассаживаются полукругом, мы здороваемся… И сказка начинается...

– Живет на свете один старик. У него очень странное имя Хохотоп.
Как вы думаете, почему его так зовут? Да потому, что смеется он вот так:
– Хо-хо-хо...
Мало того, что он так смеется. Хохотоп, когда ходит, еще страшно топает ногами. Вот и прозвали его за это Хохотопом.
Топает смешной Хохотоп по свету с огромным мешком.
Я превращаюсь в деда Хохотопа, горблюсь и лукаво подмигиваю детям из-под нахмуренных бровей. Затем, топая, хожу между ними и хохочу низким голосом.

А зачем ему мешок?
Чтобы в него что-то складывать, собирать, прятать.
Попробуйте отгадать, что Хохотоп в мешке прячет?
Дети высказывают свои предположения, я внимательно их выслушиваю и, соглашаясь, продолжаю:
Прячет он там смех, веселье, хиханьки, хаханьки да хохотушки.
А откуда он их берет?
Дети стараются угадать и постепенно входят во вкус, становятся соавторами сказки. А я выслушиваю их и продолжаю:
– Он их собирает повсюду. На кухне у хозяйки засмеялась кастрюля, по полу пляшет, ручками машет. Вылетела из кастрюли смехотуля. Тут дед Хохотоп цап-царап ее и в мешок завязал.
Из-за ширмы появляется кастрюля. Я весело гремлю кастрюлей и выпускаю из нее смехотулю. Она может выглядеть примерно так:

– Вечером он смешат поймал. Смешата выпрыгнули из заката и побежали в гости к котятам. Но мама котят спать уложила, а смешат Хохотопу подарила.

У меня в руках появляются смешата, может быть, такие:

– А недавно Хохотоп у Вани утянул к себе в мешок Улыбаню. Ваня после бани на диване лежал в обнимку с ленивой Улыбаней. Да ненароком Ваня зевнул, тут Хохотоп Улыбаню у него утянул.
Так он и собирает разные смешочки, хихачки и хохоточки.
А однажды Хохотоп встретил скучный уголок.
В этот момент из-за ширмы я достаю сделанный из серого картона макет города. Он должен быть не меньше 70 см в длину и 40 см в высоту – таким, чтобы группа детей вместе могла его раскрашивать и играть с ним. Макет может выглядеть примерно так:

– Стоит скучный уголок,
На двери висит замок.
Серо-белая стена,
Не растет кругом трава.
Вот такие, брат, дела...
Но Хохотоп, ребята, старик добрый. И решил он свои смешинки из мешка переселить в этот городок.
Оставлю их здесь, а сам новых насобираю.
Высыпает Хохотоп смехоту да приговаривает:
– Смехачи-усачи, будете по улицам гулять, друг другу важно головами кивать.
Ах, хохотушки, славные подружки, вылезайте из мешка, хохочите до утра.
А вы, смеялки, прыгайте на скакалке, вместе со смехушками шевелите ушками.
Высыпал их дед Хохотоп, а сам дальше топ да топ.
Только вот беда, смехота и хохота разбежались кто куда. Не понравилась страна, невеселая она.
Ребята, что дед Хохотоп неправильно сделал?
Дети высказывают свои версии:
– Прежде чем высыпать из мешка смехоту, надо было городок веселыми красками раскрасить.
Может быть, тогда хохотули и не убежали, а остались бы жить в веселом городке.
Я соглашаюсь и предлагаю ребятам:
– Давайте мы этот городок раскрасим самыми яркими и веселыми красками. А потом соберем хохотуль и поселим в этом городке. Скажу вам по секрету, что, когда смехота разбегалась, я одного смехача-усача успела поймать за длинный ус. Вот он!
Я достаю из кармана смешное существо:

– Больше того, узнав, что мы с вами раскрасим скучный городок, он захотел жить в будущей Веселой стране. Я думаю, мы выполним его просьбу. Он будет первым, а потом мы позовем всех смехотуль, которых вы сейчас придумаете и сделаете сами. Посмотрите у себя в карманах или, может быть, за щечкой, не спряталась ли там какая-нибудь смешинка и смешочек?
Ребята с восторгом начинают играть в предложенную игру, вынимая воображаемых персонажей из карманов. Я расспрашиваю, как выглядят их смешинки, какого они цвета, какие у них лапки, ушки, глаза и т.д. А затем предлагаю детям нарисовать, вырезать или склеить их из цветной бумаги и картона.
Ребята раскрашивают макет города веселыми красками, делают персонажей и играют с ними в раскрашенном городе.
Теперь у нас есть общая история, каждый вложил в ее создание фантазию, своими руками клеил, вырезал, раскрашивал. И поэтому с особенным вниманием будет следить за тем, что происходит с персонажами.

В этот момент к игре присоединяется педагог-словесник Екатерина Онохина. Она и расскажет, что было дальше.
– Я предлагаю ребятам посмотреть на своих персонажей: их цвет и форму, рассказать и показать, как они смеются.
– Какой у них смех? Тоненький и узенький: хи-хи-хи или высокий и сильный: ха-ха-ха, может быть, он округлый и раскатистый: о-хо-хо или тихий и ехидный: хе-хе-хе.
– Посмотрите-ка на Усача-смехача, его смех такой же колкий, как он сам, и звонкий, как цокот каблучков на его сапогах:
а-ха-у-ха-у-ха-ха! Поэтому и в имени Усача-смехача столько раз повторяются «У» и «А».
– Посмейтесь так, как ваши герои, и сразу поймете, как их зовут. А может быть, они чаще просто улыбаются или шутят?
Ребята смеются вместе с героями и придумывают им имена. Мы записываем эти имена в список жителей города: Шутиха, Улыбушка, Хихикалка, Шуткан, Смешинка…
Затем я спрашиваю ребят, что в имени своего героя они считают самым важным, самым главным. Дети отвечают: «Смех! Шутка…»
Я рассказываю ребятам, что они образовали сейчас новые слова, которых не было еще в русском языке. Сделать это не так уж сложно: нужно только знать, как образуются новые слова, и потом можно будет придумывать их очень много.
Дома строят из кирпичей, а слова – из специальных кирпичиков, частей слова.
Частями слова мы называем: корень, приставка, суффикс, окончание.
– Давайте посмотрим, от каких слов образовались имена ваших героев?
– Смех, шутка, хи-хи…
Я показываю ребятам, как обозначается корень слова, и мы выделяем его во всех именах.
В корне заключено основное значение слова, называемое лексическим значением. Каждое слово обязательно имеет свое лексическое значение, оно отличает это слово от других.
– Сравните значения слов хохот и хихиканье, чем они отличаются?
Ребята отвечают, что хохот – это громкий, сильный смех, а хихиканье – тихий смех, даже какие-то «кусочки, отрывочки» смеха, хотя и первое, и второе слово называют смехом.
– Посмотрите, а нет ли у нас героев, в именах которых корни одинаковые?
Ребята находят Шутиху и Шуткана – слова, в которых корни одинаковые, называются однокоренными, родственными. Но все-таки это разные слова, потому что в слове Шуткан есть, кроме корня ШУТ, суффикс АН.
– Какие еще слова будут однокоренными к слову Шутиха?
– Шутить, шуточка, пошутить…
– С помощью добавления к корню суффикса образуется новое слово. Посмотрите, какие суффиксы, например, есть в русском языке.
Я показываю карточки с суффиксами -ЧИК-, -ЩИК-, -НИК-, -К-, -ЕЧК-, -УШК-, -ИНК-,-А-, -Л-, -АН-… и прошу ребят отыскать такие суффиксы в именах персонажей. На обычном уроке разбор слова по составу чаще всего не вызывает восторга, но самостоятельно придуманные слова – совсем другое дело! Все заняты работой, а я лишь помогаю правильно выделить суффиксы.
– Как вы считаете, сколько слов можно образовать от одного корня?
Ребята высказывают свои предположения. На самом деле родственных слов очень много. Мы уже говорили, что все слова с одинаковым корнем называются однокоренными, а еще все вместе они составляют семью однокоренных слов.
– Давайте посмотрим, какая большая семья у слова «смех».
Я показываю ребятам статью из «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н.Тихонова, мы вместе читаем ее, смотрим, как образованы слова.
– Ну что ж, жители в нашем городе появились, а вот как же город называется? Давайте-ка придумаем вместе название! Какой корень мы возьмем для этого? Смех-, хохот-, шут-, улыб-? Что вам больше нравится?
Ребята договариваются, а я тем временем спрашиваю, нет ли среди них специалиста по придумыванию названий городов.
– Нет? Тогда придется самим. Вспомните названия городов, которые вы знаете.
Ребята называют, я записываю их и, если названия однотипны, добавляю свои: Екатеринбург, Москва, Тагил, Первоуральск…
Если ребята не могут сделать вывод сами, я рассказываю, что названия русских городов чаще всего образуются с помощью суффикса -СК- или добавления к корню другого корня: -ГРАД, -БУРГ (город).
Каждый пробует образовать название города от исходного корня, мы выбираем самое интересное и записываем красивыми большими буквами над списком жителей. Например, Хохотунск или Смехоград.
– Нам осталось только расселить наших героев в городе, а для этого нужно еще придумать названия и улицам.
– Как же это сделать?
– Во-первых, возьмем основу, которая содержится в имени героя. Например, ШУТИХ- в слове Шутиха. Затем, как вы уже умеете, добавим суффиксы и окончание. У меня получилась улица Шутихинская.
– А можно ли назвать улицу в честь какого-либо персонажа? Например, главную улицу можно назвать улицей имени Хохотопа, который помог нам основать этот город?
– Подумайте, как будут названы улицы ваших героев?
Ребята придумывают названия улиц, и мы записываем их в список рядом с именами жителей.
Урок пролетел незаметно, а ведь мы не просто создали новый город, но и научились давать названия городам и улицам, придумывать имена героям. Наверное, поэтому в конце занятия ребята легко и с удовольствием вспоминают и повторяют новые термины.

Ольга СУСЛОВА,
архитектор, педагог по изо
Екатерина ОНОХИНА,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное учреждение образования
и культуры – Центр образования «Гуманитарный центр «Театр»
г. Екатеринбург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru