ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Сколько знаний можно вынести
из картонного города?
Интегрированный урок по предметам
изобразительное искусство и словесность на тему
«Веселая страна»
Можно ли увидеть и нарисовать то,
что невидимо, например, смех? Какого он цвета?
Какой формы? Каков на вкус? На ощупь? Кроме того,
смех у каждого свой, особенный. Смех ребенка
отличается от смеха взрослого человека. А смех
Вани отличается от Олиного. Смех, как и любой
звук, имеет свой ритм, высоту, теплоту, мягкость,
звонкость.
Попробуем придумать сказку, в которой
звук смеха станет персонажем и мы сможем с ним
познакомиться, рассмотреть и поиграть.
Для урока в мастерской готовится ширма. За ширмой
спрятаны кастрюля, персонажи сказки и макет
сказочного города.
Дети рассаживаются полукругом, мы здороваемся…
И сказка начинается...
– Живет на свете один старик. У него очень
странное имя Хохотоп.
Как вы думаете, почему его так зовут? Да потому,
что смеется он вот так:
– Хо-хо-хо...
Мало того, что он так смеется. Хохотоп, когда
ходит, еще страшно топает ногами. Вот и прозвали
его за это Хохотопом.
Топает смешной Хохотоп по свету с огромным
мешком.
Я превращаюсь в деда Хохотопа, горблюсь и лукаво
подмигиваю детям из-под нахмуренных бровей.
Затем, топая, хожу между ними и хохочу низким
голосом.
А зачем ему мешок?
Чтобы в него что-то складывать, собирать, прятать.
Попробуйте отгадать, что Хохотоп в мешке прячет?
Дети высказывают свои предположения, я
внимательно их выслушиваю и, соглашаясь,
продолжаю:
Прячет он там смех, веселье, хиханьки, хаханьки да
хохотушки.
А откуда он их берет?
Дети стараются угадать и постепенно входят во
вкус, становятся соавторами сказки. А я
выслушиваю их и продолжаю:
– Он их собирает повсюду. На кухне у хозяйки
засмеялась кастрюля, по полу пляшет, ручками
машет. Вылетела из кастрюли смехотуля. Тут дед
Хохотоп цап-царап ее и в мешок завязал.
Из-за ширмы появляется кастрюля. Я весело гремлю
кастрюлей и выпускаю из нее смехотулю. Она может
выглядеть примерно так:
– Вечером он смешат поймал. Смешата
выпрыгнули из заката и побежали в гости к
котятам. Но мама котят спать уложила, а смешат
Хохотопу подарила.
У меня в руках появляются смешата, может быть,
такие:
– А недавно Хохотоп у Вани утянул к себе
в мешок Улыбаню. Ваня после бани на диване лежал в
обнимку с ленивой Улыбаней. Да ненароком Ваня
зевнул, тут Хохотоп Улыбаню у него утянул.
Так он и собирает разные смешочки, хихачки и
хохоточки.
А однажды Хохотоп встретил скучный уголок.
В этот момент из-за ширмы я достаю сделанный из
серого картона макет города. Он должен быть не
меньше 70 см в длину и 40 см в высоту – таким, чтобы
группа детей вместе могла его раскрашивать и
играть с ним. Макет может выглядеть примерно так:
– Стоит скучный уголок,
На двери висит замок.
Серо-белая стена,
Не растет кругом трава.
Вот такие, брат, дела...
Но Хохотоп, ребята, старик добрый. И решил он свои
смешинки из мешка переселить в этот городок.
Оставлю их здесь, а сам новых насобираю.
Высыпает Хохотоп смехоту да приговаривает:
– Смехачи-усачи, будете по улицам гулять, друг
другу важно головами кивать.
Ах, хохотушки, славные подружки, вылезайте из
мешка, хохочите до утра.
А вы, смеялки, прыгайте на скакалке, вместе со
смехушками шевелите ушками.
Высыпал их дед Хохотоп, а сам дальше топ да топ.
Только вот беда, смехота и хохота разбежались кто
куда. Не понравилась страна, невеселая она.
Ребята, что дед Хохотоп неправильно сделал?
Дети высказывают свои версии:
– Прежде чем высыпать из мешка смехоту, надо было
городок веселыми красками раскрасить.
Может быть, тогда хохотули и не убежали, а
остались бы жить в веселом городке.
Я соглашаюсь и предлагаю ребятам:
– Давайте мы этот городок раскрасим самыми
яркими и веселыми красками. А потом соберем
хохотуль и поселим в этом городке. Скажу вам по
секрету, что, когда смехота разбегалась, я одного
смехача-усача успела поймать за длинный ус. Вот
он!
Я достаю из кармана смешное существо:
– Больше того, узнав, что мы с вами
раскрасим скучный городок, он захотел жить в
будущей Веселой стране. Я думаю, мы выполним его
просьбу. Он будет первым, а потом мы позовем всех
смехотуль, которых вы сейчас придумаете и
сделаете сами. Посмотрите у себя в карманах или,
может быть, за щечкой, не спряталась ли там
какая-нибудь смешинка и смешочек?
Ребята с восторгом начинают играть в
предложенную игру, вынимая воображаемых
персонажей из карманов. Я расспрашиваю, как
выглядят их смешинки, какого они цвета, какие у
них лапки, ушки, глаза и т.д. А затем предлагаю
детям нарисовать, вырезать или склеить их из
цветной бумаги и картона.
Ребята раскрашивают макет города веселыми
красками, делают персонажей и играют с ними в
раскрашенном городе.
Теперь у нас есть общая история, каждый вложил в
ее создание фантазию, своими руками клеил,
вырезал, раскрашивал. И поэтому с особенным
вниманием будет следить за тем, что происходит с
персонажами.
В этот момент к игре присоединяется
педагог-словесник Екатерина Онохина. Она и
расскажет, что было дальше.
– Я предлагаю ребятам посмотреть на своих
персонажей: их цвет и форму, рассказать и
показать, как они смеются.
– Какой у них смех? Тоненький и узенький: хи-хи-хи
или высокий и сильный: ха-ха-ха, может быть, он
округлый и раскатистый: о-хо-хо или тихий и
ехидный: хе-хе-хе.
– Посмотрите-ка на Усача-смехача, его смех такой
же колкий, как он сам, и звонкий, как цокот
каблучков на его сапогах:
а-ха-у-ха-у-ха-ха! Поэтому и в имени Усача-смехача
столько раз повторяются «У» и «А».
– Посмейтесь так, как ваши герои, и сразу поймете,
как их зовут. А может быть, они чаще просто
улыбаются или шутят?
Ребята смеются вместе с героями и придумывают им
имена. Мы записываем эти имена в список жителей
города: Шутиха, Улыбушка, Хихикалка, Шуткан,
Смешинка…
Затем я спрашиваю ребят, что в имени своего героя
они считают самым важным, самым главным. Дети
отвечают: «Смех! Шутка…»
Я рассказываю ребятам, что они образовали сейчас
новые слова, которых не было еще в русском языке.
Сделать это не так уж сложно: нужно только знать,
как образуются новые слова, и потом можно будет
придумывать их очень много.
Дома строят из кирпичей, а слова – из специальных
кирпичиков, частей слова.
Частями слова мы называем: корень, приставка,
суффикс, окончание.
– Давайте посмотрим, от каких слов образовались
имена ваших героев?
– Смех, шутка, хи-хи…
Я показываю ребятам, как обозначается корень
слова, и мы выделяем его во всех именах.
В корне заключено основное значение слова,
называемое лексическим значением. Каждое слово
обязательно имеет свое лексическое значение, оно
отличает это слово от других.
– Сравните значения слов хохот и хихиканье, чем
они отличаются?
Ребята отвечают, что хохот – это громкий, сильный
смех, а хихиканье – тихий смех, даже какие-то
«кусочки, отрывочки» смеха, хотя и первое, и
второе слово называют смехом.
– Посмотрите, а нет ли у нас героев, в именах
которых корни одинаковые?
Ребята находят Шутиху и Шуткана – слова, в
которых корни одинаковые, называются
однокоренными, родственными. Но все-таки это
разные слова, потому что в слове Шуткан есть,
кроме корня ШУТ, суффикс АН.
– Какие еще слова будут однокоренными к слову
Шутиха?
– Шутить, шуточка, пошутить…
– С помощью добавления к корню суффикса
образуется новое слово. Посмотрите, какие
суффиксы, например, есть в русском языке.
Я показываю карточки с суффиксами -ЧИК-, -ЩИК-,
-НИК-, -К-, -ЕЧК-, -УШК-, -ИНК-,-А-, -Л-, -АН-… и прошу
ребят отыскать такие суффиксы в именах
персонажей. На обычном уроке разбор слова по
составу чаще всего не вызывает восторга, но
самостоятельно придуманные слова – совсем
другое дело! Все заняты работой, а я лишь помогаю
правильно выделить суффиксы.
– Как вы считаете, сколько слов можно образовать
от одного корня?
Ребята высказывают свои предположения. На самом
деле родственных слов очень много. Мы уже
говорили, что все слова с одинаковым корнем
называются однокоренными, а еще все вместе они
составляют семью однокоренных слов.
– Давайте посмотрим, какая большая семья у слова
«смех».
Я показываю ребятам статью из «Школьного
словообразовательного словаря русского языка»
А.Н.Тихонова, мы вместе читаем ее, смотрим, как
образованы слова.
– Ну что ж, жители в нашем городе появились, а вот
как же город называется? Давайте-ка придумаем
вместе название! Какой корень мы возьмем для
этого? Смех-, хохот-, шут-, улыб-? Что вам больше
нравится?
Ребята договариваются, а я тем временем
спрашиваю, нет ли среди них специалиста по
придумыванию названий городов.
– Нет? Тогда придется самим. Вспомните названия
городов, которые вы знаете.
Ребята называют, я записываю их и, если названия
однотипны, добавляю свои: Екатеринбург, Москва,
Тагил, Первоуральск…
Если ребята не могут сделать вывод сами, я
рассказываю, что названия русских городов чаще
всего образуются с помощью суффикса -СК- или
добавления к корню другого корня: -ГРАД, -БУРГ
(город).
Каждый пробует образовать название города от
исходного корня, мы выбираем самое интересное и
записываем красивыми большими буквами над
списком жителей. Например, Хохотунск или
Смехоград.
– Нам осталось только расселить наших героев в
городе, а для этого нужно еще придумать названия
и улицам.
– Как же это сделать?
– Во-первых, возьмем основу, которая содержится в
имени героя. Например, ШУТИХ- в слове Шутиха.
Затем, как вы уже умеете, добавим суффиксы и
окончание. У меня получилась улица Шутихинская.
– А можно ли назвать улицу в честь какого-либо
персонажа? Например, главную улицу можно назвать
улицей имени Хохотопа, который помог нам
основать этот город?
– Подумайте, как будут названы улицы ваших
героев?
Ребята придумывают названия улиц, и мы
записываем их в список рядом с именами жителей.
Урок пролетел незаметно, а ведь мы не просто
создали новый город, но и научились давать
названия городам и улицам, придумывать имена
героям. Наверное, поэтому в конце занятия ребята
легко и с удовольствием вспоминают и повторяют
новые термины.
Ольга СУСЛОВА,
архитектор, педагог по изо
Екатерина ОНОХИНА,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное учреждение образования
и культуры – Центр образования «Гуманитарный
центр «Театр»
г. Екатеринбург
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|