ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Когда учитель может сесть за последнюю
парту
В последние годы в американских
школах стали популярны менторские программы для
начинающих учителей.
Ментор – это бывалый и успешный педагог,
который делится опытом и поддерживает своего
подопечного молодого учителя не только советом,
но и примером. У большинства из нас были
неофициальные менторы – старшие товарищи и
друзья, у которых мы учились в начале
педагогического пути, то ли ненароком,
подсознательно, то ли откровенно и старательно,
записывая советы в тетрадочку и посещая их
блестящие уроки.
Знающие люди подтвердят: такая самодеятельная
учеба порой стоила всех теоретических
рассуждений на курсах усовершенствования или в
педагогическом институте.
Так было и так будет всегда: мастер и подмастерье,
наставник и ученик. Но ментор не только делится
секретами профессии. Он поддерживает дух своего
младшего товарища, протягивая ему руку в минуту
одиночества и сомнений. Для кого-то такая помощь
может оказаться спасительной. Кто знает, сколько
талантливой молодежи оставило учительскую
профессию только потому, что в самом начале не
имело поддержки и опоры, профессиональной и
душевной.
В США важную роль учительского менторства
оценили давно. Во многих штатах есть программы,
где ментору платят или уменьшают его почасовую
нагрузку, например, в Нью-Йорке недельную
нагрузку в 25 часов уменьшают на 3 часа. Какие же у
него обязанности? Раз в неделю он идет на урок
своего подопечного, а тот посещает урок ментора.
Третий урок – обсуждение. Четвертый –
планирование или показ, когда мастер занимает
место ученика и ведет урок в его классе.
Освобожденный ментор имеет десять учеников, как
правило, в разных школах.
Такая система превращает менторство из
стихийной взаимопомощи в регулярную
аналитическую работу. Однако для ее успеха
мастер должен иметь способность и стремление
помочь своему коллеге, а его ученик – готовность
и желание научиться.
Я спросил об этой программе у своего знакомого,
который уже больше десяти лет преподает
математику в нью-йоркских школах и в этом учебном
году впервые стал ментором. Он ответил осторожно:
«Мои молодые коллеги работают в школе первый год.
Мы встречаемся регулярно, разговариваем, но я
стараюсь не навязывать свои советы. Важно, чтобы
у них возникла потребность в помощи и понимание
ценности того, о чем я говорю. Иначе в душе у
человека может зародиться сопротивление и
неприятие моего вмешательства».
Какие проблемы он видит на их уроках? «Неровный
тон в отношениях с учениками. Нужен тон
спокойный, дружеский и деловой. Переборы в
строгости ведут к срывам в дисциплине. И еще: мои
коллеги так стараются, так много работают в
классе, все рассказывают да объясняют, а их
ученики в это время скорее отдыхают и
расслабляются. Должно быть наоборот. В хорошем
классе ученики работают, а учитель может отойти
на второй план. Это достигается правильной
организацией учебы. На моих уроках они могут это
увидеть и поучиться».
Ну и как же они учатся? «Пока больше удивляются и
все спрашивают: как это у вас получается? Я даю
свои планы уроков, объясняю методические
тонкости. Будут ли они это использовать – их
дело».
Зная характер и педагогический подход моего
знакомого, я не сомневаюсь, что его ученики
попали в хорошие руки. Но все ли менторы окажутся
на уровне? В прошлом году в Нью-Йорке в менторской
программе участвовали более пяти тысяч учителей.
С 2004 года она станет обязательной для всех, кто
приходит в школу. Говорят и о том, чтобы удлинить
ее до двух лет, поскольку первый год обычно
уходит на налаживание дисциплины в классе.
Хороших менторов не хватает. Звучат упреки, что
иногда учитель со стажем записывается в
программу, чтобы проводить поменьше времени в
своем классе. Что ж, жалобы на нехватку хороших
учителей будут всегда. Но чтобы мастеров стало
больше, педагогам надо ходить друг к другу на
уроки, обсуждать методику, советоваться,
изобретать, пробовать новое – одним словом,
сотрудничать. Это особенно важно в первые годы
работы, когда сотрудничество начинающих и
опытных учителей просто незаменимо. Новичков оно
обогащает, выручает и поддерживает, а ветеранов
– возвращает в молодость.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|