Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Когда учитель может сесть
за последнюю парту

В последние годы в американских школах стали популярны менторские программы для начинающих учителей.

Ментор – это бывалый и успешный педагог, который делится опытом и поддерживает своего подопечного молодого учителя не только советом, но и примером. У большинства из нас были неофициальные менторы – старшие товарищи и друзья, у которых мы учились в начале педагогического пути, то ли ненароком, подсознательно, то ли откровенно и старательно, записывая советы в тетрадочку и посещая их блестящие уроки.
Знающие люди подтвердят: такая самодеятельная учеба порой стоила всех теоретических рассуждений на курсах усовершенствования или в педагогическом институте.
Так было и так будет всегда: мастер и подмастерье, наставник и ученик. Но ментор не только делится секретами профессии. Он поддерживает дух своего младшего товарища, протягивая ему руку в минуту одиночества и сомнений. Для кого-то такая помощь может оказаться спасительной. Кто знает, сколько талантливой молодежи оставило учительскую профессию только потому, что в самом начале не имело поддержки и опоры, профессиональной и душевной.
В США важную роль учительского менторства оценили давно. Во многих штатах есть программы, где ментору платят или уменьшают его почасовую нагрузку, например, в Нью-Йорке недельную нагрузку в 25 часов уменьшают на 3 часа. Какие же у него обязанности? Раз в неделю он идет на урок своего подопечного, а тот посещает урок ментора. Третий урок – обсуждение. Четвертый – планирование или показ, когда мастер занимает место ученика и ведет урок в его классе. Освобожденный ментор имеет десять учеников, как правило, в разных школах.
Такая система превращает менторство из стихийной взаимопомощи в регулярную аналитическую работу. Однако для ее успеха мастер должен иметь способность и стремление помочь своему коллеге, а его ученик – готовность и желание научиться.
Я спросил об этой программе у своего знакомого, который уже больше десяти лет преподает математику в нью-йоркских школах и в этом учебном году впервые стал ментором. Он ответил осторожно: «Мои молодые коллеги работают в школе первый год. Мы встречаемся регулярно, разговариваем, но я стараюсь не навязывать свои советы. Важно, чтобы у них возникла потребность в помощи и понимание ценности того, о чем я говорю. Иначе в душе у человека может зародиться сопротивление и неприятие моего вмешательства».
Какие проблемы он видит на их уроках? «Неровный тон в отношениях с учениками. Нужен тон спокойный, дружеский и деловой. Переборы в строгости ведут к срывам в дисциплине. И еще: мои коллеги так стараются, так много работают в классе, все рассказывают да объясняют, а их ученики в это время скорее отдыхают и расслабляются. Должно быть наоборот. В хорошем классе ученики работают, а учитель может отойти на второй план. Это достигается правильной организацией учебы. На моих уроках они могут это увидеть и поучиться».
Ну и как же они учатся? «Пока больше удивляются и все спрашивают: как это у вас получается? Я даю свои планы уроков, объясняю методические тонкости. Будут ли они это использовать – их дело».
Зная характер и педагогический подход моего знакомого, я не сомневаюсь, что его ученики попали в хорошие руки. Но все ли менторы окажутся на уровне? В прошлом году в Нью-Йорке в менторской программе участвовали более пяти тысяч учителей. С 2004 года она станет обязательной для всех, кто приходит в школу. Говорят и о том, чтобы удлинить ее до двух лет, поскольку первый год обычно уходит на налаживание дисциплины в классе.
Хороших менторов не хватает. Звучат упреки, что иногда учитель со стажем записывается в программу, чтобы проводить поменьше времени в своем классе. Что ж, жалобы на нехватку хороших учителей будут всегда. Но чтобы мастеров стало больше, педагогам надо ходить друг к другу на уроки, обсуждать методику, советоваться, изобретать, пробовать новое – одним словом, сотрудничать. Это особенно важно в первые годы работы, когда сотрудничество начинающих и опытных учителей просто незаменимо. Новичков оно обогащает, выручает и поддерживает, а ветеранов – возвращает в молодость.

Василий КОЛЬЧЕНКО
Нью-Йорк
Электронный адрес: VKolchenko@pace.edu 

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru