Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Что такое ноосферная педагогика?

Вместо учебника – чашка чая, вместо зубрежки – творчество!

Вспомните свой сегодняшний путь из дома в школу. Независимо от того, пригревало ли солнышко или моросило с неба остатками зимы, нельзя не почувствовать, что весной уже пахнет. И ваши ученики сегодня утром тоже ощущали весну со всеми ее запахами, красками, звуками. Но продолжалось это лишь до порога школы, ибо образование наше пока устроено так, что хороший ученик – это глаза и уши, чтобы смотреть на доску и слушать объяснение учителя; рот, чтобы давать правильные ответы; а усваивает научные сведения и формулирует ответы мозг, да и он задействован не весь, а только левое полушарие, настроенное на формальную логику и анализ. Но ученик-то пришел в класс весь, целиком. И к сожалению, тело со всеми органами чувств, воспоминаниями, желаниями и ощущениями нельзя на время уроков оставить на улице погулять. Поэтому постепенно все, что не задействовано в учебном процессе, начинает тяготиться бездействием: ноги зашаркали по полу, руки потянулись рисовать на полях тетради всякую ерунду, нос живо интересуется, чем это потянуло из приоткрытого окна, а заскучавшее правое полушарие так и подбивает отвлечься от доски и поглазеть в окно...
Как это ни печально, приходится признать, что существующая школьная система противоречит биологической и эмоциональной природе человека. Это не проходит безнаказанно: практически все школьники страдают хроническими заболеваниями, да и результаты обучения оставляют желать лучшего. Выход из плачевной ситуации ищут, наверное, каждый хороший учитель и множество ученых. Не стала исключением и Российская академия естественных наук. В ее стенах родилась новая концепция образования – ноосферная. О ней мы попросили рассказать Марину УЛЬЯНОВУ,   члена-корреспондента РАЕН, кандидата технических наук.
Чтобы понять суть нового направления, наверное, нужно начать с названия...

– Ноосферой вслед за В.И.Вернадским мы называем новую, целенаправленно развиваемую человеком сферу жизни на Земле, сферу разума. И человека, ученика нужно рассматривать, во-первых, как органичную часть единой системы мира и, во-вторых, как открытую самоорганизующуюся систему. Тогда изменятся и отношения между взрослым и ребенком. Это значит, что учитель не только признает право на существование биологической природы ученика, но и будет активно использовать ее при освоении новых знаний. То есть педагогика должна быть биологически адекватной, тогда и обучение станет не только гораздо более успешным, но и гармоничным.

– Что вы понимаете под гармонией в обучении?
– Такой процесс образования, когда и ученик, приобретающий знания, и учитель, ведущий его к этому, испытывают только положительные эмоции, иными словами, учить и учиться надо с удовольствием.

– Радость как показатель эффективности педагогической работы?
– Именно. В нашем организме вырабатываются гормоны радости, эндорфины, а если их не хватает, человек ощущает дискомфорт. В этом и кроются причины болезней и плохих результатов обучения. Их можно избежать, используя природосообразную методику преподавания, которую разработала Наталия Маслова, доктор психологических наук, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН, и назвала ее REAL-методика: Relaxation – релаксационное обучение, позволяющее накапливать информацию и использовать правое (творческое) полушарие; Action – активная тренировка левого полушария; Learninq – учеба. Суть ее в том, чтобы объяснять новый материал не только в форме логических построений, а обращаться к личностному опыту каждого ученика, соединять новую информацию с запоминающимся образом, включающим в себя цвет, звук, запах, вкус, тактильные ощущения. Такой мыслеобраз легко переходит в долговременную память, естественно встраивается в уже существующую систему мыслеобразов и используется учеником как активное знание. В пользу такой системы образования говорит и то, что это естественный человеческий путь приобретения знаний. Ведь в обыденной жизни мы часто используем образы и ассоциации для того, чтобы лучше что-то понять и запомнить. Но в школе почему-то прибегаем к ним эпизодически, и то лишь на предметах гуманитарного цикла. А ведь привычка мыслить сообразно природе, то есть ассоциативно, поможет ученику успешно решать не только образовательные задачи, но и жизненные проблемы.
– Методика применима для любого учебного предмета?
– Да, и не только для дисциплин из школьной программы. Ученик в ноосферном образовании не только быстрее и легче усваивает учебный материал, главное, что он развивает целостное мышление.

– Предполагает ли ваша методика перекраивание учебной программы или принципиальные изменения классно-урочной системы?
– Нет, учителя, работающие по нашей методике, дают уроки в обычном школьном расписании. Не изменили мы и объем программного материала. Только урок по сравнению с традиционным строится совершенно иначе: мы начинаем не с логических умозаключений, которые нужно понять и запомнить, а с телесных ощущений. Начало объяснения нового материала – это не «посмотрите на доску» или «откройте учебники», а «расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя в том месте, где вам больше всего хотелось бы очутиться...». Учителя, работающие по нашей методике, используют на уроках музыку, ароматы цветов, пьют на уроке вместе с учениками душистый чай с конфетами. И это существенная часть методики.

– Много ли школ работает под вашим руководством?
– Уже довольно много. И в разных регионах: в Бурятии, Казахстане, Якутии, на Украине, в Калужской области. Мы заинтересованы в расширении сети школ, занимающихся ноосферным образованием, и проводим курсы для педагогов.

Редакция планирует провести подробный семинар по REAL-методике в ближайших номерах.
Обратиться в отделение ноосферного образования РАЕН за информацией о курсах вы можете по тел.:
(095) 244-87-50

Беседовала
Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru