ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Что такое ноосферная педагогика?
Вместо учебника – чашка чая, вместо
зубрежки – творчество!
Вспомните свой сегодняшний путь из
дома в школу. Независимо от того, пригревало ли
солнышко или моросило с неба остатками зимы,
нельзя не почувствовать, что весной уже пахнет. И
ваши ученики сегодня утром тоже ощущали весну со
всеми ее запахами, красками, звуками. Но
продолжалось это лишь до порога школы, ибо
образование наше пока устроено так, что хороший
ученик – это глаза и уши, чтобы смотреть на доску
и слушать объяснение учителя; рот, чтобы давать
правильные ответы; а усваивает научные сведения
и формулирует ответы мозг, да и он задействован
не весь, а только левое полушарие, настроенное на
формальную логику и анализ. Но ученик-то пришел в
класс весь, целиком. И к сожалению, тело со всеми
органами чувств, воспоминаниями, желаниями и
ощущениями нельзя на время уроков оставить на
улице погулять. Поэтому постепенно все, что не
задействовано в учебном процессе, начинает
тяготиться бездействием: ноги зашаркали по полу,
руки потянулись рисовать на полях тетради всякую
ерунду, нос живо интересуется, чем это потянуло
из приоткрытого окна, а заскучавшее правое
полушарие так и подбивает отвлечься от доски и
поглазеть в окно...
Как это ни печально, приходится признать, что
существующая школьная система противоречит
биологической и эмоциональной природе человека.
Это не проходит безнаказанно: практически все
школьники страдают хроническими заболеваниями,
да и результаты обучения оставляют желать
лучшего. Выход из плачевной ситуации ищут,
наверное, каждый хороший учитель и множество
ученых. Не стала исключением и Российская
академия естественных наук. В ее стенах родилась
новая концепция образования – ноосферная. О ней
мы попросили рассказать Марину УЛЬЯНОВУ,
члена-корреспондента РАЕН, кандидата
технических наук.
Чтобы понять суть нового направления, наверное,
нужно начать с названия...
– Ноосферой вслед за В.И.Вернадским мы
называем новую, целенаправленно развиваемую
человеком сферу жизни на Земле, сферу разума. И
человека, ученика нужно рассматривать, во-первых,
как органичную часть единой системы мира и,
во-вторых, как открытую самоорганизующуюся
систему. Тогда изменятся и отношения между
взрослым и ребенком. Это значит, что учитель не
только признает право на существование
биологической природы ученика, но и будет
активно использовать ее при освоении новых
знаний. То есть педагогика должна быть
биологически адекватной, тогда и обучение станет
не только гораздо более успешным, но и
гармоничным.
– Что вы понимаете под гармонией в обучении?
– Такой процесс образования, когда и ученик,
приобретающий знания, и учитель, ведущий его к
этому, испытывают только положительные эмоции,
иными словами, учить и учиться надо с
удовольствием.
– Радость как показатель эффективности
педагогической работы?
– Именно. В нашем организме вырабатываются
гормоны радости, эндорфины, а если их не хватает,
человек ощущает дискомфорт. В этом и кроются
причины болезней и плохих результатов обучения.
Их можно избежать, используя природосообразную
методику преподавания, которую разработала
Наталия Маслова, доктор психологических наук,
кандидат исторических наук, действительный член
РАЕН, и назвала ее REAL-методика: Relaxation –
релаксационное обучение, позволяющее
накапливать информацию и использовать правое
(творческое) полушарие; Action – активная
тренировка левого полушария; Learninq – учеба. Суть
ее в том, чтобы объяснять новый материал не
только в форме логических построений, а
обращаться к личностному опыту каждого ученика,
соединять новую информацию с запоминающимся
образом, включающим в себя цвет, звук, запах, вкус,
тактильные ощущения. Такой мыслеобраз легко
переходит в долговременную память, естественно
встраивается в уже существующую систему
мыслеобразов и используется учеником как
активное знание. В пользу такой системы
образования говорит и то, что это естественный
человеческий путь приобретения знаний. Ведь в
обыденной жизни мы часто используем образы и
ассоциации для того, чтобы лучше что-то понять и
запомнить. Но в школе почему-то прибегаем к ним
эпизодически, и то лишь на предметах
гуманитарного цикла. А ведь привычка мыслить
сообразно природе, то есть ассоциативно, поможет
ученику успешно решать не только
образовательные задачи, но и жизненные проблемы.
– Методика применима для любого учебного
предмета?
– Да, и не только для дисциплин из школьной
программы. Ученик в ноосферном образовании не
только быстрее и легче усваивает учебный
материал, главное, что он развивает целостное
мышление.
– Предполагает ли ваша методика
перекраивание учебной программы или
принципиальные изменения классно-урочной
системы?
– Нет, учителя, работающие по нашей методике,
дают уроки в обычном школьном расписании. Не
изменили мы и объем программного материала.
Только урок по сравнению с традиционным строится
совершенно иначе: мы начинаем не с логических
умозаключений, которые нужно понять и запомнить,
а с телесных ощущений. Начало объяснения нового
материала – это не «посмотрите на доску» или
«откройте учебники», а «расслабьтесь, закройте
глаза и представьте себя в том месте, где вам
больше всего хотелось бы очутиться...». Учителя,
работающие по нашей методике, используют на
уроках музыку, ароматы цветов, пьют на уроке
вместе с учениками душистый чай с конфетами. И
это существенная часть методики.
– Много ли школ работает под вашим
руководством?
– Уже довольно много. И в разных регионах: в
Бурятии, Казахстане, Якутии, на Украине, в
Калужской области. Мы заинтересованы в
расширении сети школ, занимающихся ноосферным
образованием, и проводим курсы для педагогов.
Редакция планирует провести
подробный семинар по REAL-методике в ближайших
номерах.
Обратиться в отделение ноосферного образования
РАЕН за информацией о курсах вы можете по тел.:
(095) 244-87-50
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|