ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Почему-то письма, пришедшие
по обычной и электронной почте, воспринимаются
по-разному. Конверт, лежащий на столе, заставляет
то и дело мысленно возвращаться к тексту письма.
Последнее, пришедшее на днях от учителей
сельской школы Алтайского края, было о том, что
дети с трудом воспринимают текст, плохо его
понимают. И просьба: рассказать о способах работы
с текстом.
Я, конечно, стала вспоминать, кто из психологов и
педагогов занимается этой темой. И незаметно
перешла к собственным – забавным и серьезным –
воспоминаниям. Меня в учительской части моей
жизни много лет подряд интересует тема
понимания. Да и просто в жизни, а не в классе
собеседник интересен, и его хочется понять.
Наверное, потому во всех моих классах постепенно
возникала ценность понимания. Медленно, далеко
не сразу. Ведь дети за первые годы жизни
привыкают к тому, что взрослые от них чаще всего
отмахиваются, сосредоточенные на миллионе своих
невеселых и неотложных забот и проблем. А когда
сами обращаются к детям, тоже не особо утруждают
себя мыслью, насколько сказанное понятно
ребенку. И поскольку укореняется эта “вредная
привычка” задолго до школы, даже шестилетки,
только-только пришедшие в первый класс, убеждены:
понимать все, что говорят взрослые, во-первых,
бесполезно, во-вторых, вовсе не обязательно. Это
(не смейтесь) – жизненная позиция, основанная на
печальном личном опыте.
Именно такие серьезные психологические
механизмы противостоят учителю, добивающемуся
осмысленного, вдумчивого чтения и слушания.
Учитель для этого – и картинки, и составление
плана, и схемы, и субъекты-предикаты, и вопросы...
но воз и ныне там (или переваливается со скрипом и
черепашьей скоростью). Особенно если начинать в
средней, тем более старшей школе, уповать только
на методы и надеяться на быстрые результаты.
Для того чтобы появилась привычка понимать, а не
пропускать мимо ушей и глаз большую часть текста,
нужен опыт заинтересованного общения. Ребенок
должен привыкнуть к тому, что он вам интересен:
учитель выслушает его внимательно, переспросит,
что рассказчик имел в виду, то есть покажет, что
сказанное можно понять по-разному. И не понимать
– это нормально, нужно просто уточнить.
Начинается же подобное общение (к сожалению или к
счастью) не с параграфов учебника, а с житейских
разговоров с малышами: о кошке, о снах, любимой
еде, ссоре с братом, о дне рождения...
Разумеется, это не исключает картинок, плана,
вопросов и т.д. и т.п., которые действительно
работают, когда дети почувствуют вкус к
осмысленному чтению, привыкнут уважать и себя, и
автора.
Но во всем нужно чувствовать меру. Я однажды
слишком увлеклась методами понимания и в период
особенно тяжелого дидактического обострения
попыталась достичь уверенности, что все дети в
прочитанном тексте поняли всё.
Текст был чудесный и вполне “по росту” моим
третьеклассникам не только на мой взгляд, но и по
мнению Министерства образования – он из
учебника третьего класса. Мы, как принято,
обсудили и объяснили непонятные слова, а при
повторном чтении столкнулись с тем, что человек
пять-шесть не понимают смысла красивейшей
развернутой метафоры. Мне бы объяснить в двух
словах и идти дальше. Но дидактический бес
подбивал меня на подвиги. Я рисовала схемы,
приводила аналогии, взывала к воображению детей,
бегала по классу и размахивала руками – только
чечетку не била, как актер Пуговкин в сцене
перевоспитания хулигана-тунеядца. Надоела всем
ужасно... Те счастливчики, которые поняли, давно
взяли новое задание. А объекты моей
педагогической экспансии честно старались
понять – к тому времени, наверное, уже из
сострадания и опасения за мое психическое
здоровье. Однако не случилось. Теперь я понимаю,
что на тот момент у этих нескольких детей просто
не было необходимого опыта или еще чего-то
нужного в сознании. И уверена: этот абзац
“поймется сам” через некоторое время. (Если я не
отбила у них навсегда охоту перечитывать этот
рассказ или, чего доброго, и автора.)
Это я к тому, что, по мнению высокоученых
исследователей, полное понимание возникает при
абсолютном совпадении опыта и знания говорящего
и слушающего. Что, как вы понимаете, практически
невозможно.
Тем не менее это не отменяет общения. И я твердо
обещаю, что каждое пришедшее письмо внимательно
прочитаю, постараюсь понять и написать ответ.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|