Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Колонка редактора

Почему-то письма, пришедшие по обычной и электронной почте, воспринимаются по-разному. Конверт, лежащий на столе, заставляет то и дело мысленно возвращаться к тексту письма. Последнее, пришедшее на днях от учителей сельской школы Алтайского края, было о том, что дети с трудом воспринимают текст, плохо его понимают. И просьба: рассказать о способах работы с текстом.
Я, конечно, стала вспоминать, кто из психологов и педагогов занимается этой темой. И незаметно перешла к собственным – забавным и серьезным – воспоминаниям. Меня в учительской части моей жизни много лет подряд интересует тема понимания. Да и просто в жизни, а не в классе собеседник интересен, и его хочется понять.
Наверное, потому во всех моих классах постепенно возникала ценность понимания. Медленно, далеко не сразу. Ведь дети за первые годы жизни привыкают к тому, что взрослые от них чаще всего отмахиваются, сосредоточенные на миллионе своих невеселых и неотложных забот и проблем. А когда сами обращаются к детям, тоже не особо утруждают себя мыслью, насколько сказанное понятно ребенку. И поскольку укореняется эта “вредная привычка” задолго до школы, даже шестилетки, только-только пришедшие в первый класс, убеждены: понимать все, что говорят взрослые, во-первых, бесполезно, во-вторых, вовсе не обязательно. Это (не смейтесь) – жизненная позиция, основанная на печальном личном опыте.
Именно такие серьезные психологические механизмы противостоят учителю, добивающемуся осмысленного, вдумчивого чтения и слушания. Учитель для этого – и картинки, и составление плана, и схемы, и субъекты-предикаты, и вопросы... но воз и ныне там (или переваливается со скрипом и черепашьей скоростью). Особенно если начинать в средней, тем более старшей школе, уповать только на методы и надеяться на быстрые результаты.
Для того чтобы появилась привычка понимать, а не пропускать мимо ушей и глаз большую часть текста, нужен опыт заинтересованного общения. Ребенок должен привыкнуть к тому, что он вам интересен: учитель выслушает его внимательно, переспросит, что рассказчик имел в виду, то есть покажет, что сказанное можно понять по-разному. И не понимать – это нормально, нужно просто уточнить. Начинается же подобное общение (к сожалению или к счастью) не с параграфов учебника, а с житейских разговоров с малышами: о кошке, о снах, любимой еде, ссоре с братом, о дне рождения...
Разумеется, это не исключает картинок, плана, вопросов и т.д. и т.п., которые действительно работают, когда дети почувствуют вкус к осмысленному чтению, привыкнут уважать и себя, и автора.
Но во всем нужно чувствовать меру. Я однажды слишком увлеклась методами понимания и в период особенно тяжелого дидактического обострения попыталась достичь уверенности, что все дети в прочитанном тексте поняли всё.
Текст был чудесный и вполне “по росту” моим третьеклассникам не только на мой взгляд, но и по мнению Министерства образования – он из учебника третьего класса. Мы, как принято, обсудили и объяснили непонятные слова, а при повторном чтении столкнулись с тем, что человек пять-шесть не понимают смысла красивейшей развернутой метафоры. Мне бы объяснить в двух словах и идти дальше. Но дидактический бес подбивал меня на подвиги. Я рисовала схемы, приводила аналогии, взывала к воображению детей, бегала по классу и размахивала руками – только чечетку не била, как актер Пуговкин в сцене перевоспитания хулигана-тунеядца. Надоела всем ужасно... Те счастливчики, которые поняли, давно взяли новое задание. А объекты моей педагогической экспансии честно старались понять – к тому времени, наверное, уже из сострадания и опасения за мое психическое здоровье. Однако не случилось. Теперь я понимаю, что на тот момент у этих нескольких детей просто не было необходимого опыта или еще чего-то нужного в сознании. И уверена: этот абзац “поймется сам” через некоторое время. (Если я не отбила у них навсегда охоту перечитывать этот рассказ или, чего доброго, и автора.)
Это я к тому, что, по мнению высокоученых исследователей, полное понимание возникает при абсолютном совпадении опыта и знания говорящего и слушающего. Что, как вы понимаете, практически невозможно.
Тем не менее это не отменяет общения. И я твердо обещаю, что каждое пришедшее письмо внимательно прочитаю, постараюсь понять и написать ответ.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru