Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ 

Евгения НИКАШИНА

Национальные особенности
психологического сервиса

В школах появилась дверь, в которую можно хотя бы постучать и задать свой мучительный вопрос. Но сначала лучше бы узнать, кто скрывается за табличкой с надписью: «Психолог»...

В опросы к профессиональному психологу рано или поздно возникают у любого родителя – редкий ребенок умудряется прожить школьное детство, ни разу не поставив родителей на уши. Некоторые упражняются в этом деле виртуозно и ежедневно.
Неизвестно, кто приносит больше проблем – отстающие в развитии, опережающие в развитии или золотая середина – простых детей не бывает по определению. Если все просто, то значит, не копали и не рассматривали внимательно. Бывает, что и хорошо, и слава Богу, что не копали, все само рассосалось и исправилось. А бывает, что нет…
Дитя мучает кошку, грубит бабушке, ненавидит младшего брата (сестру), не хочет учиться напрочь, крадет деньги, нарочно портит вещи, врет самозабвенно (список возникающих проблем бесконечен). Родитель истощил все свои методы, уперся в стенку лбом, воет волком от бессилия. Отношения «отцы и дети» порой доходят до клинического состояния с обеих сторон. Обращаться за помощью к психологам, психотерапевтам, психиатрам у нас как-то не принято – не было в стране такого сервиса, а в тот, что был, обращаться было себе дороже, да и не могло быть психологических проблем у «винтиков» и «шурупчиков».

Но вот психологический сервис стал понемногу проявляться. С появлением штатных психологов в школе вроде как появилась дверь, в которую можно хотя бы постучать и задать свой мучительный вопрос. Но сначала хорошо бы узнать, кто же там за дверью с надписью: «Психолог».
Если в данной школе ставка психолога отдана в качестве повышения зарплаты жене (дочери, невестке, приятельнице… нужное подчеркнуть) директора (у которой хорошо если есть диплом педучилища), то нужной двери вы не найдете, а если найдете, то стучать не станете – ведь не будете вы обращаться с острым аппендицитом к хорошенькой санитарке. А если и постучите, то, услышав исчерпывающий ответ, скромно дверь закроете и пойдете дальше искать новое решение. (Ситуация вовсе не придумана, а срисована, к великому сожалению, с натуры.)
Если вас встретит задушевная мама-психолог, чьи не менее проблемные дети учатся в этой же школе (потому-то она и работает именно здесь), то вы обсудите вашу беду по-женски многогранно, расстанетесь лучшими подругами, а острая колюще-режущая проблема превратится в тоскливую и тупо ноющую вселенскую скорбь. До работы с ребенком скорее всего дело не дойдет.
Если вас встретит рьяный, рвущийся к большой науке специалист, то вас завалят многочисленными тестами, сообщат трехэтажные диагнозы, которые, даже если вы их и поймете, совершенно не ответят на ваши вопросы. (Гарантий, что эти диагнозы соответствуют действительности, вы не получите, поскольку данный специалист вполне может оказаться натурой увлекающейся, а проверять его выкладки некому.)
Если вам по-крупному повезло и ваша школа базовая для серьезного психологического института, то в ней десяток психологов давно ведут серьезную диагностику и настоящую работу, результаты которой видны невооруженным глазом – другие дети, другие родители, другие педагоги, и все они общаются совершенно по-другому. Сказка! Но не всем так везет в жизни – стать экспериментальным подопытным классных специалистов, которые оттачивают на вас свое мастерство.
Что же делать? Куда податься?
Лед тронулся, господа родители!
За всю страну не скажу, но в Москве уже два года работают Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК) – сейчас их 41, в каждом административном округе один или несколько центров обязательно есть. Это государственные учреждения, которые в системе дополнительного образования оказывают населению (от 0 до 18) бесплатную (во всяком случае, пока бесплатную) психолого-педагогическую помощь. Все центры разные, поскольку возникали они не на ровном месте, каждый имеет свою историю, свое направление и свои особенности.
За все центры не скажу, но судьба свела с ЦППРиК «Ясенево» и его директором Еленой Анатольевной Екжановой. То, что я увидела в этом центре, вызвало изрядную грусть: жаль, что ничего подобного не встретилось ранее, когда мы спотыкались на родительском пути, и радость, что кому-то повезет сегодня.
В штате центра работают психологи (кто-то предпочитает работать с дошкольниками, кто-то – с подростками, кто-то – с родителями и всей семьей в целом), врачи (психоневрологи, логопеды и т.д., есть даже иглорефлексотерапевт), педагоги дополнительного образования. Ведутся индивидуальные приемы, работают групповые тренинги, проводятся тестирование дошкольников на предмет готовности к школе и всевозможные тестирования подростков, разбираются в сложных семейных отношениях «отцов и детей» и в школьной «неуспешности», исправляют дефекты речи и катастрофическую безграмотность.
Способ обращения в центр простой – надо позвонить и рассказать о своей проблеме. Звонят родители, дедушки-бабушки, педагоги и сами дети. Если есть возможность помочь немедленно – вас запишут к нужному специалисту, который по ходу дела будет искать вместе с вами правильное решение. Если нет такой возможности – хотя бы посоветуют, куда можно обратиться. Если запросов о конкретной помощи придет много – будет создана соответствующая служба. Центр работает как живой, развивающийся организм.
Люди идут в центр. И центр идет к людям – работа ведется в школах района, детских садах, детских домах. Центр проводит семинары для школьных психологов и социальных педагогов, участвует в конференциях, ведет научную работу. Темы для семинаров никого не оставят равнодушными: «Детский суицид», «Часто болеющие дети (ЧБД)», «Правовая ответственность несовершеннолетних», «Трудный ребенок в семье»… Центр работает не только с детьми, но и с родителями, поскольку родитель в воспитании был и остается самым главным действующим лицом. Потому создана «Родительская академия», потому столько сил тратится на создание правильной и активной позиции взрослых. Ребенку, здоровому, а тем более больному, нужны нормальные, психически и физически здоровые родители, полноценная семья, потому центр разворачивает пропаганду здорового образа жизни.
…Звонок в центр. Бабушка рассказывает, что 15-летний внук совершенно отбился от рук (ворует деньги – пытается «подкупить» приятелей пивом и сигаретами, не ходит в школу, грубит и т.д.). Мама в 33 года с инсультом в больнице, папа мальчику неродной, потому авторитетом не пользуется. Год назад парня сильно избили на улице, приняли за другого. С тех пор, получив сотрясение мозга, он «обозлился окончательно». Далее цитирую подряд: «Психолог в школе давно говорила, что у внука есть проблемы, но мать всегда повторяла: «Он нормальный!» И психиатр сказал, что он нормальный! Он с детства болел часто, ложный круп, слабенький был, потому мы его и не били никогда, а теперь уже поздно...» Как развязать этот узел, где все перепуталось: на наших улицах детки деток бьют насмерть, не разбирая своих и чужих; от психолога отмахнулись, но к психиатру повели; папа неродной, потому предпочитает держаться в стороне; мама в свои 33 года от переживаний уже в больнице с инсультом, а вся проблема, оказывается, в том, что дома больного ребенка не лупили вовремя? Кого начинать лечить в этой ситуации? Что считать нормой? Как «заманить» со всех сторон затравленного парня, который хочет любой ценой завести друзей, к подростковому психологу?
…Мама-папа привезли пятилетнего малыша – он не хочет говорить! У малыша все нормально с развитием, но он не говорит – и все. «Кто занимается ребенком?» – вопрошает психолог, чувствуя подвох. Ответ: «Никто! Нам некогда. К какому специалисту вы посоветуете обратиться?» Забыли занятые делами мама-папа про Арину Родионовну, про то, что речь сама по себе не возникает, если говорить не с кем.
И это еще цветочки. Эти взрослые все же приехали или позвонили. Все же волнуются, переживают, любят по-своему. А еще есть «сексуально раскрепощенные» дети, трудные подростки с криминальным прошлым и настоящим, появилась жутковатая мода на детский суицид и прочие страшные проблемы. Нет детских и подростковых организаций, нет общедоступных спортивных секций, дворцы пионеров поменяли название и ориентацию, зато пива и зрелищ хватит на всех.
…Поставили в центре на входе ящик для записок: «Спрашивайте – отвечаем!» За неделю в ящике появились только две малюсенькие бумажки с детским почерком и одинаковым, но, видимо, очень важным вопросом: «Когда придет весна – пора любви?» Отвечаем: весна по календарю приходит строго 1 марта, а пора любви – дело сугубо индивидуальное, ждите и не пропустите, когда придет. Других вопросов не было. Хорошо бы так оно и было на самом деле.

Граждане дорогие! Жизнь началась другая. Лед действительно тронулся. Потому надо бы поосторожнее при ледоходе – не накрыло б с головой! Все течет и все меняется очень быстро, надо успевать перестраиваться, но и не терять основных ориентиров: что вечно, а что сиюминутно и потому преходяще.
Появилось огромное множество научной и околонаучной литературы по психологии. Особенно иностранной, особенно по раскрытию внутренних резервов организма. Работают многочисленные развивающие всё и вся платные тренинги – можно развивать себя в группах и индивидуально, было бы желание и деньги. И неплохо бы нам ориентироваться во всем происходящем, хотя бы в предлагаемых направлениях развития, чтобы знать, куда ведут.
Не сидите в тоске, обнявшись со своими нерешенными проблемами. Не стучите головой в стену. Не доводите себя и детей до криминала и абсурда. Не кидайтесь к целителям и доморощенным психоаналитикам. Звоните в свой ближайший центр, записывайтесь и приходите. Работайте вместе со специалистами. Ищите – и обрящете. И не забудьте захватить с собой сменную обувь!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru