РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НЕ ПЕРЕНЯТЬ ЛИ ОПЫТ?
Десять ключей успешного воспитания
350 учителей-инструкторов
Международной организации, работающих с
трудными подростками и семьями в школах, церквах,
социальных центрах Америки, собрались вместе и
составили эти 10 правил-ключей, чтобы помочь всем
нам.
1. Относитесь к воспитанию неформально.
Обращайте внимание на качество проведенного с
ребенком времени, а не на его количество.
Современная жизнь всех нас научила невольно
экономить на всем, в том числе на эмоциях,
разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо
того, чтобы сосредоточить все внимание на том,
что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы
слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем
научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в
общении родителей плохо себя ведут и чувствуют
себя потерянными. Поэтому даже отрицательное
внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем
холодность и безразличие.
2. Поменьше говорите, побольше делайте.
Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000
(!) советов и замечаний в день. Поэтому
неудивительно, что наши дети становятся
«глухими». Если ребенок, несмотря на ваши
просьбы, с завидным безразличием бросает в
стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды
выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам
убедится, что в таком виде их невозможно
отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче
слов.
3. Дайте детям почувствовать, что они сильны,
легальными способами; иначе они сами найдут
нелегальные. А для этого с детьми надо
советоваться, давать им право выбирать, покупать,
считать деньги, готовить несложные блюда.
Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую
посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик.
Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но
разве в этом дело? Если вы будете обходиться без
помощи детей, вы лишите их возможности
чувствовать себя нужными и сильными.
4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести
ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:
– Что случилось бы, если б я не вмешался?
Если мы вмешиваемся, когда в этом нет
необходимости, мы лишаем детей возможности
видеть последствия и учиться на собственных
ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь
ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если
ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не
кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему
забыть его, проголодаться и запомнить, что по
утрам нужно класть завтрак в портфель самому.
5. Все ваши правила и требования должны быть
логически обоснованы и понятны ребенку. А для
этого в следующий раз, когда он забудет сдать
фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он
обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами,
не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту
проблему и думает, где взять денег в долг.
Последствие для ребенка должно быть логически
связано с его собственным поведением. И только
тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок
увидит логику в вашей дисциплине.
6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет
вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами
непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его
ждете в соседней комнате, чтобы спокойно
поговорить. Не поддавайтесь на провокации и
храните невозмутимость изо всех сил. Если вы
обиделись или разозлились – вы проиграли.
7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого.
Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не
может быть плохим. Он должен всегда быть уверен,
что его любят независимо от того, что он сделал.
Если сомневаетесь в правильности своих
требований, спросите себя честно: «Будет ли
ребенок от этого увереннее в своих силах?»
8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно.
Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться
за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной
рубашке. По истечении указанного срока имеете
полное право спокойно и бережно отнести ее в
машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас
не будет проблем по утрам с одеванием. Только в
этот момент вы должны быть добрыми и
справедливыми.
9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что
наше слово отзовется не только сейчас, но и через
года, когда наши дети будут воспитывать наших
внуков. Исходя из этих соображений, иногда
приходится отказываться от простых и быстрых
решений проблемы, предпочтение отдав сложным и
трудоемким, если это в будущем принесет большую
пользу нашим детям и внукам. Если мы можем
ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную
проблему, мы заодно учим его агрессивным
действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь
добиться от другого человека или ребенка.
10. Будьте последовательны. Если вы договорились,
что не будете покупать в магазине конфеты,
держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры
и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни
хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше
уважать вас, если увидит, что вы умеете держать
обещания.
Перевод с английского
Марины НИКОНОВОЙ и Лизы ОСЬМИНИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|