СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Разгрузили или добавили?
Чтобы освоить обязательный минимум,
предусмотренный новым проектом стандартов,
необходимо значительно увеличить количество
учебных часов
Обязательный минимум предложенного
проекта стандартов и требований к уровню
подготовки выпускников предполагают, что за
время учебы в начальной школе ученик должен
усвоить:
около 200 новых понятий;
выучить более 150 правил по математике и русскому
языку;
выполнить более 3500 заданий по математике;
около 2000 упражнений по русскому языку;
прочитать более 500 произведений, не считая
внеклассное чтение.
В основной школе ученики должны изучить:
по биологии – 1624 понятия, 656 фактов, запомнить
около 350 определений;
по географии – изучить около 600 понятий и почти 700
географических объектов;
по математике – изучить 270 понятий, около 100
теорем (из них 45 с доказательством), более 100
правил и свойств, запомнить около 100 приемов
решения задач и прорешать 9000 упражнений;
по физике – знать 97 различных физических величин
и единиц их измерения, запомнить названия 54
физических приборов;
по химии – 190 понятий, физические свойства 17
веществ, химические свойства 73 веществ.
Шестиклассник на одном уроке биологии по теме
«Строение цветка» должен изучить 22 понятия и 15
примеров. А на уроке географии по теме «Река» –
познакомиться с 16 понятиями, 15 географическими
объектами и раскрыть 4 причинно-следственные
связи.
Причем эти темы изучаются в одно и то же время,
может оказаться, что эти уроки проходят в одном
месяце, на одной неделе и, более того, в один день.
И все это шестиклассник должен услышать, понять и
запомнить!
В новом проекте по сравнению с ныне действующими
программами по некоторым предметам добавлено до
25% новых дидактических единиц.
Так, по математике в основной школе добавлены 22
дидактические единицы, по химии – 14
дидактических единиц, по физике – 24, по географии
– 8.
Появление новых дидактических единиц в первую
очередь связано с переходом на концентрические
программы и перераспределением тем между
ступенями обучения.
Так, в биологии 32% дидактических единиц
перенесено из старшей школы в основную. В связи с
этим количество изучаемых понятий увеличилось
более чем в 2 раза.
По курсу «Человек» по линейной программе
изучалось 208 понятий, а по концентрической (по
новому проекту) – необходимо изучить 663 понятия.
По курсу «Основы общей биологии» по линейной
программе изучалось 186 понятий, по
концентрической программе необходимо изучить 396
понятий.
По математике из старшей школы в основную
перенесено:
11 дидактических единиц, включающих 59 новых
понятий.
По физике из старшей школы в основную перенесены
24 дидактические единицы, включающие 24 новых
понятия.
По химии – 14 дидактических единиц, включающих 110
понятий.
Можно ли выполнить предложенный обязательный
минимум и требования к уровню подготовки
выпускников? Можно, если прибавится учебное
время. Практически по всем рассматриваемым
предметам.
Так, учителя начальных классов считают
необходимым выделить дополнительно на изучение
математики 12 часов, русского языка – 12 часов, для
повышения техники чтения – 15 часов.
Учителям основной школы только по
естественно-математическому циклу требуется
дополнительно 129 часов, по русскому языку – 30
часов, по литературе – 111 часов.
Учителя русского языка и литературы отмечают,
что в новом проекте усилена коммуникативная
направленность содержания образования. Она
представлена отдельным разделом: «Речь. Речевая
деятельность. Понятие о культуре речи. Русский
речевой этикет».
Но на развитие устной и письменной речи, на уроки
по руководству самостоятельным чтением, на
отработку техники и выразительности чтения
необходимо дополнительное время.
По новому проекту ученику необходимо читать
ежедневно в течение всего учебного года, каждый
день, включая выходные дни и каникулы, только по
литературе:
Все это было бы смешно, если бы не было так
грустно.
Н.ФИЛИППОВА,
старший методист ГЦРО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|