Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Преемственность как основа
школьного курса

В проектных документах совсем не затрагивается вопрос о преемственности содержания образования. Тем не менее при переходе на концентрическое построение курсов преемственность должна быть во всем:

а) между ступенями (детский сад – начальная школа – основная школа – старшая школа – вуз);
б) между предметами (межпредметные связи);
в) в учебниках (их построении и в использовании терминологии).
Изучив «Содержание образования в начальной школе» и «Требования к уровню подготовки выпускников» в новом проекте, сравнив различные программы и учебники, действующие сейчас в начальной школе, можно сделать вывод, что начальная школа перегружена по двум причинам: а) непонимание различия между стандартом и программой, программой и учебником; б) введение пропедевтических курсов практически по всем дисциплинам.

Поясню: сегодня учитель считает, что ребенок должен знать все, что написано в учебнике. Хотя речь должна идти только об отработке основных понятий, о приобретении умений и навыков.
А если говорить о пропедевтических курсах, мнение учителей-предметников единодушно – учитель начальных классов не может быть специалистом в 5–6 учебных предметах. А получив в начальной школе искаженное представление о каком-либо явлении или понятии, школьник иногда не может от него освободиться на протяжении всей учебы...

Особое место занимает преемственность между старшей школой и вузом.
В настоящее время всем понятно, что знаний, полученных в общеобразовательной школе, недостаточно для поступления в вуз.
Снимет ли эту проблему профильное обучение в старшей школе?
По содержанию профиля по математике складывается впечатление, что в старшей школе в профильном уровне должны изучаться вопросы 1–2 курса вуза.
Преподаватель математики должен быть специалистом в вопросах логики, элементов теории чисел, теории вероятности, высшей алгебры, геометрии, теории математического анализа и т.д. Причем специалистом самого высокого класса, чтобы уметь перевести научный математический язык на язык, доступный пониманию большинства учащихся. Просто изложить материал, как это делается в вузе, недостаточно, надо, чтобы его усвоили, поняли. Кто будет преподавать в таких классах?
На данный момент таких специалистов нет (даже в вузах преподаватели специализируются на 1–2 дисциплинах).
Может быть, в профильных классах городских школ будут работать преподаватели вузов? А в сельских школах?
Еще один вопрос – межпредметные связи.
По различным предметам есть нестыковки в порядке изучения тем. Например, с понятием «Вектор, действия с векторами» ученики встречаются сначала на уроках физики и только потом – на уроках математики. Аналогичная ситуация с гармоническими колебаниями.
Другой пример: на уроках физики дети «не узнают» математических зависимостей, плохо работают с формулами.
Поэтому в обязательный минимум содержания образования по математике необходимо заложить развитие умения работать с формулами и делать вычисления по формуле, работать с графиками, отражающими физические и химические процессы, реальную жизнь.

Н. БОБОРЕНКО,
учитель математики

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru