СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Преемственность как основа школьного
курса
В проектных документах совсем не
затрагивается вопрос о преемственности
содержания образования. Тем не менее при
переходе на концентрическое построение курсов
преемственность должна быть во всем:
а) между ступенями (детский сад –
начальная школа – основная школа – старшая
школа – вуз);
б) между предметами (межпредметные связи);
в) в учебниках (их построении и в использовании
терминологии).
Изучив «Содержание образования в начальной
школе» и «Требования к уровню подготовки
выпускников» в новом проекте, сравнив различные
программы и учебники, действующие сейчас в
начальной школе, можно сделать вывод, что
начальная школа перегружена по двум причинам: а)
непонимание различия между стандартом и
программой, программой и учебником; б) введение
пропедевтических курсов практически по всем
дисциплинам.
Поясню: сегодня учитель считает, что
ребенок должен знать все, что написано в
учебнике. Хотя речь должна идти только об
отработке основных понятий, о приобретении
умений и навыков.
А если говорить о пропедевтических курсах,
мнение учителей-предметников единодушно –
учитель начальных классов не может быть
специалистом в 5–6 учебных предметах. А получив в
начальной школе искаженное представление о
каком-либо явлении или понятии, школьник иногда
не может от него освободиться на протяжении всей
учебы...
Особое место занимает преемственность между
старшей школой и вузом.
В настоящее время всем понятно, что знаний,
полученных в общеобразовательной школе,
недостаточно для поступления в вуз.
Снимет ли эту проблему профильное обучение в
старшей школе?
По содержанию профиля по математике
складывается впечатление, что в старшей школе в
профильном уровне должны изучаться вопросы 1–2
курса вуза.
Преподаватель математики должен быть
специалистом в вопросах логики, элементов теории
чисел, теории вероятности, высшей алгебры,
геометрии, теории математического анализа и т.д.
Причем специалистом самого высокого класса,
чтобы уметь перевести научный математический
язык на язык, доступный пониманию большинства
учащихся. Просто изложить материал, как это
делается в вузе, недостаточно, надо, чтобы его
усвоили, поняли. Кто будет преподавать в таких
классах?
На данный момент таких специалистов нет (даже в
вузах преподаватели специализируются на 1–2
дисциплинах).
Может быть, в профильных классах городских школ
будут работать преподаватели вузов? А в сельских
школах?
Еще один вопрос – межпредметные связи.
По различным предметам есть нестыковки в порядке
изучения тем. Например, с понятием «Вектор,
действия с векторами» ученики встречаются
сначала на уроках физики и только потом – на
уроках математики. Аналогичная ситуация с
гармоническими колебаниями.
Другой пример: на уроках физики дети «не узнают»
математических зависимостей, плохо работают с
формулами.
Поэтому в обязательный минимум содержания
образования по математике необходимо заложить
развитие умения работать с формулами и делать
вычисления по формуле, работать с графиками,
отражающими физические и химические процессы,
реальную жизнь.
Н. БОБОРЕНКО,
учитель математики
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|