Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Невостребованное в жизни,
недоступное для многих...

Таково сегодня содержание образования

Мы много лет говорим о том, что учебные программы в школе сильно перегружены, что преобладают знаниевая направленность, информационные методы обучения, нагружается прежде всего память учащихся.
Необходимо признать тот факт, что сложившееся содержание школьного образования не только недоступно для части учащихся, но и во многих случаях оказывается невостребованным в реальной жизни детей. Кроме того, традиционный объем содержания образования часто выступает фактором, препятствующим формированию мотивации учебной деятельности, ограничивает право ребенка на качественное образование.
Везде говорят о том, что дети ничего не учат, все знают о катастрофически снижающихся показателях психического, физического и нравственного здоровья детей. И на этом фоне постоянно увеличивается объем выдаваемой школой информации (мы ничего не уменьшаем, мы только добавляем). Из-за слабой учебно-материальной базы уменьшается число практических работ, а следовательно, и практических навыков. Вместе с этим высшие учебные заведения поднимают планку требований к абитуриентам.
Мы находимся в каком-то порочном кругу.
Основой решения массы проблем общей школы должно стать новое содержание образования, которое, по нашему мнению, необходимо начинать апробировать уже сейчас. Это в свою очередь даст возможность вносить конструктивные предложения.
База для такой работы есть. Семь лет школы Ярославля работают по освоению технологии «Уровневая дифференциация обучения».
Большая группа учителей нашего города и коллеги из Углича занимаются анализом проектных документов государственных образовательных стандартов. Они подсчитали количество понятий, определений, задач, объем материала, который необходимо освоить ученику за день, вычленили дидактические единицы и требования к учащимся по математике, русскому языку, физике, химии, биологии, географии, а также в начальной школе.
Осмысление проблем содержания образования – дело непростое. Проекты минимального содержания по отдельным предметам, разработанные нашими учителями, конечно, несовершенны и в ходе апробации должны претерпеть существенные изменения. Но надо браться за дело, а не бесконечно совещаться по поводу того, что же делать.
Одной из задач нового проекта является обеспечение практико-ориентированной направленности общего образования, освоение опыта эмоциональной и творческой деятельности путем расширения различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы.
С этой точки зрения предлагаемые проекты обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников проработаны, на наш взгляд, недостаточно. Значительно больше отражают они такое требование к содержанию общего образования, как сохранение фундаментальности знаний.
И здесь уместно вспомнить полемику о том, что наша школа, вообще говоря, не является общеобразовательной. В школе изучаются основы наук, а не общие положения о развитии мира, недостаточно высок уровень предметов социально-гуманитарного цикла, необходимых для полноценной гражданской деятельности выпускников школы.
Именно фундаментальностью страдает в первую очередь начальная школа, поэтому уже в начальных классах накапливается школьная усталость, снижается учебная мотивация, приводящая многих детей к устойчивому неуспеху в основной школе.
Вопросы изменения содержания образования напрямую должны быть связаны с изменением многих других аспектов организации образования.
1. Прежде всего это подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Учителей надо учить ясно понимать смысл стандартов, учить, как обеспечить государственные образовательные стандарты и при этом – дифференциацию и индивидуализацию образования на основе многообразия образовательных учреждений, вариативности образовательных программ, учебных пособий и учебников. Надо обучать будущих учителей различным образовательным технологиям.
2. Аттестация учащихся должна быть организована по-другому – с учетом необходимости фиксации продвижения ученика по пути достижения образовательных стандартов и более высокого уровня освоения учебных программ. При этом, на наш взгляд, государственная аттестация выпускников должна быть разделена на аттестацию на базовом и на повышенном уровнях.
3. Процедуры аттестации общеобразовательной школы должны быть в аспекте содержания образования сосредоточены на контроле строго за освоением выпускниками государственных образовательных стандартов и в сроки, определенные соответствующим Положением о государственной аттестации выпускников школ.
4. В значительной степени должны быть переработаны школьные учебники и учебные пособия, в которых необходимо четкое разделение материалов базового и повышенного уровней освоения.
5. Система оценивания достижений учащихся должна быть изменена. Если государство устраивает уровень стандарта, то оценка (отметка) за этот уровень освоения должна быть такой, чтобы ученик и его родители чувствовали себя комфортно, по крайней мере в рамках уже сложившегося в системе образования страны менталитета.
6. Особую нашу тревогу вызывают выпускники, поступающие в высшие учебные заведения, так как существующий на сегодня вузоцентризм буквально выматывает и детей, и их родителей, и учителей. Несмотря на то что существует соответствующий приказ Министерства образования РФ о том, что на вступительных испытаниях уровень требований к абитуриенту должен соответствовать минимуму содержания общего образования, вузы существенно завышают эти требования.
Так, в прошлом учебном году на совмещенных экзаменах в наших школах медицинская академия, технический университет давали задания, явно требующие значительно более высокой подготовки, чем даже та, которая была в соответствующих профильных классах.
Уже по итогам этого года можно сказать, что даже выпускники, имеющие по многим предметам высокую подготовку, например, по математике (это и обучение в физико-математической школе, и победы на олимпиадах разного уровня), на централизованном тестировании получили отметки не выше «4». А наши коллеги из Демидовского университета говорят, что все задания централизованного тестирования по физике в этом году взяты из вузовских учебников.
Самое главное, что нашим выпускникам не хватает не столько подготовки, сколько катастрофически не хватает отведенного на тестирование и экзамены времени.
А это значит, что и централизованное тестирование рассчитано в большей степени на значительный объем памяти, чем на развитое мышление и умение применять свои знания в различных ситуациях.
Непонятно, какие цели преследуют при этом Министерство образования и Центр тестирования.
В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что новые тенденции развития России заставляют переосмыслить цели образования, и школьного в частности, соответственно по-новому формулировать и планируемые результаты образования.
В качестве главного результата в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодого человека, заканчивающего школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
А для этого он должен знать, что от него требует государство, когда он будет успешен в школе, при каких условиях сможет продолжить свое образование, что он должен выбирать, за что нести ответственность.

А. ПРЯМИЦИН,
начальник Управления
образования мэрии г.Ярославля

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru