Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВОСЬМАЯ НОТА 

Ярослав СЕДОВ

Карьерный рывок «Повесы»

В Большом театре переодели оперу Стравинского по мотивам гравюр Хогарта

ХОГАРТ. «СВАДЕБНЫЙ КОНТРАКТ»

ХОГАРТ. «СВАДЕБНЫЙ КОНТРАКТ»

Название оперы Стравинского «The Rake’s Progress» у нас принято переводить как “Похождения повесы”, хотя точнее – “Карьера мота (распутника)”. В кратких эпизодах здесь предстают не просто отдельные занимательные приключения провинциального парня Тома Рейкуэлла, неожиданно получившего наследство и бесславно промотавшего его в столице, но история жизни, напоминающая фаустовскую. Только не в философском изложении Гете, а в причудливом обличье салонной комедии XVIII века, стилизующей средневековый площадной фарс.
Идея оперы возникла у Стравинского под впечатлением серии гравюр знаменитого художника Уильяма Хогарта, которые композитор увидел на выставке в Чикаго. Либретто написал английский поэт Уистан Хью Оден, превративший нравоучительную бытовую историю чуть ли не в библейскую. Героя соблазняет и провоцирует на неблаговидные поступки персонаж по имени Ник Шэдоу (ипостась черта), ему противостоит Энн, самоотверженная возлюбленная героя. А в ситуациях, разыгрывающихся по ходу действия, возникает увлекательная игра перекликающихся тем и мотивов средневековых моралите, комедий эпохи Просвещения и психологических драм ХIX века.
Стравинский не отказал себе в удовольствии устроить столь же изощренную игру стилей. Он совместил находки музыкального авангарда и экспрессионизма ХХ века со старинными формами арий и речитативов под аккомпанемент клавесина. А во многих сценах почти процитировал темы моцартовских опер или воспользовался его приемами инструментовки.
До сих пор эта экстравагантная опера шла в Москве лишь в Камерном музыкальном театре. В 1978 году ее блестяще поставил там патриарх российской оперной режиссуры Борис Покровский. Теперь Большой театр пригласил молодого постановщика Дмитрия Чернякова. Он пару лет назад взбудоражил театральную публику постановкой оперы Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже”, решенной средствами современной европейской оперной режиссуры. Ради этих самых средств, с которыми у большинства идеологов нашего современного театра связываются представления о прогрессе оперного искусства, и была затеяна постановка.
Черняков разложил эпизоды оперы Стравинского по ячейкам, выезжающим из тьмы к авансцене. Все они – обитая красным комната в публичном доме, гостиная с белым роялем в доме разбогатевшего Тома, серо-стальной павильон киностудии, где герой, участвующий в ток-шоу, объявляет о женитьбе на устрашающей циркачке Бабе-турчанке и другие – оказались эффектно придуманными и грамотно выполненными образцами современного дизайна. Большинство критиков, одобривших постановку, нашли в этом решении много занимательного: принципиальное, а не внешнее сходство с жанром хогартовской гравюрной серии, огромное количество ассоциаций (от Хичкока до звезд современного искусства), а также авторскую идею Чернякова, состоящую в том, что главный современный грех – тщеславие, побуждающее любой ценой быть в центре внимания.
В результате черняковскому «Повесе» можно смело предрекать карьеру модного спектакля, он, наверное, получит всевозможные награды и почетное место в новейшей театральной истории. Тем более что музыкальная часть хоть и не блистательна, но по нынешним меркам прилична. В очередь с опытным дирижером Александром Титовым «Повесой» интересно дирижирует дебютант Михаил Грановский, а среди исполнителей есть обаятельная Елена Вознесенская (Энн) и любимец московской публики комик Вячеслав Войнаровский (Аукционщик).
В этой ситуации не имеет смысла обсуждать, что сценическое решение, интересно соотнесенное с музыкой на уровне идей, плохо стыкуется с ней в сугубо театральном плане. Внутри эпизодов действие вязнет, и эффектные «картинки» не спасают положения. Недлинный двухактный спектакль утомляет сильнее иной многочасовой эпопеи.
Впрочем, как говорится в «Летучей мыши», полного счастья не бывает – всегда какого-нибудь пустяка и недостает.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru